В первом полугодии 2025 года число длительных задержек авиарейсов уже сравнялось с объемами всего 2023 года, рассказали «Коммерсанту» в «АльфаСтраховании». Компания отслеживает пассажирские рейсы 30 российских авиакомпаний, на которые приходится порядка 97% всех регулярных перевозок.
Согласно статистике «АльфаСтрахования», в первой половине 2025 года число задержек свыше часа выросло к январю — июню 2024 года на 72% и составило 9,1% всех рейсов. Количество задержек от двух часов и более в первом полугодии увеличилось в два раза в сравнении с тем же периодом прошлого года и достигло 4,4% всех рейсов.
По словам главного редактора Avia.ru Романа Гусарова, основными причинами задержек являются погодные условия, неисправности воздушных судов, опоздания пассажиров. В 2025 году причинами массовых задержек и отмен стала угроза атак беспилотников.
Только за 5–7 июля авиакомпании из-за атак беспилотников отменили 485 и задержали 1,9 тысячи рейсов. Динамика объявления планов «Ковер» показывает стабильный рост, отмечает основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков. Если в 2023 году аэропорты из-за атак дронов закрывали около 50 раз, в 2024-м — менее ста, то только за пять месяцев 2025 года — уже более 200 раз, приводит статистику Патраков.
На фоне роста числа задержек становится актуальным вопрос компенсаций. «АльфаСтрахование» за январь — май оформило более 37 тысяч страховых выплат — почти столько же, сколько за весь 2024 год. 10 тысяч выплат пришлись на май, средняя сумма компенсации составила 4 тысячи рублей. При этом в компании отмечают, что количество пассажиров, приобретающих страховые полисы, снизилось вдвое с 2023 года на фоне борьбы ЦБ с навязыванием дополнительных услуг при покупке авиабилетов.
В Европе при задержке рейса по вине перевозчика более чем на три часа пассажиры вправе требовать компенсацию в размере 250–600 евро. В России компенсации настолько незначительные (100 рублей за час), что пассажиры за ними не обращаются, говорит председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков.
Сейчас подход к компенсации предполагает, что ожидание пассажира в аэропорту находится полностью в зоне ответственности авиакомпании. С учетом роста нестабильности это может стать непосильным для бизнеса, опасается главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.
Новость
Дебетовые карты, по которым начисляются мили
Среди предложений банков существует отдельная группа так называемых тревел-карт, которые предназначены для часто путешествующих клиентов, поясняет аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина. По ним начисляется повышенный кэшбэк за оплату отелей, билетов или туров, скидки на соответствующие покупки, предлагается проход в бизнес-залы аэропортов. Также очень часто начисляются мили, которые затем можно потратить на билеты и сопутствующие услуги. Например, это следующие карты:
«СберКарта Тревел» от СбербанкаУмная карта «Мир» с опцией «Газпромбанк – Travel» от ГазпромбанкаКарта Alfa Travel от Альфа-БанкаКарта All Airlines от Т-Банка