Первый полет Ту-134: комфорт и характерный свист в небе СССР

Создание самолета Ту-134 В начале 1960-х основу авиапарка ближнемагистральных самолетов в СССР и странах соцлагеря составляли устаревшие Ил-14, вмещавшие до 36 пассажиров. В это время наступала эра реактивной авиации. В конце 1950-х появился французский CMC SE-210 «Каравелла» с турбореактивными двигателями в хвостовой части. Такая конструкция улучшала аэродинамику и снижала шум в салоне. Кроме того, первый советский реактивный лайнер использовался в основном на международных и наиболее загруженных внутренних рейсах. «Аэрофлоту» требовался самолет для региональных линий дальностью до 2000 км, скоростью 800-900 км/ч на высоте 10-12 тыс. метров, вместимостью не менее 40 пассажиров и возможностью взлета с коротких полос. 1 августа 1960 года было принято решение о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А. Опыт разработки реактивных самолетов позволил ОКБ А.Н. Туполева быстро создать новый лайнер: проектирование и постройка прототипа заняли три года. Самолет был собран в первой половине 1963 года, а 29 июля экипаж во главе с Александром Калиной совершил первый полет, после чего начались испытания. 20 ноября 1963 года машина получила новое название – Ту-134. За длинный узкий фюзеляж и характерный высокий звук двигателя авиалайнер окрестили «Стилягой» и «Свистком». Первые полеты Ту-134 Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом, двумя турбореактивными двигателями в хвостовой части и Т-образным оперением. Для посадки на короткие полосы использовались тормозные парашюты. В одноклассной конфигурации самолет вмещал до 72 пассажиров. Серийное производство Ту-134 осуществлялось в Харькове с 1966 по 1984 годы. Эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967 года рейсом Москва – Адлер. Самолет отличался высоким уровнем комфорта. Первое время он обслуживал международные и внутренние рейсы между Москвой и крупными городами, а с начала 1970-х стал главным самолетом на региональных линиях. Было построено 852 самолета различных модификаций, включая пассажирские, специальные, учебные версии, летающие лаборатории, сельскохозяйственные и VIP-модификации. К началу 1990-х парк Ту-134 в СССР перевез около 500 млн пассажиров. Авиакатастрофа с Ту-134 Вечером 20 июня 2011 года пассажирский самолет Ту-134, совершавший чартерный рейс из Москвы в Петрозаводск разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно посадочной полосы (ВВП) аэропорта Петрозаводска. На борту находились 52 человека, из них 44 погибли при крушении, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах. Позже выяснилось, что в условиях плохой видимости при заходе на посадку на высоте 150 метров и на расстоянии три километра от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома Петрозаводска самолет пересек заданную траекторию снижения, для дальнейшего выдерживания которой требовалось, чтобы экипаж установил вертикальную скорость снижения равной четырем метрам в секунду, но этого сделано не было. При посадке на скорости около 290 километров в час самолет задел деревья по обочинам дороги и накренился на правый борт. Пролетев еще 510 метров, лайнер столкнулся с бруствером дороги практически в перевернутом положении разрушился и загорелся. Напомним, легендарный самолет Ту-134 совершил свой заключительный пассажирский рейс из Иркутска в 2019 году. Фото: ФедералПресс / Антон Федулов

Первый полет Ту-134: комфорт и характерный свист в небе СССР
© РИА "ФедералПресс"