Эксперты: аннулирование сертификата ТО у "Ангары" не повлияет на график полетов

Росавиация аннулировала сертификат иркутской авиакомпании "Ангара" на обслуживание авиатехники. Сегодня перевозчик уже сообщил о связанных с этим решением отменах рейсов и возможных задержках вылетов. Может ли это сказаться на регулярности авиасообщения в регионах Восточной Сибири в целом, "РГ" рассказали эксперты.

Эксперты: аннулирование сертификата ТО у "Ангары" не повлияет на график полетов
© Российская Газета

Напомним, что 24 июля пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Ангара" потерпел крушение в 15 километрах от Тынды. 30 июля Росавиация сообщила об аннулировании сертификата "Ангары", разрешавшего специалистам перевозчика выполнять техническое обслуживание воздушных судов и их компонентов. Решение принято по итогам внеплановой проверки, которая выявила ряд нарушений. Например, документация оформлялась без фактического выполнения работ, а необходимые инструменты и оборудование не использовались.

В "Ангаре" рассказали, что, несмотря на это решение, полеты продолжаются. Для обеспечения предполетного технического обслуживания воздушных судов будут привлечены сертифицированные сторонние организации. Однако при этом все же пока придется отменить часть рейсов, также возможны задержки выполнения вылетов. Так, уже сегодня, по данным онлайн-табло аэропортов Иркутска и Улан-Удэ, были отменены два рейса авиакомпании в Нижнеангарск.

Напомним, что "Ангара" была создана в 2000 году, сейчас она является одним из основных авиаперевозчиков на внутренних воздушных маршрутах Восточной Сибири. Авиакомпания выполняет регулярные пассажирские рейсы на территории Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края.

В ее парке - самолеты Ан-24 и Ан-26-100, вертолеты Ми-8 различной модификации.

"Самолеты у "Ангары" действительно достаточно возрастные, - комментирует руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. - Возраст, конечно, играет роль. Но в первую очередь имеет значение летная годность воздушного судна. Если после очередного технического обслуживания летательный аппарат получает продление летной годности, то это говорит о том, что он может летать и перевозить пассажиров".

По словам эксперта, Ан-24 - надежный самолет, иначе его не смогли бы эксплуатировать в течение порядка 30-40 лет. Он способен осуществлять взлет и посадку с грунта и других малоподготовленных взлетно-посадочных полос, поэтому подходит для небольших аэродромов удаленных населенных пунктов, инфраструктура которых слабо развита. Именно эту машину использует большинство региональных авиакомпаний в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, и заменить ее пока нечем.

"Да, регион очень непростой - климатически, географически, ландшафтно, там большое количество гор, холмов, тайга кругом. И в сложных условиях находятся большинство аэродромов отдаленных поселков, они могут принимать только самолеты типа Ан-24 (или вертолеты). Если мы совсем снимем эти старые машины с линий, то дальние населенные пункты станут просто недосягаемыми, так как другими видами транспорта туда не добраться. А заменить Ан-24 пока нечем: канадские, европейские модели самолетов местных линий сейчас недоступны для покупки. А если даже компания умудрится купить их на вторичном рынке, то обслуживание таких летательных аппаратов будет достаточно дорогим", - отмечает эксперт.

Заменять Ан-24 авиакомпании будут, когда в эксплуатацию поступят новые отечественные машины - Ил-114-300, турбовинтовой региональный самолет ТВРС-44 "Ладога" и другие. И государство поможет перевозчикам субсидиями - чтобы они могли взять в лизинг эти воздушные суда.

Сейчас же "Ангара" продолжит летать на Ан-24 - возрастном и поэтому не всегда простом в обслуживании самолете.

"Занимаясь самостоятельно обслуживанием этих судов, авиакомпания таким образом хорошо экономила средства. Сейчас же ей надо будет изыскивать дополнительные деньги на обслуживание машин, а учитывая их возраст, стоить это будет недешево", - считает Андрей Величко.

Но все это "бьет" по экономике в первую очередь самой компании, на графике же полетов и обслуживании пассажиров сказаться не должно. Озвученные отмены и задержки рейсов могут быть связаны с переходным периодом.

"Авиакомпании необходимо заключить договора на техобслуживание самолетов, которое включает и предполетную подготовку, со сторонними сертифицированными организациями, понятно, что это займет какое-то время. Но как только все будет оформлено, налажено, ситуация стабилизируется", - объясняет собеседник.

И даже если предположить худший сценарий - банкротство авиакомпании, ее всегда заменит другой региональный перевозчик. Например, по этим направлениям летает ИрАэро, "Полярные авиалинии" и другие местные компании.

"Аннулирование сертификата на техобслуживание авиатехники - совершенно не причина для банкротства, - уверен главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. - "Ангара" зарабатывает на перевозке пассажиров, это ее главный бизнес. И основной заработок у нее остается. Говорить о том, что она должна вдруг обанкротиться в условиях роста спроса и цен на авиаперевозки, нельзя".

И даже если это случится, то ее ликвидные воздушные суда приобретут другие региональные авиакомпании, то есть произойдет естественное замещение на рынке. Только переходный период может быть в этом случае не очень гладким, предполагает авиаэксперт.

"Подавляющее число авиакомпаний обслуживают свои суда в специализированных техцентрах. Факт аннулирования сертификата на техобслуживание не говорит об остановке "Ангары" как перевозчика. Она и далее может летать и спокойно эксплуатировать свои воздушные суда", - резюмировал Роман Гусаров.