В Сургуте вынесли приговор участницам знаменитой пилотажной группы "Барсы"

На кадрах девушка-пассажир на борту самолета с сияющей во весь рот улыбкой и развевающимися на ветру волосами. Видно, что у нее дух захватывает от полета, она то и дело берет в руки телефон и делает селфи. И если бы не исход всей этой истории, можно было бы подумать, что это яркий рекламный ролик какого-то увлекательного путешествия. Впрочем, почти сразу после полета пассажирка пойдет с заявлением в прокуратуру и сообщит, что "в самолете ей было очень страшно, что она сильно боялась за свою жизнь". И что она дословно: "незамедлительно требует провести проверку в отношении лиц, предоставляющих услуги по полету".

В Сургуте вынесли приговор участницам знаменитой пилотажной группы "Барсы"
© Российская Газета

Шестеро смелых

Эта история произошла два года назад. За штурвалом самолета, совершившего тот роковой полет, была одна из самых опытных пилотов знаменитой женской группы "Барсы" из Сургута - Снежана Игнатенко.

А на днях ей и еще одной из участниц "Барсов", девушке, занимавшейся организацией этого полета - Анастасии Барсовой, вынесли приговор. Снежана получила два года, один месяц наказания условно, штраф 100 тысяч рублей и запрет на управление воздушными судами на срок два с половиной года. Анастасию приговорили к двум годам условно, штрафу 80 тысяч, а также лишили права заниматься организационной деятельностью.

"Барсы" известны далеко за пределами Югры. В группе шестеро красивых девушек-пилотов, каждый год в День Победы они взмывают в небо на легкомоторных самолетах, чтобы совершить свои уникальные пируэты. Не раз поднимали под облака портреты "Бессмертного полка". И для очень многих приговор участницам группы стал откровенным шоком.

"Вступили в преступный сговор"

Так что же произошло в тот день? Вот что сообщили "РГ" в Уральской транспортной прокуратуре, по материалам которой СК на транспорте возбудил в итоге уголовное дело.

"Судом установлено, что в мае 2023 года на аэродроме "Боровая" осужденные на легкомоторном самолете Yak-52B оказывали не отвечающие требованиям безопасности услуги развлекательного коммерческого полета с выполнением фигур высшего пилотажа с многочисленными нарушениями правил полетов, что создавало реальную опасность для жизни и здоровья людей".

Каждые две-три минуты пассажирку спрашивали: "С вами все хорошо?" И всякий раз она отвечала: "Да, конечно, все нормально"

Впрочем, это всего лишь фабула предъявленного обвинения, - все целиком оно изложено на нескольких десятках страниц, где девушек обвинили и в преступном сговоре, и в том, что у пассажирки не проверили перед полетом здоровье, не провели с ней инструктаж, не дали парашют, в полете не спрашивали о ее самочувствии. А следовательно, в неуравновешенном состоянии та вполне могла схватиться за штурвал, и тогда самолет бы рухнул на город и погибли бы люди. В общем, нарисована картина полного апокалипсиса.

Связывались каждые две минуты

Все эти два года вместе с экспертами девушки пытаются доказать, как сильно переплелись в этом деле правда, полуправда и откровенная ложь.

"В тот день, 19 мая, я готовилась к своему очередному тренировочному полету, - рассказывает Снежана Игнатенко. - Меня попросили провести с девушкой-пассажиркой ознакомительный полет. Перед этим провела с девушкой инструктаж, что зафиксировано на камеру. Причем технически самолет устроен так, что парашют служит сиденьем, то есть пассажирка на нем же и сидела. За 20 минут полета зафиксировано восемь включений переговорного устройства. То есть каждые две-три минуты я спрашивала: "С вами все хорошо?" И всякий раз она отвечала: "Да, конечно, все нормально".

О том, что "у нее все нормально", девушка с улыбкой говорит и когда самолет уже успешно приземлился. Этот ролик сейчас широко распространен в интернете, у него миллионные просмотры. И сотни комментариев: мол, как так, все же было хорошо, зачем потом пошла в прокуратуру?

И действительно, зачем? Если было так плохо следовало, наверное, немедленно вызвать скорую. Но нет, никаких нарушений в ее здоровье зафиксировано на тот момент не было. Впрочем, какой-то особой киношной драматургии ситуации невольно придает как раз то, что спустя несколько месяцев уже после полета эта девушка неожиданно скончалась во сне. Как выяснилось, она наблюдалась у кардиолога.

Контрольная закупка?

В "Барсах" не отрицают того, что не потребовали у пассажирки справку о здоровье. Полагая, что каждый сам взвешивает риски. Хотя, наверное, даже простая справка от терапевта отсекала бы хотя бы самых нездоровых людей.

При этом в деле полно откровенных загадок. Например, зафиксировано, что заявление в прокуратуру было подано 19 мая в 13.41, а сам полет начался в 14.00 и продлился 20 минут. То есть получается, заявление было подано загодя, еще до полета. Секрет прост: девушка проходила практику в Транспортной прокуратуре Сургута. О чем есть справка из вуза, где она училась. И заявление подала заранее, потому что в тот день была пятница, и можно было просто не успеть. В "Барсах" уверены, что это была заказная "контрольная закупка". И стажерку прокуратуры просто использовали.

Теперь - уголовницы

Впрочем, так это или нет, к сути дела имеет, скорее, косвенное отношение. А суть в том, имели или нет "Барсы" право летать с пассажирами и крутить фигуры высшего пилотажа в принципе.

Технически самолет полностью исправен, есть все разрешительные документы. Следственной экспертизой зафиксировано, что диапазон нагрузки на организм пассажира был в технических терминах от "+3 G" до "-2G", то есть, переводя с технического на русский, - примерно таким, как во время резкого торможения автомобиля. То есть здоровью пассажиров практически ничего не угрожает.

Впрочем, вердикт суда совсем иной: на борту легкомоторного Yak-52B нельзя совершать фигуры высшего пилотажа с пассажирами на борту. Но даже если исходить из этой установки, не слишком ли суровый вердикт вынес суд, лишив Снежану Игнатенко права на два с половиной года летать. Для нее это был самый сильный удар. Конечно, услышав этот вердикт, стойкая девушка заплакала.

Заслужили ли девушки уголовное наказание в принципе? Почему нельзя было ограничиться штрафом, даже если и есть их вина в этом деле. Ведь по факту ни один человек не пострадал.

Участницы группы, поддерживающие их "Барсы" будут и дальше отстаивать свою позицию. Они подали апелляцию в суд высшей инстанции в Ханты-Мансийске.

Комментарий

Дамир Юсупов, Герой России, пилот, в 2019 году спасший пассажиров, посадив самолет на кукурузное поле:

- Давно знаю девчонок из группы "Барсы". Это редкая, я бы сказал, уникальная группа пилотов-девушек. Совсем недавно был в Сургуте, как раз незадолго до вынесения им приговора.

Снежана Игнатенко взяла меня на борт, она настолько профессионально выполняет фигуры высшего пилотажа и настолько уверенно держится в небе, что, признаюсь, даже позавидовал. Когда узнал, какой приговор вынесли девушкам, был в шоке. Ведь "Барсы" как никто популяризируют летный спорт, отечественную авиацию, и тут такой удар. На мой взгляд, все это дело попросту сфабриковано, в нем масса несостыковок, и никаких серьезных, доказательных обвинений против участниц "Барсов" не выдвинуто. Но при этом вынесен очень суровый приговор. Я думаю, после пересмотра дела справедливость все же восторжествует.