Депутат Нилов: Авиакомпании должны отвечать за порчу ручной клади пассажиров

Для авиаперевозчиков необходимо ввести ответственность перед пассажирами за порчу, повреждение и утрату их ручной клади, считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Депутат Нилов: Авиакомпании должны отвечать за порчу ручной клади пассажиров
© Парламентская газета

Для защиты прав пассажиров группой депутатов внесен в Госдуму законопроект, предусматривающий изменения в статью 119 Воздушного кодекса. Так, за утрату, недостачу или повреждение ручной клади авиакомпании могут обязать выплачивать компенсацию в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Сейчас за утрату, недостачу или повреждение ручной клади перевозчик несет ответственность в размере ее стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более 11 тысяч рублей.

При этом авиакомпании вправе самостоятельно устанавливать требования к габаритам ручной клади и ее весу. Большие допустимые размеры ручной клади привлекают пассажиров и делают авиакомпании более востребованными среди путешественников, особенно тех, кто не летает с большими чемоданами и не желает доплачивать за багаж, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Однако лица, совершающие полет с крупногабаритной ручной кладью допустимых размеров, могут сделать дорогу других пассажиров некомфортной и создать на борту воздушного судна конфликтные ситуации, считают авторы документа. Из-за отсутствия условия привязки полки для ручной клади к пассажирскому сиденью, расположенному под ней, люди с крупногабаритной ручной кладью размещают свои вещи, чемоданы на любых свободных полках.

В законодательной инициативе сказано, что, проходя в салон самолета в числе первых, такие пассажиры занимают удобные именно для них полки, не думая о тех, над чьими сиденьями они размещены. Кроме пластиковых чемоданов на колесах, могут повредить чужие вещи, испачкать их, чем нанесут материальный ущерб их владельцу. «При этом, если вещи размещены не непосредственно над сиденьем их владельца, а в другой части самолета, не всегда получается определить виновника порчи имущества, а также доказать его вину», — отмечено в документе.

По словам Нилова, авиакомпании при пропуске пассажиров на борт четко придерживаются установленных габаритов ручной клади багажа, вынуждая людей либо бросить сумку, либо доплатить, а когда речь заходит о защите прав пассажиров, то все очень размыто.

«Авиакомпаниям необходимо лояльнее подходить к этим вопросам, а не прикрываться тем, что это лоукостер, и занижать объемы провозимого багажа, делая просто невозможным полет с ручной кладью. Недопустимо, когда человека, чья сумка на 2 сантиметра больше положенного, не пускают на борт, ставя его в безвыходное положение, создавая условия, чтобы он либо заплатил, либо его не допустят на борт. Если придерживаться жестких правил, то давайте они будут существовать и для авиакомпаний», — сказал депутат «Парламентской газете».

Кроме этого, он считает необходимым соблюдать интересы авиапассажиров и в других ситуациях.

«Нужно, чтобы пассажир, который пришел в аэропорт, если у него обнаружились предметы, которые в стерильную зону проносить нельзя, имел возможность оставить их до своего возвращения абсолютно бесплатно, — заявил Нилов. — А если утрачен багаж, ручная кладь, значит, положена компенсация».

По его словам, авиакомпании злоупотребляют своими правами и экономят даже в форс-мажорных ситуациях. «Когда они возникают, они должны касаться авиакомпаний, но не должны касаться пассажиров», — отметил парламентарий.