"Лови момент и не ной". Как актёр Степан Дворянкин в отпуске "море переплывал и в луже не утонул"

В эксклюзивном интервью "Омск Здесь" артист Омского драматического театра и Дома актёра Степан Дворянкин рассказал о своём первом большом мотопутешествии, поделился детскими воспоминаниями о дедушкином "Урале", а также сравнил такие поездки с театральной средой. Около 4500 километров, 6,5 дней в пути, 20 кг багажа, бесконечные поля, постепенно сменяющиеся красотой русских деревень со старыми кирпичными церквушками. Актёр Степан Дворянкин проехал из Омска до Донецка на мотоцикле. Один. О том, как эта поездка повлияла на него и его творчество и почему именно такой отпуск он предпочитает лежанию на пляже - читайте в нашем интервью. - Стёпа, э то было твоё первое большое мотопутешествие? - Да, это первое большое путешествие по стране, до этого из больших двухколёсных поездок была разве что наша с Олегом Берковым поездка на велосипедах от Иркутска до Улан-Удэ. В прошлом году в Таиланде я на мотоцикле три провинции проехал. Но я бы даже не сравнивал эти поездки. - Почему именно Ростов-на-Дону и Донецк? Наверняка это неслучайно выбранные конечными точки маршрута? Что прежде всего ты планировал там посетить? - Поездка планировалась давно, маршрут я выбирал исходя из своих желаний. Мне очень хотелось совершить дальняк, и не просто из одной точки в другую приехать, а открыть что-то новое для себя. На восток не было смысла ехать - я там всё объездил, и решил для себя, что вернусь туда, когда буду гнать машину. Остаётся запад и юг. Ехать на московскую трассу, которую я тоже неплохо знаю, не хотелось, а вот на юг я никогда не ездил. Но краснодарским морем меня, конечно, не удивить, я туда не хотел. Плюс у меня была идея фикс - я хотел ещё раз встретиться с ребятами из отдельного танкового штурмового батальона "Сомали". И всё совпало, возник маршрут. - Как долго ты планировал эту поездку? Изучал ли трассу или, может быть, читал истории других мотопутешественников? - К путешествию я готовился три месяца: изучал трассу, перерыл множество постов байкеров, пересмотрел сотни видео, в которых путешественники рассказывают, как оборудовать мотоцикл, что с собой взять, что не брать, чего бояться, чего не бояться, как вести себя на трассе. И самое интересное, что я никому ничего не говорил, никто не знал о моей идее. Как правило, подобные вещи не связаны с рациональностью. Вряд ли бы кто-то оценил, а большинство бы, скорее всего, сказали, что я уже "совсем" и зачем так голову подвергать опасности. - Каким был твой распорядок дня в путешествии? - Распорядок был очень простой. Палатку, горелку и котелок я брал с собой, но, скорее, на крайний случай, чтобы не ночевать под открытым небом. Ночевал я в придорожных мотелях. Где-то в 6-7 утра вставал, пил кофе, расчехлялся, как я это называю, и собирался в путь. По дороге делал остановки. Каждые 100 километров я слезал с мотоцикла, разминался, потому что одно место затекает очень-очень сильно, прям сильно (смеётся) . Это, кстати, было основной проблемой. У меня вообще проблемы со спиной, и я думал, что именно она будет меня беспокоить, но нет. Спина вообще не болела, а вот пятая точка просто отваливалась уже к концу путешествия (улыбается) . - На мотоцикле флаг Омской области. Что ты этим хотел сказать? - Да ничего не хотел сказать. Мне кажется прикольным, когда ты едешь и всем понятно, откуда ты. Только по факту никому это не было понятно, потому что никто не знает, как выглядит флаг Омской области. - По пути ты делал небольшие остановки. Какие места запомнились больше всего и чем? - Мне больше всего запомнилась Саратовская область. Первые две тысячи километров были просто поля, бесконечные поля, ничего интересного. Когда въехал в центральную Россию, где Самара, Саратов, Сызрань, мне начали встречаться маленькие, но при этом очень милые деревеньки. И практически в каждой деревеньке есть церковь, где-то отреставрированные, где-то новодел, а где-то по кирпичу понятно, что это очень старые церквушки. Выглядят они от этого не менее атмосферно (улыбается) . Я вообще поклонник теории о том, что правильная атмосфера осталась именно в таких церквушках, потому что в больших храмах, типа Исаакиевского собора в Питер, нет этого ощущения. Там ощущение туристического места, а ощущение церкви есть только в маленьких провинциальных церквушках. - Что самое страшное и сумасшедшее случалось в пути? - Был один момент. Где-то около Самары я шёл за легковушкой, а легковушка шла за фурой. Мы все шли достаточно близко, готовились обгонять фуру, и у фуры вдруг взрывается задняя покрышка. Это было ой как страшно, потому что она так бахнула, что ошмётки полетели в разные стороны, и фура завиляла. Но мы как-то инстинктивно все выровнялись, остановились и никто, слава Богу, не пострадал. Я в первый раз в жизни видел, как лопается колесо у фуры. Это очень страшно. - Были моменты, когда хотелось всё бросить и развернуться в сторону Омска? Как себя настраивал? - Да, в самом начале, поскольку я сильно нервничал. По России так много на мотике я не ездил никогда. Первый день был самый нервный. Я проехал 450 километров и где-то за Ишимом остановился на ночлег. Тогда появилась мысль: да ну это всё, может, назад повернуть, фигню какую-то непонятную затеял. Потом уже, когда полпути проехал, эти мысли вообще отпали. Я понял, что доеду: привык к дороге, понял, что можно, что нельзя. Просто спокойно ехал дальше. Никак я себя особо не настраивал, я говорил себе так: "Ты этого хотел? Получай, сейчас с тобой происходит то, о чём ты будешь вспоминать всю жизнь. Лови момент и не ной". - Как к тебе относились другие участники дорожного движения на трассе? Удалось с кем-то познакомиться и проехать в связке с другими байкерами? - Здесь такой интересный момент. Чем дальше от центральной России, тем меньше становится мотоциклистов, таких - настоящих. И каждый мотоцикл, который мне навстречу шёл, я всегда приветствовал, меня приветствовали в ответ. Если где-то на заправках пересекались, обязательно подходили друг к другу, спрашивали, кто куда едет, как дела, обменивались контактами. С парнем Владом, например, который ехал из Уфы тоже в Донецк, мы даже немножечко вместе проехали. В центральной России байкеров становится больше, и там уже, конечно, не так по-дружески все друг друга приветствуют, но, тем не менее, всё равно очень много хороших знакомств случилось. Мне вообще в этой поездке на людей категорически везло. Вообще, я не люблю ездить в связке на мотоциклах и терпеть не могу ездить в колонне. Она накладывает свои обязательства: вы должны единовременно выполнять манёвры и ехать плюс-минус с одинаковой скоростью, а не все могут сохранять ту скорость, которую держит главный в колонне. Это неудобно. Мне приятнее и проще в одиночку катать. - Какие первые были мысли после того, как ты пересёк границу Донецкой области? Вот что первое подумалось? - "Ну наконец-то" (смеётся). Там меня уже сразу встретили, и мы вместе поехали к стеле. Я очень хотел именно там сделать фотографию. Вышел и думаю: "Господи, наконец-то". Радость была, конечно, что всё получилось, что всё преодолел и доехал. Но в то же время её немножко сдерживал тот факт, что впереди ещё обратная дорога. До Москвы было 1400 километров, и мой товарищ Сашка, у которого я там ночевал, хорошую фразу произнёс: "Стёпа, море переплыл, теперь бы в луже не утонуть". - Какие ожидания у тебя были перед поездкой и насколько они совпали с реальностью? Какие уроки извлек из первого длительного мотопутешествия? - Во-первых, себя хотелось проверить - осилю я этот путь или нет. Рекордов я не собирался ставить, и изначально, когда выезжал, дал себе установку: сколько проеду, столько проеду. В спину никто не пинает, ответственность ни перед кем нести не надо. Не получится - развернусь и поеду назад. В реальности на самом деле всё оказалось гораздо проще. Очень многое зависит от твоей подготовки, от подготовки техники и снаряжения. Но однозначно сказать, что это легко, я не могу. Это тяжело. Мотоцикл мне подготовили наши омские ребята, которые со своей задачей справились на пятёрочку. У меня ничего в дороге не случилось. Большая часть моей поклажи была так или иначе связана с ремонтом мотоцикла. Это комплект камер, запасное реле регулятора, ключи, инструменты. С собой я брал самое необходимое, и по факту мне пригодился вообще минимум вещей. На тех же ночлежках я снимал футболку, стирал её, она до утра высыхала, я её опять надевал и ехал. Потому что это моя любимая футболка, мне в ней классно (улыбается) . - В прошлом году в отпуске ты путешествовал по Таиланду, тоже на двух колёсах. Если сравнить эти два путешествия - какое эмоциональнее, какое больше запало в душу? - Я бы не сравнивал поездку по Таиланду и поездку в Донецк. Их невозможно сравнивать, это небо и земля. Там я проехал всего 700 с копейками километров, это ни о чем для России. Это примерное расстояние от Омска до Новосибирска. В Тае провинции расположены рядом друг с другом, и нет ощущения, что ты путешествуешь куда-то далеко. Там есть ощущение, что ты едешь и любуешься природой, диковинными людьми, которые живут не так, как живёшь ты. И от этого я устал уже на третий день поездки. Поэтому я бы не сравнивал два этих путешествия. В душу, думаю, мне западёт это моё больше путешествие в Донецк. Оно было теплей и по ощущениям, и по восприятию. На чужбине ты только глазеешь, но какого-то вау-эффекта нет. В Таиланде он был только тогда, когда я наконец-то увидел море и залив. А здесь у меня этот вау-эффект был практически каждый раз, когда я въезжал в новое место, например, в Татарстан с его живописными местами. - Немного философский вопрос: как думаешь, какие общие черты есть у театральной сферы и мотопутешествий? Как эти две твои страсти взаимно наполняют твою жизнь? - Как ни странно, общее есть. Как и театральная профессия полна парадоксов, так и путешествие на мотоцикле полно парадоксов. Это всё не про рациональность. Как будет рассуждать правильный человек? Нужно купить билет на поезд до Ростова, потому что туда самолёты не летают, и спокойненько, с комфортом доехать туда. Потом пересесть в автобус до Донецка и спокойненько, с комфортом доехать туда. Это рационально. В театре нет понятия рациональности, особенно на сцене, там всё идёт изнутри, и особенно от души. И в путешествии тоже всё идёт от души. Ты садишься на мотоцикл, у тебя нет никаких раздражающих факторов, у тебя есть только ты, звук мотора и дорога. Ты либо от этого кайфуешь, либо нет. Я кайфовал. Но думаю, что очень много людей скажут, что я ненормальный, и по-своему они будут правы, потому что они мыслят рационально. А здесь другая ситуация, как и в театре. В театр идут от сердца, а не от разума, как и на такое путешествие решаются от сердца, а не от разума. - Что нового в себе открыл в этом путешествии? - Наверное, я подтвердил в себе убеждение в том, что с тобой в этой жизни может случиться вообще всё что угодно и ты не застрахован ни от чего. У тебя всё в этой жизни можно легко отнять - работу, деньги, дом, людей, но твоего отношения к миру не отнимет никто. Знаешь, как я к этому пришёл? Я к этому пришёл, когда ранним утром, проезжая трассу М-4 "Дон", вдруг в какой-то момент понял, что начинаю клевать носом и мне срочно нужно остановиться и отдохнуть. В машине ты просто можешь откинуть сиденье и заснуть, а на мотоцикле так не выйдет. Я нашёл какую-то автобусную остановку, съехал с трассы, закатил мотоцикл прям в эту остановку и вырубился. Проснулся где-то в 5 утра, было очень холодно, ещё и влажность, я так продрог. И вдруг я ловлю себя на мысли о том, что я, взрослый человек, почему-то ночую на остановке где-то под Тулой (смеётся). В какой момент я к этому пришёл? Вот, и такое было. - Как это путешествие повлияло на творчество и отношение к театру в целом? Ждать ли в новом сезоне что-то новое? Насколько вообще такая "перезагрузка" даёт силы на год бесконечных репетиций и спектаклей? - У меня было время поразмышлять и подумать о том, что я буду делать в следующем сезоне. Это разгрузка, прежде всего, мозгов, и она даёт достаточно сил. Если бы не давала, я бы этого не делал. Слово "перезагрузка" очень точно подходит. Необходимо немножечко выключить мозг, быть в моменте, когда ты просто выключаешься. Этого не хватает в повседневной жизни. А здесь у тебя три раздражителя: мотоцикл, дорога и твоя собственная голова. Всё. И ты в этом крутишься, варишься. Я все свои мысли успел передумать во время этого путешествия. - Как и когда вообще зародилась любовь к мотоциклам? Всегда тянуло на экстрим? Вирусом мотопутешественника уже заразился? - Когда я был очень-очень маленьким, у нас был мотоцикл. У дедушки был зелёный "Урал" с люлькой. Мы очень много на нём ездили, я в коляске сидел в красном смешном шлеме (улыбается) . Это тёплое детское воспоминание, которое сразу у меня возникало, когда я видел мотоциклы. А четыре года назад мне подарили сертификат на катания на кроссовых мотоциклах в лесу. Я сел, и понеслась (смеётся) . Спустя полгода я купил первый мотоцикл, параллельно пошёл учиться на категорию А. Помню, вечером во дворе выполнял упражнения: расставлял бутылки и тренировал восьмёрку. Получил права, и всё закрутилось. Но на экстрим, кстати, меня особо не тянуло. А какой может быть экстрим? Главное - быть внимательным на трассе и не совершать манёвров, которые могут привести к аварийной ситуации. Это единственный экстрим. А вирус путешественника во мне всегда был, а приставка "мото" это уже так, прикладное (улыбается) . - Ты уже 4 года катаешь на мотоцикле. Что для тебя это средство передвижения? Опиши его в трёх словах. - Для меня это не средство передвижения - мне на машине комфортней: и крыша есть над головой, и кондиционер всегда можно включить. Мотоцикл - это игрушка, причём очень недешёвая в обращении. Но при этом есть в этой технике что-то такое, что неплохо разгружает голову, даёт тебе возможность побыть кем-то другим. Только мотоцикл может дать тебе ощущение единения с дорогой и окружающим тебя пейзажем. Я не из тех, кто катает на скорость, никогда я этого не делал. Мои катания не про экстрим, для меня это про удовольствие, про разгрузку головы, про психологическое удовольствие. Фото предоставлено героем материала

"Лови момент и не ной". Как актёр Степан Дворянкин в отпуске "море переплывал и в луже не утонул"
© Омск Здесь