"РГ" выяснила, как оказывают первую медицинскую помощь на борту самолета
Есть ли на борту медики? К сожалению, этот вопрос командира экипажа во время полета звучит не так редко. По данным экспертов, в среднем за год более 200 авиапассажиров отмечают ухудшение самочувствия во время перелетов. Около 37% случаев - это обмороки или предобморочные состояния, 27,5% - проблемы с пищеварительной системой, 12,1% - затруднение дыхания, симптомы респираторных заболеваний , 7% - симптомы сердечно-сосудистых заболеваний.
Серьезная ситуация, потребовавшая срочной медицинской помощи, случилась на днях на борту самолета, летевшего из Москвы в Ханой. Как сообщалось, у одного из пассажиров резко подскочило давление. Прединфарктное состояние. Тем же рейсом в командировку на встречу с руководством Вьетнама летел глава Минздрава России Михаил Мурашко. Сеть облетели кадры: мужчина лежит на полу салона, рядом с ним министр. Мелькает чемоданчик с лекарствами. В конце кадры: пассажир уже может приподняться, а министр спокойно говорит ему: "Не волнуйтесь".
Да, врачи, в каком бы ранге они не находились и какие бы высокие должности не занимали, остаются врачами даже на высоте 10 тысяч метров над землей. И клятва Гиппократа - моральный кодекс для них в любой ситуации.
В сентябре 2016 года первую помощь пассажиру на борту самолета пришлось оказывать тогдашнему главе Минздрава России Веронике Скворцовой, которая по специальности врач-нейрореаниматолог. Это был рейс Москва - Нью-Йорк. Неожиданно через несколько минут после взлета стало плохо пассажирке. И снова прозвучал вопрос, есть ли на борту врачи. "Когда мы подошли, женщина 47 лет находилась в бессознательном состоянии... Ситуация была оценена как острое нарушение мозгового кровообращения на фоне системных изменений гемодинамики общего кровообращения", - привел тогда слова Скворцовой официальный представитель министерства. В течение получаса состояние больной удалось улучшить. Лайнер экстренно сел в Пулково, где ее уже ждал реанимобиль.
Как подметил кто-то, своего призвания не забывают не только министры-медики, но и президенты-медики. Так, в октябре 2015 года тогдашний действующий глава Уругвая Табаре Васкес, онколог по специальности, во время трансатлантического перелета в Париж оказал неотложную медпомощь 17-летней француженке. Девушка начала задыхаться. Летевший во Францию с официальным визитом 75-летний Васкес и его личный врач провели специальные реанимационные мероприятия.

Что и говорить, большая удача и везение, когда на борту при подобном экстриме оказывается профессиональный медик. Кстати, за рубежом широко распространены программы, ориентированные на часто летающих врачей. Например, немецкая авиакомпания стала одной из первых, которые ввели подобную практику: программу The Doctor on Board она запустила в 2006 году. А в США еще в 1998 году был принят закон об авиационной медицинской помощи. В нем говорится, что доктора, добросовестно лечащие больного пассажира, защищены от судебных исков, которые могут возникнуть в связи с оказанием медицинской помощи в самолете.
Чтобы повысить вероятность присутствия медика на рейсе и таким образом позаботиться о спокойствии пассажиров, несколько лет назад одна из российских авиакомпаний совместно с Ассоциацией врачей авиационной медицины также запустила первую в России программу привилегий "Врачи на борту". Но первую помощь в воздухе всегда готовы оказать и бортпроводники. Для этого они раз в два года проходят обязательный курс медподготовки, где отрабатывают ситуации, которые чаще всего встречаются в полете. Что делать, какие препараты давать, как успокоить. Их учат даже принимать роды и делать непрямой массаж сердца.
Кстати, а что находится в том самом "медицинском чемоданчике" ? В самолете, согласно рекомендациям ИКАО, имеется не одна бортовая аптечка: есть комплект первой помощи, медицинский и универсальный профилактический. Как рассказывают, перед рейсом бортпроводники контролируют их наличие, сроки годности и размещение на штатных местах согласно схеме.
Комплект первой помощи, или "расходная" аптечка, как его еще называют, содержит в себе несильные обезболивающие, лекарства, помогающие при расстройствах ЖКТ, антигистаминные препараты, легкое успокоительное, антисептики, перевязочный материал, шины, маски, перчатки. Выбор конкретных наименований лекарств зависит от авиакомпании.
Средствами из медицинского комплекта, или "докторской" аптечки, могут пользоваться только медработники из числа пассажиров либо поднявшиеся на борт после приземления самолета. Здесь уже рецептурные препараты, шприцы и ампулы с растворами для инъекций, различное оборудование. А универсальный профилактический комплект, или "инфекционная" аптечка, вскрывается только в экстренных случаях. В частности, когда в самолете пассажир с признаками какого-либо инфекционного заболевания.
Такой нюанс. Если вдруг на эшелоне у пассажирки начались роды, бортпроводники имеют право вскрыть "докторскую" аптечку с разрешения командира, чтобы воспользоваться акушерским комплектом белья и необходимым оборудованием. Но роды - это вообще особая статья. Дети в полете рождаются не очень часто, однако накал страстей такой, что одна из подобных ситуаций на борту крупной российской авиакомпании несколько лет назад даже послужила сюжетом для известного киносериала. Тогда внеплановый пассажир появился на борту Boeing 777, следовавшего из Симферополя в Санкт-Петербург.
А в январе нынешнего года на борту самолета, летевшего рейсом Жуковский - Худжанд (Таджикистан), родилась девочка. Среди пассажиров оказались неонатолог, две медсестры-акушерки и врач-рентгенолог. Они помогли бортпроводникам принять роды. Экстренно сажать самолет не понадобилось. Рост неожиданно появившегося на свет на борту лайнера "зайчонка" - 46 см, а вес - 2,6 кг.
Надо сказать, что врачи категорически выступают против полетов беременных на поздних сроках. Есть вероятность, что от перепада давления и общего уровня стресса такой пассажирке станет плохо. В исключительных случаях могут начаться преждевременные роды, а это всегда плохо. Более того, в чрезвычайной ситуации реанимировать новорожденного будет крайне сложно. В любом случае, даже на небольшом сроке, будущей маме советуют обязательно взять с собой в самолет карту с выписками о беременности, стерильную клеенку, вату, перчатки.
Особый случай

Руководитель российской службы здоровья Михаил Мурашко летел в командировку из Москвы во вьетнамский Ханой. На третьем часу полета одному из пассажиров - 50-летнему мужчине - стало плохо: гипертонический криз. И, как принято в подобных ситуациях, прозвучал вопрос: "Есть ли на борту медики?" Медик Михаил Альбертович Мурашко в течение часа стабилизировал состояние пассажира, спас россиянина.
Да, ситуация неоднозначная: проблемы со здоровьем во время полета, оказание помощи в таких условиях… Но все-таки, все-таки… Почему информация под рубрикой "Особый случай"?
Вот комментарий помощника министра Алексея Кузнецова:
- Министр здравоохранения Михаил Альбертович Мурашко - врач по образованию. И действительно, по пути в служебную командировку на борту самолета оказал первую помощь человеку, который в ней нуждался.
Врач по образованию. Этим все сказано. Не особый случай! Спасать - обычное дело врача.