«Тоска» обернулась тоской и мукой: возвратить билет в Большой театр не удастся

Посетить Большой театр и окунуться в атмосферу высокого искусства — большое удовольствие. Но что делать, если жизнь нарушила твои планы: заболел человек, экзамен перенесли или какое другое ЧП. И тогда встречу с прекрасным надо перенести или вовсе отменить? Казалось бы, ответ простой: сдать билет. Но, как выяснилось, не все так просто и появившиеся год назад разговоры о том, что вернуть в Большой честным путем приобретенные билеты проблематично, а то и вовсе невозможно, не пустой звук. Препятствий столько, что не каждый их преодолеет. Корреспондент «МК» испытал это на себе.

«Тоска» обернулась тоской и мукой: возвратить билет в Большой театр не удастся
© Московский Комсомолец

© Алексей Меринов

Итак, 26 октября я решила отправиться с племяшкой, а ей 15 лет, на оперу «Тоска». Как добросовестный зритель, купила два билета по цене 3 тысячи за каждый — считаю, еще повезло. Но за неделю (это важно) до спектакля оказалось, что аккурат в тот момент, когда героя бессмертной оперы, Каварадосси, под гениальную музыку Пуччини поведут на расстрел, даровитый подросток должен участвовать в престижной музыкальной олимпиаде. Шесть тысяч - сумма не такая уж маленькая, и я решила что-то предпринять. Но не тут-то было.

Дело в том, что Большой театр продает именные билеты. В Большом это началось ровно год назад и было сделано по инициативе самого театра. Как бы для борьбы с перекупщиками. Позже такую практику ввели и московские театры — как пилотный проект Депкульта, который, как все мечтают, может завершиться к концу 2025 года. Так что если столичные театры выполняют решение своего учредителя, то Большой (на то он и большой) действует по собственному усмотрению.

А дальше начались мои хождения по мукам. Вот печальная хроника моих действий по спасению билетов и денег.

© АГН «Москва»

Действие первое. Переоформление. Первая мысль — переоформить билеты на родственников. Сделать это не удалось: по правилам переоформления билетов в Большом театре это можно сделать не позднее чем… за 10 дней до спектакля! Мои планы поменялись за 6 дней до показа «Тоски». Абсурдность этих сроков настолько очевидна, что в комментариях не нуждается.

Действие второе — сдать билеты. О возвращении всей суммы уже не было речи. Сумма сразу уменьшилась вдвое. На этот счет действует 193-ФЗ от 18 июля 2019 года, подписанный президентом страны. Но надо понимать, что закон вступил в силу еще до введения системы продажи именных билетов. В то время когда зритель мог купленный билет в любой момент отдать своим родным и близким. Но кого это волнует?

Итак, соглашаюсь с тем, что из шести тысяч теряю три, и возвращаю половину. Хоть так. Ищу на сайте форму возврата. И снова — облом. Оказывается, чтобы сдать билеты (электронные, заметьте!), мне следует приехать в кассу Большого театра.

Действие третье. Я в кассе. Даю паспорт и показываю электронные билеты. Кассир протягивает бланк: пишите заявление. Послушно пишу заявление, указывая все реквизиты билетов и своего платежа. Кассир спрашивает: «А на кого оформлен второй билет?» «На племянницу», — отвечаю. «Она несовершеннолетняя? Тогда вы не имеете права совершать в отношении нее никаких действий. Должен быть ее законный представитель — мать». Спрашивать, почему же с меня на сайте Большого театра легко взяли деньги за приобретение билета для племянницы, не требуя законного представителя, я даже не стала. Поняла, что здесь система проста: взять деньги любым способом и не отдавать тоже любым. Кассир заставила меня вычеркнуть реквизиты второго билета. Три тысячи были безвозвратно потеряны.

© АГН «Москва»

Действие четвертое. Реальные шесть тысяч за считаные минуты превратились в мифические полторы. «Так сколько я получу в итоге?» — спрашиваю кассира. «Половину стоимости вашего билета. Если одобрят». — «А вы мой билет выпустите в повторную продажу? Ведь до спектакля еще пять дней». — «Конечно, выпустим», — ответила кассир без тени смущения.

Эпилог. Позвонила директору одного абсолютно аншлагового, но уже московского театра узнать, как у них работают с такими незадачливыми зрителями. Оказалось, совершенно иначе. Предлагают поменять билет на более удобную дату, переоформляют на другое имя даже за 15 минут до начала спектакля, при необходимости возвращают деньги за оба билета тому, кто за них заплатил, не требуя никаких «законных представителей», ну и, разумеется, все это делается в режиме онлайн: ни в какие кассы ехать не надо. Видимо, потому, что ценят своих зрителей.

Давно я не чувствовала себя такой бесправной и униженной. Билет племянницы просто пропал. За свой, возможно, в каком-то неопределенном будущем верну полторы тысячи. Продав мой билет повторно, Большой театр «наварит» за мой счет 50% дополнительной прибыли. Неплохой бизнес, ведь я не одна такая.