Роковой взлет: как Ил-76 МВД России рухнул на алмазный карьер в Якутии

В преддверии катастрофы Воздушное судно принадлежало 70-му отдельному смешанному авиаполку особого назначения Внутренних войск МВД России. Борт был произведен на Ташкентском авиационном производственном объединении в 1989 году и на протяжении всей службы использовался в интересах силовых ведомств. Примечательно, что за два десятилетия эксплуатации самолет налетал всего около 4000 часов – в среднем лишь 16 летных часов в месяц, что исключительно мало для транспортного самолета такого типа. За день до катастрофы лайнер выполнил коммерческий рейс из подмосковного Ермолино в Мирный. Это была обычная практика для ведомственной авиации, позволявшая экипажам поддерживать квалификацию в периоды между оперативными заданиями. Мирный – город в Якутии, выросший вокруг легендарной кимберлитовой трубки «Мир». Гигантский карьер глубиной более 500 метров и диаметром в полтора километра, расположенный практически в центре города, в советские годы стал стратегическим источником алмазов для всей страны. Накануне вечером, при подготовке к ночной стоянке, экипаж застопорил рули и элероны, о чем свидетельствовал сигнал «СТОПОР ВКЛ» на панели управления. Эта стандартная процедура защищает систему управления от повреждений при порывах ветра. Роковая ошибка Утром 1 ноября погода в Мирном была идеальной для полетов: чистое небо, отличная видимость, слабый ветер и температура –24°C. Экипаж готовился к перелету в Читу через Иркутск, где предстояло забрать военнослужащих для доставки на Северный Кавказ. На борту находились 11 человек: семь членов основого экипажа и четыре сотрудника сменного состава. Примерно в 07:30 экипаж попытался отключить систему блокировки рулей. Но сигнальная лампа «СТОПОР ВКЛ» продолжала гореть, указывая на то, что механизмы остаются заблокированными. Перед самым взлетом пилоты провели обязательную проверку управления. Отклоняя штурвал влево и вправо, они убедились, что элероны – плоскости на крыльях, отвечающие за крен, – работают. Однако при движении штурвала вправо правый элерон снова заблокировался. Несмотря на то, что сигнал «СТОПОР ВКЛ» продолжал гореть, а правый элерон явно не освободился, командир экипажа счел это сбоем сигнализации и принял роковое решение взлетать. В 07:48 самолет начал разбег. Важная деталь: пилоты не сразу вывели двигатели на взлетный режим, поэтому система не подала звуковое предупреждение о заблокированных рулях – сигнал срабатывает только при полной мощности. Едва начав разгон, самолет начал крениться вправо. Он оторвался от полосы уже с 8-градусным креном, который стремительно нарастал. Экипаж пытался выровнять машину, отклоняя штурвал влево, но правый элерон оставался заблокированным, и штурвал не поддавался. Момент трагедии В этой критической ситуации командир не успел или не смог предпринять аварийные действия, предписанные инструкцией. На 59-й секунде полета, всего в 1893 метрах от взлетной полосы, Ил-76 с 90-градусным креном и скоростью 364 км/ч врезался в отвал знаменитой алмазной трубки «Мир». Удар о заснеженное поле был катастрофическим: самолет полностью разрушился и мгновенно загорелся. Все 11 человек на борту погибли. Поскольку самолет и экипаж принадлежали авиации МВД России, официальные результаты расследования не были обнародованы в полном объеме. Расследованием занималась Транспортная прокуратура совместно с представителями внутренних войск. Официально было заявлено, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неисправность – отказ механизации крыла при взлете. Через неделю после трагедии, 8 ноября 2009 года, на месте падения самолета установили памятную плиту и крест. Ровно через год, 1 ноября 2010 года, здесь же открыли мемориал в память о погибших. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Роковой взлет: как Ил-76 МВД России рухнул на алмазный карьер в Якутии
© РИА "ФедералПресс"