Экспериментальный сверхзвуковой самолет НАСА X-59 впервые поднялся в воздух.
Первый испытательный полет состоялся 28 октября и продолжался 67 минут. Он стал важным шагом на пути к организации тихого сверхзвукового сообщения над населенными территориями.
«X-59 — это уникальная в своем роде машина, крупный прорыв в стремлении Америки к коммерческим авиаперевозкам, которые станут тише и быстрее, чем когда-либо», — заявил исполняющий обязанности администратора НАСА Шон Даффи.
Полет прошел по плану
Машину вел опытный летчик-испытатель НАСА Нильс Ларсон. Полет прошел по плану: самолет летел со скоростью 370 км/ч, что ниже скорости звука, на максимальной высоте около 3650 метров. Эти условия позволили команде провести проверки систем и летных характеристик. Как это обычно бывает в первом полете экспериментального самолета, шасси не убиралось.
«Вся подготовка, все планирование, что ты прошел, настраивают тебя на работу. В какой-то момент осознаешь всю ответственность этого мгновения. Но потом полностью погружаешься в выполнение миссии. Начинаешь работать с контрольным списком. И ты почти не отдаешь себе отчет в происходящем, пока все не заканчивается — и все уже позади», — поделился пилот.
Он отвел X-59 с авиазавода ВВС США № 42 в Палмдейле в Исследовательский центр НАСА им. Армстронга в Эдвардсе (Калифорния). Это официально ознаменовало переход от наземных испытаний к летной программе.
«В нашей отрасли нет ничего важнее первого полета. Но не существует готового рецепта, как летать на экспериментальном самолете серии X. Нужно во всем разобраться, адаптироваться, поступать правильно и принимать верные решения», — отметил директор центра Армстронга Брэд Флик.
Первый полет — только начало. Сейчас самолет готовят к полномасштабным летным испытаниям, в которых будет оценена его управляемость и, самое главное, влияние конструкции на формирование ударных волн, которые обычно и вызывают звуковой удар, в сверхзвуковом полете.
В конечном итоге X-59 должен достигнуть своей целевой крейсерской скорости около 1480 км/ч (1,4 Маха) на высоте более 16 500 метров.
Без лобового стекла
Конструкция самолета, формирующая и распределяющая ударные волны, — главный объект изучения в этих испытаниях. Двигатель расположен в верхней части фюзеляжа, чтобы перенаправлять воздушный поток вверх и подальше от земли.
Кабина пилота находится в середине фюзеляжа, и у нее нет лобового стекла. Вместо этого НАСА разработало «Систему внешнего обзора» — комбинацию камер и HD-экранов, которые позволяют пилоту видеть пространство перед и под самолетом, что особенно критично при посадке.
Эти конструкторские решения — результат многолетних исследований и компьютерного моделирования, призванных минимизировать грохот от сверхзвукового самолета, слышимый на земле.
Что дальше
Последующие полеты будут проходить над населенными пунктами. НАСА будет собирать данные с наземных датчиков и проводить опросы жителей, чтобы лучше понять, как люди воспринимают звук X-59.
«Большинство самолетов серии X никогда не покидают ограниченное воздушное пространство здесь, в центре, — сказал Флик. — А эта машина отправится в путь и будет летать по всей стране».
Это позволит разработать новые стандарты допустимого уровня шума от коммерческих сверхзвуковых полетов над сушей, а X-59 выполнит свою основную задачу: возрождение сверхзвуковой гражданской авиации.
НАСА сфотографировало ударную волну экспериментального сверхзвукового самолета XB-1
В НАСА объяснили, зачем самому тихому сверхзвуковому самолету гидразин
Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram