Мода на саббатикал: что будет, если все отправятся в длительные отпуска?

В России все увереннее набирает обороты новая кадровая тенденция. Молодые специалисты поколения Z выбирают работодателей, готовых предоставить саббатикал частично оплачиваемый отпуск продолжительностью от нескольких месяцев до года. Да-да, такие компании есть считается, что эта практика спасает работника от выгорания. В России саббатикал встречается в основном в IT, креативных индустриях и консалтинге. Правда, по статистике, около 90% сотрудников не возвращаются на прежнее рабочее место после длительного отпуска. За год человек часто находит новые смыслы жизни, запускает собственный проект, кардинально меняет место жительства или сферу деятельности.

К каким последствиям может привести массовая мода на длительные отпуска, в интервью MIR24.TV рассказал преподаватель Росбиотех Константин Деревсков на примере пищевой промышленности.

«Если все уйдут в отпуск, еды не будет

Сегодня завоевать лояльность и привлечь внимание молодых специалистов невозможно без демонстрации новых ценностей. Одной из них и стал саббатикал, превратившийся для многих соискателей до 30 лет в весомый HR-аргумент. Однако в стратегических отраслях, к которым помимо медицины и сферы ЖКХ относится и производство продуктов питания, эта мода грозит нарушить и без того хрупкий баланс между кадровой политикой и бесперебойным обеспечением населения самым необходимым.

Пищевая промышленность один из столпов, на которых держится стабильность общества. В отличие от IT или маркетинга, здесь нельзя нарушать непрерывность производственных циклов и, главное, безопасность продукции.

«Бизнес ждут новые вызовы от зумеров, связанные с их ответственностью и работоспособностью. Модель, предполагающая предоставление годовых отпусков с доплатой и сохранением рабочего места, скорее применима к бизнесам с особой бизнес-моделью, например, к креативным агентствам, дизайнерским студиям. Производство такое не может себе позволить.

Производство зарабатывает за счет непрерывной работы и стабильных процессов, говорит эксперт. И если из системы выпадает сотрудник, который обеспечивает какие-либо процессы, сложно обеспечить стабильность и контроль.

«Если условный Иванов уходит в саббатикал, то значит, вместо Иванова должен работать Сидоров, который возьмет на себя тот или иной функционал, — говорит Деревсков.

Будут ли экономические модели пищевых предприятий позволять увеличивать этот функционал? Это вопрос будущего, потому что правила игры в экономике постоянно меняются. И очень интересно посмотреть, как все сложится.

«Такие модели в текущем виде не жизнеспособны, говорит Константин Деревсков. Сегодня для производства проблемно даже когда человек уходит на две недели. Многие менеджеры по качеству не уходят в отпуска годами, так как просто не могут себе позволить «выпасть из процесса даже на короткое время.

Представьте крупного производителя с десятками тысяч сотрудников, предлагает мысленный эксперимент спикер. Если критическая доля специалистов, тех же технологов или лаборантов, разом уйдет в отпуск, система даст сбой и еды не будет.

Любая сегрегация, при которой такая опция будет доступна только новым сотрудникам или только зумерам прямая дискриминация прав других, считает Деревсков. И вполне вероятно, что она приведет к всплеску недовольства внутри коллектива. А когда в пищевых производствах кипят страсти, ни к чему хорошему это не приводит, констатирует эксперт.

Наиболее уязвимым местом в этом случае становится сфера контроля качества. Сотрудник, отвечающий за пищевую безопасность, за год отсутствия неминуемо выпадает из профессионального контекста.

«За это время он теряет насмотренность и профессиональные знания, поясняет эксперт. А особенности сферы таковы, что тут необходимо быть в курсе последних методов лабораторного анализа, спектрометрии, разбираться в ситуации с сырьем, в новых штаммах бактерий или загрязнителей. Отсутствие работника и его последующее информационное отставание все это риски для пищевой безопасности. Вернувшись после длительного отпуска, такой специалист не сможет гарантировать прежний уровень контроля, дополняет Константин Деревсков.

Антиутопия в реальном времени

Эксперт рисует возможные сценарии развития событий, словно из романа-антиутопии. Одна из них сужение ассортимента.

«Первыми исчезнут сложные в производстве продукты, которым необходим постоянный контроль, например, мясные деликатесы, фермерские сыры, свежая выпечка с коротким сроком хранения, скоропортящиеся молочные продукты и охлажденная рыба. И, конечно, вся «живая продукция гастрономий: супы, салаты, суши. Чтобы выжить, компании будут вынуждены перейти на выпуск простых и стабильных товаров длительного хранения, — объясняет эксперт.

Другой сценарий отрасль накроет волна тотального переобучения вернувшихся специалистов. Затраты на их адаптацию и курсы повышения квалификации компании будут вынуждены закладывать в стоимость товаров. В итоге за ту же упаковку сыра или йогурт покупатель будет платить на 10-15% больше. Но самый страшный удар придется на безопасность. Не успевший полноценно вникнуть в работу технолог вполне может пропустить партию некачественного сырья, что грозит покупателю пищевым отравлением.

Также возможно формирование «кадровых ям на ключевых позициях. Когда молодые перспективные сотрудники массово выпадают из рабочего процесса на год, их карьерный рост замирает, а на ответственных местах главных технологов и начальников смен образуется вакуум. В результате потребителя ждет хроническое падение качества. Один и тот же продукт будет то недосолен, то переперчен, а в упаковке сыра могут оказаться кусочки фольги или пластика из-за разбалансировки оборудования, оставшегося без опытного надзора. Стандарты «золотой рецептуры начнут неуклонно размываться, товары с «плавающим вкусом станут нормой.

«При любом из этих сценариев полки магазинов становятся скудными и однообразными. Растет цена, но исчезает свежесть, разнообразие, а главное исчезает уверенность в качестве и безопасности того, что ты покупаешь, прогнозирует эксперт.

Мотивация как способ борьбы с выгоранием

Что же касается необходимости длительных отпусков это вопрос дискуссионный, и многое зависит от внутренней мотивации на каждом производстве, считает Константин Деревсков.

«Предприятие должно мотивировать персонал так, чтобы он выполнял свой функционал. Не все зумеры станут блогерами, не все уйдут в IT или в те профессии, о которых мечтают. Молодые люди просто будут работать, говорит эксперт. Мы уже видим рост продаж антидепрессантов среди зумеров. Но эффективность этого вопрос будущего, и как это поколение будет работать тоже вопрос будущего, мы это скоро увидим.

По словам эксперта, он уже может оценить работу зумеров на примере собственной компании, через которую прошло более сотни студентов-практикантов. Руководитель компании характеризует их как высокововлеченных, сфокусированных и быстро адаптирующихся сотрудников, которые легче осваивают новые инструменты и открыты к инновациям. Поэтому он не видит никаких признаков грядущего кадрового кризиса, о котором ходят слухи.

«Я уверен, что пищевой отрасли точно не стоит идти на поводу у рискованных кадровых трендов. Лучше сделать ставку на сильную корпоративную культуру, в которой сотрудники не будут выгорать и нуждаться в длительном восстановлении. В отрасли, от которой зависит здоровье нации, надежность и предсказуемость, должны оставаться главными приоритетами, подытожил Деревсков.
промо изображение