Airbus отменяет и задерживает рейсы А320 по всему миру из-за срочного обновления ПО

Обновлено в 13:25

Airbus отменяет и задерживает рейсы А320 по всему миру из-за срочного обновления ПО
© BFM.RU

Авиакомпании по всему миру отменяют и задерживают рейсы из-за масштабной отзывной кампании Airbus. Во Франции уже отменили 35 рейсов, в Японии — 65. Казахстанские авиалинии предупредили о возможных задержках рейсов на фоне срочной директивы Airbus.

Документ обязывает все авиакомпании немедленно обновить операционное ПО части авиалайнеров А320. Выполнить работы необходимо до ближайшего вылета каждого самолета. Отзыв может затронуть до половины мирового парка. Причиной стала уязвимость, выявленная после инцидента с самолетом JetBlue: сильное солнечное излучение способно искажать критически важные данные систем управления полетом.

В мире эксплуатируются более 11 тысяч лайнеров A320, в том числе в России. Это один из крупнейших отзывов за всю историю Airbus. Комментирует авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

— Больше 30 лет летали А320, и, в общем-то, этой проблемы не было. А320 — это самолет, в котором очень много завязано на компьютере, его летчики называют летающим компьютером. Если Boeing-737 — это летающий трактор с тросами и так далее, то А320 — это самолет, где все управляется при помощи компьютеров. Если в них какие-то происходят сбои, то полеты могут быть небезопасны. Теперь нужно откатить программное обеспечение на предыдущую версию, а на некоторых самолетах нужно еще и обновить аппаратное обеспечение. То есть это самое, наверное, неприятное, потому что нужно где-то взять это железо и срочно его поменять. Обновление занимает определенное время. И поскольку обновление нужно выполнять на всех самолетах одновременно, то элементарно некому это делать. Невозможно этот процесс ускорить, что грозит массовыми отменами и задержками по всему миру, потому что самолеты выбывают из расписания на длительный период, а обновляют их, что называется, в авральном режиме. Поэтому крупные авиакомпании типа Air France тоже объявили, что будут сбои. А320 — это самый массовый узкофюзеляжный самолет в мире, их летает больше 11 тысяч. Замены, естественно, нет.

— На эту перепрошивку сколько вообще времени требуется?

— Несколько часов, насколько я понимаю. Естественно, они остаются на земле. Для большинства крупных авиакомпаний есть придворные, что называется, сервис-центры. Действительно, с точки зрения логистики, если самолет находится где-то, где нет техобслуживания, соответственно, туда должен прибыть какой-то специалист и там провести эти работы на месте. К счастью, можно откатить на старую версию ПО.

— Много ли у нас таких самолетов А320?

— Посмотрите на «Аэрофлот», у них самый распространенный самолет А320, посмотрите на S7, они летают на А320, «Уральские авиалинии» тоже. У авиакомпании «Россия» достаточно большое количество этих самолетов, то есть в принципе все крупные авиакомпании. Только у Utair, наверное, нету А320 и у «Победы», они летают на «Боингах». Даже у маленьких авиакомпаний их очень много, несколько сотен навскидку, наверное, сотни три самолетов этого семейства.

— То есть коллапс в России тоже неизбежен?

— Этого мы не знаем, но очевидно, что какие-то сбои в расписании, наверное, будут. Хотя я бы на месте «Аэрофлота» написал бы уже в своем телеграм-канале что-нибудь по этому поводу. Очевидно, что им сейчас тоже будут звонить все, потому что они самый крупный эксплуатант этого семейства в России и самая крупная авиакомпания по совместительству, поэтому понятно, что их это, наверное, должно как-то задеть.

Эксперты говорят, что проблема с версией ПО не коснулась большинства российских эксплуатантов Airbus A320, поскольку их самолеты, как правило, были выпущены гораздо раньше — основная часть парка российских авиакомпаний состоит из A320, выпущенных до введения западных санкций в 2022 году, а обновленная версия ПО внедрена только в 2024 году. Таким образом, российские перевозчики в основном эксплуатируют машины, которые не подпадают под отзыв, связанный с этой уязвимостью. Так ли это?

Бизнес ФМ поговорила об этом с директором по продажам и развитию SV Сharter Сергеем Веховым:

— Как может происходить с учетом санкций изменение программного обеспечения, поскольку у нас и «Россия» летает на Airbus? Мы также получаем обновления?

— Нет, ничего не получаем. Ну, официально нет, я не знаю, может быть, как-то договорятся полюбовно, чтобы люди не погибали, либо самостоятельно они нам какую-то утечку сделают, а наши айтишники сами все перестроят. Любой сбой в воздухе чреват катастрофой. Я думаю, этого никто не хочет, даже французы, которые к нам не очень сейчас официально настроены хорошо, поэтому, я думаю, смогут это все порешать, но не на официальном уровне. Поймите, мы эти самолеты сейчас, с точки зрения Airbus, не эксплуатируем, они наложили на нас санкции. То есть все, что мы делаем, делаем на собственный страх и риск.

— Если мы не можем получить перепрошивку из-за санкций, можем ли мы тогда вернуться на старое ПО, то есть откатиться назад?

— Я не знаю, вот уже в самом ПО я не разбираюсь. Что значит старое? Оно сразу вышло вот как есть, и там постоянно идут апдейты, где-то может быть сбой, не могу сказать. Совместными усилиями, как видите, мы справляемся, дай бог, чтобы справлялись дальше. С каждым днем эксплуатации самолетов, которые не поддерживаются производителем, опасность растет, потому что износ авиатехники никуда не девается.

— Скажите, а наши технические специалисты, российские, они могут свое какое-то обновление разработать?

— Я думаю, что свое нет, а повторить и скопировать то, что там идет вне наших границ, я думаю, в состоянии. Я думаю, по этому пути и пойдут.

Проблемы с A320 выявились во время рейса JetBlue из Канкуна в Ньюарк 30 октября. Тогда лайнер неожиданно потерял высоту, несколько пассажиров получили травмы, самолет экстренно сел в Тампе, инцидент расследует Федеральное управление гражданской авиации США.