Компании сокращают расходы на новогодние мероприятия
Цены на новогодние корпоративы взлетели втрое, что заставляет компании радикально экономить.
Текущая ситуация на рынке новогодних мероприятий по масштабам сравнима с пандемийным кризисом, считает сооснователь агентства по организации мероприятий и деловых событий Doctor Team Игорь Иванов. Вопреки высокому спросу, компании сокращают расходы на мероприятия. При этом цены в заведениях выросли в три раза по сравнению с прошлым сезоном, говорит эксперт. "Если раньше праздник можно было организовать за 3,5-5 тысяч рублей на человека, то сейчас минимальный чек начинается от 8-10 тысяч в заведениях невысокого уровня", - отмечает эксперт. В премиум-сегменте цены начинаются от 19 тысяч рублей с человека в некоторых ресторанах до 125 тысяч за программы с проживанием в премиальных отелях.
На итоговый ценник влияют уровень заведения, комфорт, содержание стола, стоимость праздничной программы и уровень приглашенных артистов. В этом году себестоимость новогодних программ увеличилась на 40 - 70%, замечает доцент кафедры институциональной экономики Государственного университета управления Светлана Сазанова. Поэтому большинство площадок перешло на жесткую депозитную систему, где итоговая сумма привязана к дате, говорит Иванов. Например, в понедельник ресторан готов закрыться за 3 млн рублей, а в пятницу или субботу потребует уже 5-6 млн, независимо от количества гостей. Лофты, по словам эксперта, превратились в полноценные, но еще более дорогие рестораны с отдельной арендной платой. Для компании на 200 человек праздник может обойтись в 500-700 тысяч руб.
В этих условиях бизнес ищет пути оптимизации расходов. Компании отказываются от сложных концепций и насыщенных программ в пользу формата обычного ужина. "Многие вообще празднуют в офисе и заказывают простую доставку еды. А те, кто выходит на площадки, стремятся отсечь все лишнее. Поэтому спросом пользуются заведения с готовыми решениями", - рассказывает Иванов. Площадки, в свою очередь, начали активно закупать собственное, часто бюджетное оборудование и запрещать агентствам привозить своих технических подрядчиков, добавляет эксперт. Это, по его мнению, сильно ограничивает художественные возможности и ведет к базовому формату: накрытые столы, музыка и простой свет.
Однако запрос со стороны обычных людей, которые приходят праздновать Новый год, выглядит иначе, считает основатель гида по ресторанам, кафе и барам Restoclub Игорь Кузьмин. "Гости ждут от Нового года не столько еды, сколько эмоций. Они хотят яркого вечера, атмосферы - короткого отпуска от тревожной реальности", - комментирует эксперт.
При бронировании люди выбирают не тип заведения (ресторан, паб или караоке), а привычную для себя среду, замечает Кузьмин. Те, кто весь год посещает премиальные рестораны, не пойдут в паб, и наоборот. При этом новогодняя программа в разных заведениях стала похожей: почти везде есть диджей, шоу, конкурсы и артисты. Отдельно Кузьмин выделяет растущий формат праздника в отеле. Он предлагает сильную программу, ужин, ночевку, утренний завтрак с игристым и спа. Комфортный "праздник без логистики" все чаще привлекает россиян.
Главным изменением в предпочтениях людей эксперт считает возросшую прагматичность. Показная роскошь, по его мнению, перестала работать. Люди ищут не самое дорогое, а самое приятное место, где цена соответствует получаемым эмоциям. К тому же усилился тренд на осознанность. По данным сервиса, растет число бронирований без алкоголя. Клиенты выбирают места ближе к дому, ценят локальные продукты и небольшие авторские проекты. После периода стресса стал сильнее запрос на живой социальный контакт, отмечает Кузьмин. Людям важно чувствовать себя частью общего праздника. Поэтому большинство бронирований, по данным Restoclub, приходится на столы на двоих.