При задержке рейса на полчаса пассажир сможет сдать билет и вернуть деньги

При задержке рейса на полчаса пассажир сможет сдать билет и вернуть деньги

При задержке рейса на полчаса пассажир сможет сдать билет и вернуть деньги
© Пульс Live

Ожидающих взлет теперь точно накормят и дадут воды.

Пассажиров будут кормить и поить строго в определенные промежутки времени, обратный билет не аннулируется при опоздании на рейс «туда», а деньги за билет вернут, если самолет задерживается и дальнейший полет становится бессмысленным. Эти и другие нормы станут обязательными для авиаперевозчиков согласно новым Федеральным авиационным правилам, утвержденным Минтрансом в конце ноября. Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года. В статье рассматривается, как новые правила повлияют на пассажиров.

Шанс не сгореть

Минтранс обновил Федеральные авиационные правила, и соответствующий приказ размещен на официальном портале правовой информации. Новые правила значительно расширяют права пассажиров и делают условия воздушных перевозок более прозрачными и справедливыми.

Одно из самых значительных изменений — это возможность сохранить второй и следующие билеты по маршруту при опоздании на первый рейс.

«Допустим, пассажир летит в Сочи и опоздал. У него билет "туда-обратно", он опоздал на первый рейс, а у него сгорают оба сегмента, сразу вся перевозка. Новые правила таковы, что автоматически сгорают билеты, только если пассажир не подтвердит, что готов лететь дальше. Но если он позвонит в авиакомпанию и скажет, что опоздал, но намерен выполнять следующую часть маршрута, то этот сегмент не аннулируется. То есть пропадает не весь билет, а только тот сегмент, на который пассажир опоздал», — пояснил «Парламентской газете» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Эта новация отменяет практику «ноу-шоу» авиакомпаний, которая была направлена на максимальное заполнение салона самолета. Существовало множество споров о целесообразности лишения пассажира второго билета. Хотя пассажир сам виноват в опоздании, он мог пропустить только один рейс, а не все. Несмотря на распространенность этой практики в мире, ее копирование не является обязательным. Она оказывает незначительное влияние на доходы авиакомпании, но создает напряженность в отношениях между авиакомпанией и пассажирами. Поэтому отмена этой практики является правильным шагом.

Обновления также касаются временных рамок, в течение которых авиакомпании обязаны предоставлять воду и еду пассажирам при задержке рейсов. Авиакомпании по-прежнему должны обеспечить пассажиров водой через два часа после задержки и едой через четыре часа. Однако новые правила устанавливают четкие сроки: при опоздании на два часа вода должна быть предоставлена в течение одного часа, а при задержке на четыре часа еда — в течение двух часов. С марта следующего года пассажиры смогут отказаться от полета и вернуть деньги за билет при минимальной задержке рейса в 30 минут. В настоящее время возврат денег или перебронирование возможны только при длительной задержке без четко установленного порога. По новым правилам, при задержке от получаса пассажир может либо отказаться от полета и получить полный возврат стоимости билета, либо выбрать альтернативный рейс. В отличие от этого, в Евросоюзе возврат денег гарантируется только при задержке более пяти часов. При задержке от двух часов на коротких рейсах и от трех-четырех часов на средних и дальних рейсах предусмотрена лишь частичная компенсация. Хотя некоторые могут считать, что полчаса — это слишком короткий срок для авиакомпаний, для пассажиров такая норма является комфортной, так как даже небольшое опоздание может повлиять на возможность успеть на следующий рейс при стыковке. Эти изменения направлены на повышение комфорта авиапассажиров.

«У пассажира есть выбор: отказаться от полета и получить обратно деньги или ожидать рейса в улучшенных условиях. Повышается юридическая защищенность — теперь правила четко регламентируют сроки и действия авиакомпаний, что снизит количество спорных ситуаций и упростит доказательство нарушений. Плюс у авиакомпаний появляется дополнительный стимул четко выполнять свои обязательства перед пассажирами», — считает Олег Гарин.

Депутат уверен, что новые правила повысят качество и предсказуемость воздушных перевозок в России.

По материалам «Парламентской газеты»