Войти в почту

Легендарный питерский трамвай: «Священная корова» съела «Чижика», уцелеет ли «Достоевский»?

В Петербурге реанимируют трамвай. Точнее, амнистируют, выводя на городские маршруты современный, оригинальный и, что немаловажно, комфортный состав. У него есть даже собственное имя – «Достоевский»! И, как положено, маркировка модели – 71-431Р.

Легендарный питерский трамвай: «Священная корова» съела «Чижика», уцелеет ли «Достоевский»?
© Свободная пресса

Разработан он на знаменитом «Уралтрансмаше», входящем в машиностроительную Госкорпорацию Ростех, созданную, если кто не знает, «для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции». То есть, новый трамвай в перспективе может «уехать» и за границу.

Для Северной столицы внешне его оформили в ретро-стиле. Очень похоже на трамвай серии ЛМ-57, служивший горожанам в послевоенном Ленинграде. В народе называли его ласково-иронично «Стилягой». Мои родители часто вспоминали свои поездки на нем – удобный, не шумный. Подавляющее большинство ленинградцев предпочитали «рельсовые маршруты». Всегда улыбками встречая вагоны с разноцветными огоньками: мини-софитами по бокам таблички с номером. Они появились еще до революции, чтобы стрелочник мог издалека распознать маршрут и успеть перевести стрелку на путях. Когда ручник исчез, софиты решили оставить. А как выручал трамвай в блокаду! Ему даже памятник поставили на бывшей линии обороны в Автово… Но это к слову.

«Достоевский» тоже обещает не шуметь. Благо начинка у него, как говорят в Смольном, высокотехнологичная. Называют, правда, почему-то лишь одну систему активной безопасности и контроля водителя. Но эти системы не первый год используются на российском транспорте…

Еще у новинки низкий пол, что удобно пассажирам с детьми, пожилым и маломобильным людям. Вагон трехсоставной, вмещает до 246 пассажиров (читай, мини-поезд!). При его разработке учитывались технические особенности петербургской трамвайной сети.

Тут сразу вспоминается легендарный перекресток на Васильевском острове: угол Среднего проспекта, 8-й и 9-й линий. На нем были когда-то 16 (!) стрелочных переводов, которые переключал дежурный. Пункт управления находился на Среднем проспекте, в эркере дома 39/43. Востребованность трамвая там была такова, что в какой-то момент пришлось спроектировать и создать восьмиосный, длиной 30 метров трамвай с двумя силовыми и гибкими узлами сочленения. И ничего, бегал, как молодой рысак!

Но счастье, как известно, долгим не бывает. Вот и «восьмиосный» ушел в небытие в середине 1990-х, едва успев «разбежаться». Как еще десятки вагонов с других маршрутов. Причина? Тогдашний губернатор Яковлев решил, что трамваи в Северной столице – это анахронизм и надо от них избавляться. При том, что в Петербурге они были востребованы и пользовались популярностью больше, чем рейсовые автобусы. Да и вообще, город славился своими «уличными поездами», или, как любят у нас говорить, «электрической каретой». Ведь именно он – родина российского трамвая! К началу так называемой перестройки конца 1980-х общая протяжённость его путей составляла порядка 600 км, на линию ежедневно выходило более полутора тысяч вагонов.

Избавление «по яковлевски» началось с центра города. Рельсы оперативно были убраны с самых важных для логистики жителей магистралей. В частности, с проспектов Литейного, Кирова (ныне Каменноостровский), Стачек, с Университетской набережной и многих других улиц Василеостровского района, в Коломне, на улицах Тульской и Новгородской… За время губернаторства Владимира Анатольевича (с 1996 по 2003 гг.) было демонтировано около 65 км рельсов. А вслед за ними закрывались трамвайные парки. Особенно жалко парк им. В.С. Смирнова, один из старейших в Европе. Открыт он был как коночный (от слова конка) в 1876 году. Убит в 2008-м… Настоящий «трамвайный погром». Горожане до сих пор пеняют за это бывшему градоначальнику.

В последующие полтора десятка лет было много обещаний восстановить хотя бы частично упраздненные маршруты. Разрабатывались программы, принимались решения, издавались постановления. Но мало что менялось. Помнится, в «нулевых» планировалось закупить 180 новых вагонов. Закупили на порядок меньше. Обещали капитально отремонтировать 250 имеющихся. Отремонтировали 34.

И по сей день трамвай у нас на правах бедного родственника, которого все жалеют, время от времени подкармливают, но тем помощь и ограничивается. В новостройках «вагончики с огоньками» бегают, собирая в часы пик «аншлаги». В исторической части города (не в центре!) мало где.

«Не только из центра Петербурга, даже на Пискаревке умудрились» «выпилить» трамваи. Вместо них какие-то дикие подвозки до метро на ржавых маршрутках, – сетует в соцсетях Наталья, живущая на Гражданке – отдаленном городском районе, включающем мемориальное Пискаревское кладбище.

«Если бы только на Гражданке! С Обводного канала шел трамвайный маршрут в порт – тоже “распилили”. И у Московского вокзала. А ведь какой шикарный ходил там когда-то трамвай! Теперь только вспоминать остаётся», – вторит ей пользователь Андрей.

В соцсетях немало реплик подобного рода. Есть и призывы вернуть трамваи в центр. Услышат ли их в Смольном? Займутся ли прокладкой путей? Была одно время надежда на частную компанию, которая пять лет назад с помпой запустила скоростного «Чижика». Вагоны этой транспортной «птицы» – Stadler 856 – весьма технологичные. Их системы могут отслеживать в онлайн-режиме порядка 600 параметров функционирования. Иными словами, скорость и безопасность – на высшем уровне. Предполагалось, что после обкатки на окраинах, маршрут «Чижика» будет расширен. Увы, дальше удаленных станций метро он так и не полетел.

Теперь все надежды на «Достоевского». Может, он подтолкнет городскую администрацию к более активным действиям по возвращению любимому городу статуса если не короля трамваев, так хотя бы «наследного принца»? Свет надежды на это недавно мелькнул: в проекте нового генерального плана города прописали 50 новых трамвайных линий и 49 участков, где в будущем планируют их проложить. Ещё несколько объектов запланированы на период до 2040 года. Замечательно! Одно смущает в этом проекте – уточнение о том, что (цитирую) «Большую часть новых линий предполагается проложить до 2023 года». То есть, текущего года? До конца которого осталось меньше трех месяцев? В комитете по транспорту объяснить «нестыковку» корреспонденту «СП» отказались, сославшись на занятость…

Не очень понятно и откуда возьмутся средства на столь масштабные трамвайные работы. Даже по приблизительным подсчетам видно, что потребуются не миллиарды, а десятки миллиардов рублей. Практически, как и метрополитену на новые станции. На которые он очень надеется, так как хронически не успевает, в том числе, из-за проблем с финансированием, выполнять обязательства. Открытие тех станций, что планировалось открыть в 2022-м, перенесли на 2024-й, с 2023-го – на 2025/27-й… А метро у нас – «священная корова», его обижать нельзя!