Войти в почту

Гид по Лобачевского: великие актеры и винные откупщики

Прогулка по Почтамтской. Часть 3-я

Гид по Лобачевского: великие актеры и винные откупщики
© Реальное время

Проходим между двух знаменитых казанских парков: "Черным озером" и "Ленинским (Николаевский) садом" и начинаем взбираться на Кремлевский холм. Несмотря на вкрапления сталинской архитектуры, можно сказать, что эта часть улицы Лобачевского выглядит как фрагмент XIX века (если не учитывать асфальтовые дороги с несущимися по ним автомобилям).

Парк "Черное озеро"

Раньше от Кремля до Пушкина тянулись озера — Черное, Банное, Чистое. При постройке города по генплану Ивана Кафтырева Черное озеро углубили и уменьшили по площади, а также распорядились посадить деревья и выстроить дорожки. В 1820-е годы парк носил такие названия: "Общественный сад на Черном озере", далее "Летнее гулянье", "Общественное гулянье", "Черноозерский сад", "Черное озеро". В 1829 году озеро облагородили уступами, дерном, появились растительные аллеи, в 1847 году эту красоту обнесли чугунной решеткой. В 1859-м появился первый трактирный павильон купца Белозерова. В 1875-м в парке поставили газовое освещение. Гнилое озеро засыпали в 1889-м, в 1890-м построили павильоны Всероссийской промышленной выставки, а в 1894-м появился фонтан/каток.

Самым известным ресторатором был Ожегов, которому архитектор Владимир Бечко-Друзин построил заведение с бильярдом, кегельбаном и тиром. Самыми известными посетителями парка стали проститутки и карманщики. После революции здесь базировался хоккейный клуб "Динамо" при НКВД АТССР. Также в советское время работала спортивная школа фигурного катания. Реконструировать парк начали в 2015 году и теперь он выглядит совершенно иначе.

Знаменитая "Арка влюбленных", выполненная по проекту Игоря Герасимова, была установлена в 1930-е. Ну и добавим легенду, что Николай Лобачевский в юности однажды катался по парку на корове..

"Ленинский сад"

Кузнечная площадь с кузницами и озером — в конце XVIII века. Николаевской она стала в 1840-е, здесь разместили лавки и разнообразные развлечения. А после Всероссийской научно-промышленной выставки в 1891 открылся сад. Со стороны улицы Лобачевского виден открытый в октябре 2003 года памятник жертвам политических репрессий из четырех гранитных стел. На табличках из бронзы написано "прости" на четырех языках: русском, английском, татарском и арабском.

Цветочный магазин Квасникова (Лобачевского, 5)

Здание в 1901 году на месте полицейской будки построили по заказу купца второй гильдии Михаила Николаевича Квасникова. Он разместил в нем цветочный павильон. Квасников выращивал цветы в оранжерее, питомника и теплицах, стоявших на участке, где сейчас расположена Татарская филармония. Уникальный случай для Казани, когда и сто с лишним лет спустя здесь торгую букетами, да? Правда, сам купец потерял право пользоваться этим зданием уже в 1913 году...

Дом Колмакова-Чарушина (Лобачевского, 4)

Трехэтажный доходный дом второй половины XIX века с элементами западноевропейского барокко. В 1929—1950 годах здесь на третьем этаже жил Зайни Султанов. До революции он несколько лет работал в первой татарской труппе "Сайяр", потом организовывал театральные студии в Астрахани и Самаре, как директор занимался становлением Татарского театрального техникума, жил в Баку, а с 1925-го играл в Татарском академическом театре. Также в доме было устроено общежитие КАПО.

Дом Кокорева (Лобачевского, 4б)

Знаменитая пиццерия на самом деле дом Василия Кокорева. Старообрядец из города Солигалич в Костромской губернии, он после смерти родителей стал совладельцем солеваренного завода, но потом из-за пошлин этот бизнес стал убыточен, так что Кокорев пошел работать управляющим винокуренного завода в Оренбургской губернии, потом стал приказчиком казанского винного откупщика Лихачева. Винный откуп — это право торговать водкой и вином, открывая свои заведения, на определенный срок, которое выдавалось монополистом-государством. За это платилась определенная сумма. В 1842—1846 годах Кокорев жил в Казани. После сам преуспел в сборе налогов, жил в Москве в Большом Трехсвятительском переулке. В 1860-х годах его доход оценивался в 7—8 миллионов рублей. Основал с компаньонами "Бакинское нефтяное общество", построил первый российский керосиновый завод, строил железные дороги и нефтеналивные баржи. Деньги начал теряться после отмены винных откупов, пришлось даже отдать за долги гостинично-складской комплекс на Софийской набережной ("Кокоревское подворье"). После учредил "Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов", инициировал создание "Северного телеграфного агентства" и московской конки. Активно собирал живопись, которую потом продал Министерству императорского двора, а также Третьякову и Боткину.

Михайловские номера (Лобачевского, 3)

Дом середины XIX века. Его владелец протоиерей располагавшегося неподалеку Воскресенского собора Андрей Иорданский. В 1869 году Иорданский продал его купцу Герасиму Михайлову, а тот, кстати, внезапно прибрал себе и часть кладбища собора, построил галерею-теплицу и флигель, где устроил меблированные комнаты. На стороне с видом на озеро работал трактир. После дом перешел к сыну Степану. Около полутора лет, в 1897—1899 годы, здесь жил актер и учащийся юрфака Василий Качалов. Впоследствии он уехал работать во МХАТ. Также здесь жил актер Василий Андреев-Бурлак.