В музее-галерее "Заварка" рассказали о любви к городу
Можно ли влюбиться в город и как это сделать: бесцельно гулять по улицам, составить список знаковых мест, попробовать блюда в местных заведениях или просто поговорить с прохожим? У философа Вальтера Беньямина, социолога Георга Зиммеля и физиолога Ивана Сеченова были свои ответы на этот вопрос. На лекции Ирина Колякова рассказала о нескольких методах исследования чувства пространства и привела примеры социологических работ, посвященных Самаре. Гостей "Заварки" также пригласили поучаствовать в небольшом эксперименте. Они должны были записать, а потом озвучить связанные с Самарой ассоциации: взгляд (визуальный образ), вкус, запах, слух (какой звук), тактильность (какая на ощупь). Некоторые оценки предсказуемо совпали. Например, запах солода и шоколада, звук трамвая и колоколов, песок и пыль. Для сравнения эксперт привела высказывания о Самаре известных людей, живших или бывавших здесь в разное время. Московский писатель и журналист Владимир Гиляровский отмечал: "Наряду со всем этим неустройством еще пыль, пыль без конца: "настоящая", "самарская" пыль, от которой нигде нет спасения". У композитора Петра Чайковского было иное мнение: "Город хоть куда! Везде объявления о данном вчера "Онегине". Единоверческая церковь, оригинальное пение очень мне понравилось". Борис Пастернак считал, что "Самара - лучший, греховнейший, выхваченный и пересаженный на берега Волги кусок Москвы. Прямые асфальтированные бесконечные улицы, электричество, трамвай, витрины, кафе, лифты, отели, книжные магазины и так далее. Дороговизна ужасающая". Перед лекцией гости посмотрели фильм "Время дерева" (12+), снятый для одноименной выставки (6+), которая работает в "Заварке" до конца октября. Героями документальной ленты стали самарцы, живущие или работающие в деревянных домах. В конце выступления Колякова разобрала рассказы снимавшихся в кино людей. Она выделила цитаты и ключевые слова героев, которые характеризуют их отношение к городу и своим домам.