Всё так и было!
Каждому человеку в той или иной степени присуща ностальгия по прошлому – когда небо было голубее, трава зеленее, а все деревья вокруг – огромными. Житель Фатежского района Николай Зайцев с лёгкой грустью вспоминает своё родное село, каким оно было десятилетия назад. Но не просто вспоминает. Недавно он закончил работу над объёмным, размером почти в полкомнаты, макетом, где запечатлено родное Поздняково – таким, каким оно было во времена его детства. – Дядя у меня был плотником и, можно сказать, в какой-то мере тоже учителем – он передавал свой опыт другим. У него тоже были ученики, я в том числе, – рассказывает Николай Александрович. – Большинство домов здесь, на Руде, его руками построено. – А свой дом вы сами построили? – спрашиваем у мастера. – Нет. Меня интересует более тонкая работа. Люблю повозиться с мелкими деталями. Здесь стояли храм и мельница В школьные годы Николай Александрович увлекался фотографией – почти не расставался с фотоаппаратом. Снимал всё, что видел вокруг. Благо было что: места здесь красивые, живописные. Да с дорогой много лет проблема. В непогоду пройти можно только в высоких резиновых сапогах. Зато в хорошую погоду – везде красота. Местные жители рассказывают, что на озере здесь живут два лебедя, которые так полюбили эти места, что возвращаются сюда вот уже десять лет из года в год. Заприметили эти края и курские фермеры, которые стали обустраивать их на русский манер, стараясь сохранить исконный колорит. Годы спустя, уже в зрелом возрасте, перебирая ворох сделанных им старых чёрно-белых фотографий, задумал умелец оживить их. Пусть хотя бы в миниатюре. Для кропотливой работы он специально заказал материалы – доски, в основном сосновые, и многое другое. – Доску распиливал на циркулярке и уже из более мелких дощечек делал макеты, – объясняет Николай Александрович. Создавал макет он прямо в кабинете труда, заодно показывая ребятам, как обращаться с инструментами и рассказывая историю родного края. Дети с интересом следили, как постепенно вырисовывались из-под рук мастера очертания старого села. И со временем сами подключились к работе. Кто-то осваивал станок и тоже пробовал создавать красоту своими руками, начиная с небольших поделок. Так через творчество школьники узнавали историю своей малой родины. На то, чтобы воссоздать родное село в миниатюре, у Николая Александровича ушло около пяти лет. И когда разглядываешь результат, понимаешь, ради чего мастер трудился все эти годы. Вот старинный храм Василия Великого, не сохранившийся до наших дней, – на макете он около метра в высоту. Храм был мощный, дубовый, выстоял в войну, но не пережил эпоху государственного атеизма. Раньше в окрестностях было две церкви, теперь осталась одна. Возле храма обосновалась ветряная мельница. Такие мельницы в современной России встречаются всё реже. Она появилась в композиции буквально на днях и сделана из лозы. – Такая лоза растёт в наших краях, – рассказывает мастер. – Лозу сушим, а потом выполняем работу из неё. Мельница такая здесь на самом деле была, стояла в поле, я её хорошо помню, но, к сожалению, не сохранилась до наших дней. По деревне в миниатюре бродят лошади, которых в реальной жизни сейчас даже по деревням осталось немного. Но много лет назад в семье будущего учителя конь был. Всё это – от домов до лошадей – сделано из подручных средств. – Что-то специально покупаю, что-то где-то нахожу случайно, – объясняет Николай Александрович, – всё в дело идёт! Поздняково для мастера – источник вдохновения и место, куда хочется возвращаться. Говорит, что по духу он был и остаётся сельским человеком. – Бывает, приеду в Курск, быстро всё надоедает, и всегда с радостью возвращаюсь домой, в родное село. Воссоздать старину Кстати, благодаря макетированию Николай Александрович познакомил своих учеников не только с прошлым родного села, но и с военной историей курского края, воссоздав с ребятами в миниатюре бой под Прохоровкой. Работа эта заняла второе место на конкурсе «Курская битва», проходившем в Фатежском районе. Кстати, и храм, который является частью макета села, тоже был отмечен на региональном уровне несколько лет назад. Николаю Зайцеву вручили диплом областного фестиваля «Мир творчества» в номинации «Мастерами славится Россия». – В целом мой макет уже готов, остались небольшие штрихи, – говорит он. – На храме нужно одну башню пристроить, а остальное – мелкие детали. Вслед за воссозданием облика родной деревни в работе у мастера уже следующий большой макет – Далматовского мужского монастыря. – А почему вы выбрали именно уральский храм? Это же далеко от Курска, – интересуемся у мастера. – Оттуда родом моя жена, – объясняет он. – Решил сделать ей такой подарок. Подарок обещает быть объёмным и красивым. – Создаю макет тоже по фотографии, но не своей, – рассказывает Зайцев. – Сам я фото уже не увлекаюсь, но по-прежнему люблю чёрно-белые снимки. Они для меня – источник вдохновения. Интересно погружаться в историю, что-то построить, пусть даже в миниатюре, чтобы после тебя что-то осталось. Всё-таки возраст у меня уже такой, когда подходишь ко всему серьёзно и основательно, – 56 лет. Нравится воссоздавать предметы старины – где-то по фотографиям, где-то по памяти. Вот, посмотрите, мы с ребятами пряхи делали, а вот – кадку из дуба. Так мои ребята могут не только в самом прямом смысле прикоснуться к старине, но и сами воссоздают её. Самое сложное, говорит учитель, заинтересовать проектом детей. Ребята на уроках технологии в Шуклинской школе не только мастерят, но и создают картины в декоративно-прикладной технике. Значит – получилось! СКАЗАНО! – Село Поздняково живописное и поэтичное, богатое грибами и яблоками, а главное – хорошими людьми, – рассказывает учитель русского языка и литературы Шуклинской общеобразовательной школы Марина Николаевна Попадинец. – В школе есть замечательный музей, рассказывающий о выдающихся людях села, среди которых мать-героиня, вырастившая десятерых детей. Один из них воевал в Афганистане. Много неординарных творческих людей и среди моих коллег. Замечательное место и замечательная школа! ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В Курске на кафедре истории и социально-культурного сервиса ЮЗГУ решили заняться созданием объёмных макетов, рассказывающих о городе на протяжении нескольких столетий. Работу в рамках диссертационного исследования ведёт аспират Александр Петров. Для исторической точности молодой учёный первым делом занялся изучением архивных документов, карт планировок Курска, которые хранятся в Государственном архиве Курской области, Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге и в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Результатом такой работы уже стали три макета в масштабе 1:700, воспроизводящие пейзажи центральной части Курска. Научный руководитель диссертации и сам автор планируют создать ещё шесть макетов, наглядно демонстрирующих изменения в городской застройке и рельефе местности начиная с 1718 года до наших дней. В ТЕМУ Как на ладони Миниатюрные макеты городов во всём мире не редкость. Скорее наоборот: очень многие крупные города воссозданы в миниатюре. Такие макеты привлекают туристов, а местным жителям помогают лучше узнать свой край. Вот некоторые из них, расположенные в России. Музей «Макет Москвы» Москву, которая в 400 раз меньше настоящей, соорудили за восемь лет. Она располагается в специально построенном павильоне на Сиреневой аллее ВДНХ и представляет собой точную архитектурную копию столицы. В работе использовали документацию НИИ генплана Москвы, спутниковые снимки, а архитекторы даже выезжали на объекты, чтобы сделать замеры зданий. Создание макета было частью государственной программы по градостроительной политике столицы. Он позволяет наглядно представить планировку города: в нём детально воспроизведены не только все здания, но и дорожные развязки, подземные переходы и даже пандусы. Макет сделан в 2017 году и меняется вместе со столицей. Снесённые здания исчезают, зато появляются новые объекты. Сейчас на 429 кв. м стоит 23 тысячи миниатюрных зданий. Однако работа продолжается, и скоро мини-Москву обещают достроить до Третьего транспортного кольца. Тогда её площадь вырастет до 927 кв. м, и она станет самым большим архитектурным макетом в мире. Правда, и павильон для экспозиции придётся построить новый. Музей «Городская панорама» Казанский музей «Городская панорама» интерактивный и мультимедийный, однако экспозиция выстраивалась вокруг вполне осязаемого макета города. Точнее, макетов – их три, и они занимают целый этаж. На первом – припорошенная снегом степь и одинокие деревья. Казань XVI века выглядит пустынно, но уже заложен кремль, есть городской посад и разрозненные слободы. Второй исторический макет – красивая, сытая и аккуратная Казань XVIII века с каменными особняками, ратушей и ровными мостовыми. Макет современного города делали с высочайшей степенью детализации и использовали в работе чертежи и геодезические данные. Его площадь – 170 кв. м. Весь город не поместился. Спальных районов в микро-Казани почти нет, зато центр можно разглядеть в мельчайших подробностях. Гранд-макет «Россия» Одиннадцать тонн гипса и полтора миллиона часов – столько ушло на то, чтобы воссоздать всю Россию в миниатюре. Макет, расположенный в Петербурге, второй по величине в мире после гамбургской «Миниатюрной страны чудес». В работах такого размера никто не пытается претендовать на архитектурную достоверность. Но если в «Миниатюрной стране чудес» есть даже вымышленные города, то на гранд-макете России все чудеса настоящие: и заснеженный Эльбрус, и вулканы Камчатки, и просторы Сибири. Между ними по 2, 5 км рельсов бегают 250 поездов. По равнинам, холмам и горам с перепадами рельефа до 1 м состав добирается от Петербурга до Дальнего Востока за 18 минут. При этом ночь сменяет день раз в 15 минут. Макет фортов Кронштадта и театр-макет «Петровская акватория» Музей фортов Кронштадта расположен на острове Котлин в восстановленном одноэтажном здании старинной «Голландской кухни». По старинным чертежам в масштабе 1:87 воссозданы все форты, в том числе те, которых уже нет. Миниатюра оживает не только благодаря точечной подсветке и 3D-маппингу – корабли Петровской эпохи снуют по глади залива, а миниатюрные пушки выпускают клубы дыма. Ближе к центру Петербурга, но чуть дальше от исторической достоверности находится театр-макет «Петровская акватория». Его масштаб тоже 1:87, а площадь – 500 кв. м. При этом копии дворцов, особняков, парков столицы и окрестностей делали не по чертежам, а по гравюрам. Глиняный макет Кёнигсберга Глина не самый очевидный материал, если речь идёт о миниатюрных копиях зданий, хотя именно её использовали архитекторы Древнего Китая, чтобы продемонстрировать императору свой замысел. Самый известный глиняный макет России находится в Светлогорске и показывает средневековый Кёнигсберг. Маленькие домики точно такие, какими они были в 1520 году. Макет находится под открытым небом. Узнаваемый кафедральный собор, исчезнувший замок, здания исторических районов Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф стоят на земле, а между ними пробегают искусственные ручейки. Всего здесь 500 построек в масштабе 1:120. Бронзовый макет Нижнего Новгорода Нижегородцы создали исторический макет своего города в бронзе и на века, отлив в металле даже названия улиц. Дореволюционный Нижний уместился на 6 кв. м и стоит на территории кремля, в Еловом сквере. На макете можно разглядеть и сам кремль, и маковки церквей, и площади, и соборы, и особняки – всего около 500 зданий в центре города. Более половины из них уже не существует, а некоторые из уцелевших находятся под угрозой сноса. Вероника ТУТЕНКО Фото из открытых источников