Войти в почту

В Петербурге снова появился водный общественный маршрут

Примерно через месяц в Петербурге завершится сезон навигации. Согласно официальным данным, большие корабли и суда прекратят движение по Неве 30 ноября, прогулочные кораблики - на две недели раньше. А вот новый водный маршрут общественного транспорта, который запустили в сентябре нынешнего года, закончил свою работу на два месяца раньше общепринятого срока. Организаторы поясняют, что в этом году он работал в тестовом режиме, поэтому лишь с 9 по 24 сентября. Жизнеспособность нового начинания оценила корреспондент "РГ".

В Петербурге снова появился водный общественный маршрут
© Российская Газета

История речных трамвайчиков в Петербурге началась в XIX веке - по рекам и каналам Северной столицы курсировали небольшие пароходики. Очевидно, что название они получили по аналогии с самым первым видом общественного транспорта, появившимся на городских улицах: на рельсах - трамваи, на воде - речные трамвайчики. В 1960-1970-е годы ленинградский речной трамвайчик был одним из узнаваемых "брендов" города, но постепенно, с развитием транспортной системы тихоходный и слишком зависимый от погоды транспорт стал сдавать позиции. Тем не менее в новейшей истории власти Петербурга неоднократно предпринимали все новые усилия, чтобы возродить регулярное движение на воде.

Первые попытки запуска аквабусов ("водных автобусов") были предприняты в начале 2000-х годов, через несколько лет Смольный объявил о запуске "водного такси". Небольшие катера вместимостью до 14 человек должны были курсировать по основным маршрутам в центре города, но транспортирую схему почти сразу скорректировали в сторону уменьшения. Стоимость проезда назначили в 50 рублей. Если учесть, что жетон метро стоил тогда 20 рублей, а билет в наземном транспорте - 18, разница оказалась существенной, и водные такси так и не вышли из ниши развлечения для туристов.

Далее попытки использовать акваторию Невы как транспортную артерию города предпринималась регулярно и так же регулярно оказывались несостоятельными. Примеров множество, из последних - в апреле 2022 года власти закрыли проект "Невский маршрут", который соединял Арсенальную набережную и Кунсткамеру, проходил мимо Летнего сада, Адмиралтейства и других знаковых городских достопримечательностей. Проезд стоил 700 рублей на всю дистанцию или 100 рублей за одну остановку. Предполагалось, что маршрутом будут пользоваться горожане, которым срочно нужно добраться на противоположный берег Невы, а до моста или метро идти далеко. Однако на борт снова поднимались преимущественно туристы, причем только в хорошую погоду. Коммерческий убыток компаний-участников превысил два миллиона рублей.

Новый водный маршрут запустили в начале сентября нынешнего года от причала бывшего Речного вокзала до Дворцовой площади, с остановкой на Синопской набережной - у площади Александра Невского и Александро-Невской лавры. На линию вывели судно на подводных крыльях "Метеор", стоимость проезда - 150 рублей за один перегон и 300 рублей за весь маршрут. Время в пути от одной остановки до другой - 20 минут, общее время в пути от Речного вокзала до Эрмитажа составляет около 50 минут.

По информации из открытых источников, судно типа "Метеор" расходует около 190 литров топлива в час, то есть за 40 минут - примерно 120 литров. Стоимость дизельного топлива сегодня приближается к отметке 65 рублей, соответственно, расходы на один рейс - без учета сопутствующих расходов - примерно 7,8 тысячи рублей, или почти 16 тысяч рублей за два рейса в сутки. В компании-перевозчике корреспонденту "РГ" сообщили, что с 9 по 24 сентября перевезли 416 пассажиров. Итого общая выручка - чуть более 62 тысяч рублей.

На первый взгляд маршрут выглядит убыточным. Однако это не совсем так.

- "Метеоры", работающие на туристической линии "Эрмитаж Нижний" - "ГМЗ "Петергоф", ночуют в Уткиной заводи и каждое утро в часы пик идут пустыми в направлении из Невского района до Эрмитажа и в вечерние часы пик в обратном направлении, - рассказали в компании, предложившей запустить маршрут. - Для снижения нагрузки на автотранспорт и для более быстрых поездок в центр города решено протестировать эту линию как пассажирскую.

Тестовый период работы линии прошел успешно, поэтому в следующую навигацию "Метеоры" вернутся на линию. Кроме того, в компании планируют увеличить число рейсов и количество остановок по обоим берегам Невы - маршрутом можно будет пользоваться как переправой. В планах также введение "проездных билетов": при покупке абонемента цена одной поездки будет ниже розничной.

При этом представитель компании-перевозчика отметил, что "более востребованным оказался вечерний рейс с отправлением от Эрмитажа - около 80 процентов пассажиров". Скорее всего, это в очередной раз подтверждает: интерес к водному транспорту испытывают в первую очередь туристы, а не горожане.

Прямая речь

Александр Холодов, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ:

- Чтобы водный транспорт стал экономически целесообразным, ему необходимы дотации. Расход топлива для судов по сравнению с автомобилями больше в десятки раз. Соответственно, добираться по воде может быть выгодно только на коротких эксклюзивных маршрутах - там, где, к примеру, по земле получится очень длинный и неудобный объезд, или с одной стороны Невы на другую, особенно ночью.