Шаурма как бизнес-проект теряет привлекательность для предпринимателей

Хватит шаурмы. Предприниматели начали терять интерес к открытию заведений с шаурмой. Как пишет «Коммерсантъ», за январь-октябрь спрос на покупку франшиз в этом формате снизился более чем на 20% год к году. Хотя в целом спрос на франшизы заведений фастфуда вырос на 28%.

Шаурма как бизнес-проект теряет привлекательность для предпринимателей
© BFM.RU

Пик интереса к заведениям шаурмы в Москве и Петербурге рос последние несколько лет, достигнув пика летом 2022 года, когда на формат приходился каждый четвертый запрос в фастфуде. Сейчас интерес сохраняется со стороны предпринимателей из малых городов, куда мода доходит с опозданием. Какой капитал нужен, чтобы открыть шаурму в регионе? Говорит член Совета предпринимателей Москвы, учредитель премии в области франчайзинга Golden Brand Екатерина Сойак:

— Что касается открытия небольшой фастфудовской точки, в принципе от полутора миллионов, все зависит от формата. Может быть, это немного дешевле, но, опять-таки, это зависит от стоимости аренды и от конкретного региона. В районе там, не знаю, полтора миллиона, может быть, за миллион, если это совсем небольшой киоск какой-то будет в небольшом регионе, то да, где-то в этих пределах.

— В регионах пользуются ли спросом такие франшизы все еще, потому что видим спад здесь?

— Сравнивать Москву, развитие трендов общепита в Москве и в регионах категорически неправильно. У нас в сентябре прошла выставка франшиз Buybrand, и регионов было огромное количество, основным спросом пользовались концепции в пределах от миллиона до максимум пяти миллионов. В Москве все развивается очень быстро, очень быстро меняются тренды, очень быстро появляется что-то новое. В регионах совсем по-другому, и, опять же, зависит от того, какой регион, что там с доступностью того или иного продукта, с покупательской способностью.

У массового потребителя спрос на шаурму растет. По данным «Платформы ОФД», число покупок этого блюда в январе-октябре выросло на 13% год к году, средний чек увеличился на 7%, до почти 20 рублей, указывает «Коммерсантъ».

Фактор, ограничивающий предпринимателей в открытии новых точек продажи этого блюда, — это нехватка на рынке Москвы и Санкт-Петербурга новых площадей, подходящих по критериям, считает член совета директоров инвестиционной платформы SimpleEstate Артем Цогоев:

Артем Цогоев член совета директоров инвестиционной платформы SimpleEstate «Падение спроса на франшизы прежде всего связано с тем, что количество помещений, в которых можно размещать эти точки, если мы говорим про крупные города — Москва, Санкт-Петербург, — традиционно не очень большое. Эти помещения должны соответствовать двум главным параметрам — это маленький размер, очень маленький размер, и очень высокий трафик проходящих людей, которые могут стать потенциальными потребителями. Таких помещений очень мало. Если в Москве за счет открытия новых станций метро эти помещения очень редко, но появляются, то, например, в Санкт-Петербурге, к сожалению, количество этих точек ограниченно. Арендная плата на них очень высокая, спрос очень большой, и при этом у многих предпринимателей возникает проблема, связанная с тем, что их доходы от продажи шаурмы не перекрывают арендную плату и оплату труда персонала. Чтобы решить эту проблему, необходимо, очевидно, переформатировать свою деятельность и заниматься продажей каких-то других, более маржинальных продуктов, которые связаны с более глубокой переработкой и которые дают просто больше прибыли предпринимателям от торговли фастфудом».

Эксперты в разговоре с «Коммерсантом» отмечали, что в обеих столицах сейчас набирают популярность чебуречные, пекарни и заведения с недорогой азиатской кухней. Как альтернатива шаурме.