Посторонним вход разрешен: промышленный Петербург открыл двери для туристов
Узнать, кто выполняет филигранную работу. Увидеть один из самых больших токарных станков в мире. Почувствовать на вкус «зефирный» воздух. Промышленный Петербург открывает двери для туристов.
Петербург филигранный
Мрамор и гранит в оправе из чугуна, бронзы и золота. Санкт-Петербург похож на драгоценное изделие. Не удивительно, что именно здесь с середины XIX века задавали ювелирные тренды.
Происходило это на Большой Морской улице. В доме №24 располагалась знаменитая компания Фаберже. 15-комнатную квартиру на верхнем этаже занимал сам Петер Карл. Ниже находились главные мастерские, студия дизайнеров и торговый зал.
Фаберже был новатором. В магазин и на производство провел электричество. А еще установил строгие правила. За нарушения могли и уволить.
«Мужчинам нужно было уважительно относиться к женщинам на производстве, нельзя было сквернословить, нельзя было рассказывать анекдоты во время рабочего дня», – говорит экскурсовод Музея Фаберже Мария Ватаву.
Сам Петер Карл руками не работал. Его заслуга – поиск талантливых мастеров и качественный менеджмент.
«Он понимал, что создавая большие пасхальные яйца, он работает на престиж фирмы, а для того, чтобы компании заработать, фирма выпускала массовую продукцию», – рассказывает Мария Ватаву.
В годы революции фирму национализировали. Ювелир покинул страну, но след свой оставил. Одна из самых крупных коллекций Фаберже хранится в одноименном музее города на Неве.
«Придумать механизм в тех же яйцах, которые у Фаберже, не каждый сейчас может, и сколько на это нужно потратить времени», – говорит турист из Сочи Эдвард Хачатурян.
«То, что это сделано руками человека без сегодняшних технологий, то воодушевляет и поражает», – делится туристка из Иваново Елена Родионова.
А традиции Фаберже продолжают на старейшем ювелирном предприятии Петербурга. Из поколения в поколение здесь передают излюбленную Петером Карлом технику гильоширования.
«Черточки в виде лучиков процарапывались на металле специальным гильошированным станком, а сверху наносили слои полупрозрачной, но цветной эмали», – рассказывает экскурсовод Музея Фаберже Мария Ватаву.
Затем изделие запекали при температуре 800 градусов и полировали до блеска. Только над созданием кареты для коронационного яйца мастер работал по 12 часов в день полтора года.
Сейчас в ходу и другие менее дорогостоящие способы нанесения горячей и холодной эмали.
«Мы будем обжигать изделие несколько раз. Будет базовый слой эмали, потом нюансы прорисовки – еще один слой, и верхний слой. Как минимум уже три раза мы обжигаем. И чтобы не выжечь материал, надо регулировать продолжительность обжига. Кроме того, у каждого цвета эмали – своя температура», – говорит менеджер экскурсионной программы ювелирного дома Екатерина Кокина.
Секретами производства делятся с туристами уже шесть лет.
«Они к нам приходят ежедневно по несколько групп в день. Мы к ним относимся положительно, потому что интересно, когда люди проявляют интерес. Они практически не мешают, поскольку мы профессионально настроены», – отмечает заместитель начальника ювелирного дома Любовь Кутенева.
В каждом из юных посетителей здесь видят потенциального сотрудника. В ювелирном деле – кадры на вес золота.
«Для ребят, подростков, пусть даже они не все еще задумываются о своем будущем, это возможность прикоснуться к профессии, про которую они и не знали ничего», – говорит туристка Наталья Жулай.
Екатерина Кокина по образованию геолог. Полгода назад стала штатным гидом предприятия. Девушка может в деталях рассказать о двадцати этапах производства ложек и вилок или создании подвесок в виде яйца. Подобные украшения императрицы дарили приближенным.
«Стоила она, как килограмм шоколадных конфет или два больших шоколадных пирожных, или как целая дойная корова», – рассказывает менеджер экскурсионной программы ювелирного дома Екатерина Кокина.
Узоры на изделии создают из драгоценной и полудрагоценной проволоки. Ее нарезают на кусочки и припаивают. Техника называется филигрань, поэтому и работа филигранная.
Петербург ароматный
160 лет назад Невский проспект окутал запах какао-бобов. Новый кондитерский магазин Григория Бормана произвел фурор.
В витрине стояла машина по отливке шоколада, которая буквально завораживала прохожих.
Торговая точка стала так популярна, что уже через четыре года креативный бизнесмен открыл собственную фабрику. Работает она до сих пор.
Каждый цех сегодня пахнет по своему: вафлями, мармеладом, печеньем и зефиром.
Сахаристое изделие пропитывает воздух настолько, что чувствуешь его на вкус. Убедиться в этом можно лично – на экскурсии.
«Мы занимаемся популяризацией нашего продукта не только для жителей Санкт-Петербурга, но и для гостей города, которые приезжают к нам со всей страны, а люди приезжают к нам от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Гости приезжают, и мы им говорим, вот, пожалуйста, знакомьтесь», – рассказывает первый заместитель исполнительного директора кондитерской фабрики Сергей Ворожбитов.
Экскурсии по фабрике водят уже больше десяти лет. В день бывает до 400 гостей.
«Это мечта детства, как у каждого ребенка, побывать на такой значимой кондитерской фабрике», – говорит турист из Омсква Ирина Гайдукевич.
С этой фабрики тонны сладостей разлетаются по странам Содружества, дальнему зарубежью, в том числе – Арабским Эмиратам и, конечно, по России.
«Доходит до нашего города Кызыла. И мои дети очень любят продукцию данной фабрики», – говорит турист Андрей Конда.
Главный секрет успеха предприятия – сотрудники. Некоторые работают здесь больше полувека.
«Я тоже раньше не знала, как это конфеты глазируют, вот это донышко. Сверху понятно, а снизу. А потом узнала, как эти все процессы проходят. Нас обучили. По всем фазам ставили», – рассказывает старший кладовщик конфетно-мармеладного цеха кондитерской фабрики Раиса Кочеткова.
Сейчас на фабрике – предновогодний ажиотаж. Делают для торговых сетей подарочные наборы. И непрерывно принимают гостей. Экскурсии на все предпраздничные дни и каникулы уже расписаны.
Петербург энергетический
А на другом петербургском предприятии можно увидеть, как создают оборудование для энергетики. Паровые, гидравлические и газовые турбины собирают, словно конструктор из огромных деталей.
«Эта деталь весит порядка 100 тонн. Она в процессе эксплуатации крутиться со скоростью 3 тысячи оборотов в минуту», – рассказывает заместитель директора Ленинградского Металлического завода Илья Егоров.
Только в октябре за время акции «Неделя без турникетов» на заводе побывало почти 500 школьников и студентов из профильных учебных заведений.
Детей удивляют, чтобы заинтересовать рабочими профессиями, взрослых зазывают к себе рассказами о технологических решениях и оборудовании.
«Это токарный карусельный станок, 19-метровая карусель, которая может обрабатывать детали грузоподъемностью до 350 тонн, диаметром до 19 метров. Станок – один из двух в мире», – объясняет руководитель по оперативному планированию и исполнению производственных программ Ленинградского Металлического завода.
Особенно эффектно выглядит контрольная сборка. Сейчас – паровой турбины для индийской АЭС. Мощность – миллион киловатт. Общая длина – 50 метров. На изготовление такого устройства уходит два года.
«В мире каждая десятая турбина отмечена маркой металлического завода», – говорит директор музея истории Ленинградского металлического завода Алла Шапран.
Сегодня оборудование петербургского завода дает энергию в 57 странах.