Рамблер
Все новости
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Отдых в РоссииОтдых за границейЛайфхакиПутеводители
Помощь
Полная версия

Окрестности Эйфелевой башни

Старинные дворянские усадьбы, чистейшие родники, древние храмы, средневековые мечи, дендрологический парк, Михайловский ГОК имени Варичева и, наконец, собственная Эйфелева башня. Всё это – приметы Железногорского района Курской области, одного из самых молодых в наших краях. Он был образован в 1965 году, тогда в состав вошло 13 сельсоветов. О Железногорском районе мы пишем довольно часто, достаточно вспомнить материал «Не только карьер» в номере от 3 июня 2022 года или статью «История бешеной стрелки» в номере от 7 апреля этого года. Но в истории каждого района, в том числе и Железногорского, есть масса замечательных фактов, а на территориях столько достопримечательностей, что к теме можно возвращаться снова и снова. Что мы и сделаем. Михайловка, она же Понашёвка Современная территория Железногорского района складывалась, можно сказать, веками. С конца XVIII века и до 1920-х годов эта земля частично принадлежала Дмитровскому уезду Орловской губернии (северная половина района), частично Дмитриевскому (юго-запад) и Фатежскому (юго-восток) уездам Курской губернии. В 1928 году на базе бывшей Михайловской волости был образован Михайловский район с центром в слободе Михайловке в составе Льговского округа Центрально-Чернозёмной области. Потом в начале 60-х годов в ходе укрупнения районов Михайловский район был ликвидирован, земли снова отошли к Дмитриевскому и Фатежскому районам. Но как бы то ни было, а обойти вниманием историю слободы Михайловки мы не можем, всё-таки несколько десятилетий она была райцентром. Точная дата её основания неизвестна. Заселение территории, на которой сегодня находится Михайловка, началось в середине XVII века, когда сюда стали прибывать малороссы – жители Слободской Украины. Именно выходцы с Украины и принесли в курский регион такое понятие – «слобода», так назывались населённые пункты Слобожанщины. До начала XVIII века слобода называлась Понашёвкой, по названию местной реки. А что же это за слово такое – «понашёвка»? Согласно легенде, когда-то в этих местах жила красавица, которую полюбили два родных брата. Девушка между соперниками сделать выбор не смогла,и братья решили сами выяснить, кому достанется красавица. Вышли они на берег реки и начали поединок, дело дошло до ножей. Чем закончился спор братьев, неизвестно, но место это стали звать «Поножовкой» или, как говорят в народе, «Понашёвкой». Понашёвка была в то время маленьким населённым пунктом, состоящим не более чем из двадцати дворов. В 1712 году слобода была подарена Петром I фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву, который назвал новое владение в честь недавно освобождённого из турецкого плена сына Михаила. Так слобода Понашёвка стала Михайловкой. Печальный факт: самому Михаилу Борисовичу Шереметеву так и не удалось побывать в названной в его честь слободе. Он умер в Киеве в 1714 году, когда возвращался на Родину из плена. Несмотря на то, что все крестьяне Михайловки были крепостными, их положение было определённо лучше, чем у большинства представителей этого податного сословия. Помещики Шереметевы не были жестокими, а, наоборот, давали своим крестьянам некоторые послабления, в частности, разрешали вести торговлю и заниматься отхожими промыслами. Поэтому здесь быстро появились зажиточные хозяйства и купечество. И уже в середине XVIII века слободу населяло около трёх тысяч жителей, далеко не каждый город мог похвастаться таким населением. Благодаря Шереметевым, которые были активными сторонниками петровских реформ, слобода Михайловка развивалась в разных направлениях. Во времена Елизаветы Петровны в Михайловке было открыто училище, действующее от первого российского высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии. В этом училище преподавали педагоги из Москвы и Киева, многие выпускники михайловского училища затем продолжали обучение в Москве. В 1753 году в Михайловке была построена главная достопримечательность слободы, которая сохранилась до настоящего времени – Никольская церковь. Храм возводился на пожертвования графа Петра Борисовича Шереметева и местного купечества. А в XIX веке развитие слободы достигло своего пика. В это время в Михайловке было множество торговых лавок и магазинов, устраивались ярмарки, на которые съезжались купцы из соседних губерний. Также в слободе действовали почта, больница, пожарная часть, мукомольный, пенькопрядильный и кирпичный заводы, работали маслобойки и крупорушки. К концу позапрошлого века здесь появились театральное и музыкальное общества, открывались фотосалоны, а в начале XX века в доме купца Минаева стали устраивать киносеансы. В то время население Михайловки достигало 4,5 тысячи человек. Усадьба Хлюстиных в Копёнках Есть в Железногорском районе село Копёнки, которое знаменито помещичьей усадьбой. Своё название село получило от притока Свапы, на котором оно расположено. А эта «водная веточка» стала именоваться от слова «копань» – место замачивания пеньки. Копёнки – не село и не деревня, а сельцо. Как поясняет краевед из Железногорска Геннадий Александров, так в XIX веке назывались селения, где находилась барская усадьба, но не было церкви. Жители Копёнок ходили молиться за три версты в храм Покрова в село Высокое. Как часто было у нас в стране с барскими усадьбами, их иногда спасало размещение там казённых учреждений. В Копёнках в усадьбе долгое время размещалась школа. Но в 1990 году школа перешла в новое типовое здание, и имение стало бесхозным. А ведь раньше усадьба была прекрасна. Дом фасадом смотрел на рукотворный пруд, по которому ходил паром. Сейчас это, к сожалению, болото, заросшее ивняком. Ступеньки от центрального входа так и манили спуститься к водоёму, чтобы насладиться прохладой. Посреди пруда высилась деревянная беседка. Когда хозяевами усадьбы были Хлюстины, главным достоянием их на этой земле являлся конезавод (каменные конюшни тут сохранились до сих пор). В Копёнках разводили породистых орловских рысаков. В последние годы XIX века в барском доме сельца Копёнки поселились другие владельцы – Шамшевы. Отставной подполковник Пётр Николаевич развернул тут бурную хозяйственную деятельность. Он занялся винокуренным заводом, изготавливал фруктовые и хлебные вина, спирт-сырец. В винных погребах поддерживалась определённая температура. Одним из первых в уезде Шамшев провёл в Копёнки телефон, вымостил дороги, занялся лесоводством, разведением садов. Когда-то величественный главный дом этой усадьбы стоял на высоком берегу прямоугольного пруда. От дома к пруду вела лестница. На противоположном берегу пруда располагались жилые и хозяйственные постройки. К сожалению, от былой красоты в усадьбе почти ничего не сохранилось. Так описывается это интересное место на сайте «Усадебное достояние России»: «В руинированном виде дошёл до наших дней усадебный дом, который можно и нужно восстановить. При желании инвестор сможет привести в порядок парк и придать усадьбе некогда прекрасный вид. Имение расположено в живописном месте, среди лесов и полей. В нескольких километрах от него находится водохранилище с базами отдыха и популярным среди курян местом для рыбалки». Храм Параскевы Пятницы Ещё одна из достопримечательностей Железногорского района – старинный храм великомученицы Параскевы Пятницы (1914 год) в селе Погорельцево. Он очень красивый с уникальной кирпичной кладкой. Памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Приход этой церкви существовал, по крайней мере, с конца XVI века. Согласно писцовым книгам 1628 года однодворцы Беседины и Локтионовы владели частью земель близ Погорельцева, а другая часть земли принадлежала самой церкви. Церковь была деревянной, много раз перестраивалась. Последняя деревянная церковь в Погорельцеве была построена в 1842 году. В отличие от большинства селений Железногорского района Погорельцево начиналось не с деревенской улицы, а сразу с церкви. Второе название поселения Пятницкий Погост на самом деле является первоначальным. Дело в том, что погостом в старину называли отдельно стоявшую на церковной земле церковь с домами священника и причта. Это было, по определению Даля, село, хотя тут и нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг. О таком погосте говорят: «Лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки», или «Звона много, а хлеба нет». К началу ХХ века приход церкви увеличился настолько, что потребовалось сооружение нового большого храма. Сюда приходили молиться из соседних деревень – Мокрыжа, Снецкого, Воропаева. При храме находилась приходская школа. В 1903 году началось строительство существующей ныне каменной церкви. Строили по образу храма архангела Михаила села Глебово Фатежского уезда, архитектором которого был Николай Михайлович Грушевский. Строительство велось исключительно на народные деньги. В 1914 году храм был окончательно достроен и освящён в десятую пятницу после Пасхи. Однако действовал он недолго. Храм был закрыт в сентябре 1929 года и отдан под склад для зерна и удобрений. Последнего священника арестовали и отправили в лагерь. Монахиня Пятницкого храма Агафья Локтионова была репрессирована по делу «группы освобождения церкви». В 1945 году храм разрешили открыть вновь, однако к тому времени он уже потерял свой облик. В 1963 году храм был закрыт опять «по неимению священника». В 1992 году был воссоздан приход, началось восстановление церкви, которое продолжается до сих пор. Что интересно, автору этих строк неизвестно, есть ли ещё в Курской области храм во имя Параскевы Пятницы. Возможно, это единственная подобная церковь. Согласно преданию, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана (244 – 311 гг.) в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа – пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокие гонения на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Святой родник Любопытно, что Железногорский район, будучи одним из самых молодых в области, весьма богат именно на места, так или иначе связанные с православием. Ещё один пример тому – святой источник в селе Гнань. Это одно из самых старых поселений не только в Железногорском районе, но и в Курской области. И неподалеку от села находится святой источник в честь Николая Чудотворца, который издавна славился по всей округе своей чистейшей и целебной водой. Он был известен ещё с 1621 года. По преданию, село получило название потому, что некогда на этом месте русские воины нагнали и разбили татарский отряд. Сохранились пять курганов над могилами убитых. В источниках XIX века Гнань упоминается под вторым названием – Николаево, полученным от здешнего храма Николая Чудотворца. Да, в начале XVII века в селе Гнань был построен храм, освящённый в честь святого Николая Чудотворца. В последующие годы здесь под корнями дерева была обретена икона Святителя Николая. Её перенесли в Гнанский храм, где находилась она вплоть до октября 1917 года. На месте обретения была поставлена часовня, в которой хранился список с обретённой иконы и описание святого колодца. Из храмов слободы Михайловки сюда совершались крестные ходы. Гнанский храм и местная часовня прекратили своё существование только в годы Великой Отечественной войны. Но образ Николая Чудотворца был сохранён одним из жителей посёлка Ленинский. В 1977 году Гнанский артезианский источник был объявлен государственным памятником природы местного значения. Сейчас он является одним из достопримечательностей Железногорского района. Уже много лет по традиции к источнику приезжают свадебные кортежи. Ежегодно эту драгоценную воду набирает множество людей. После установки и освящения купели теперь здесь можно и искупаться. Меч Каролингов Но знакомство с районом, его историей и культурой лучше всего начинать с краеведческого музея. В фондах Железногорского музея находится 40 тысяч экспонатов, в том числе уникальная коллекция минералов и палеонтологических находок. Среди них – зубы и кости мамонта, окаменевшие останки рептилии из мелового периода. А ещё в музее можно увидеть редкую находку – железный каролингский меч из эпохи раннего Средневековья. На территории древнерусского государства найдено не больше 20 таких боевых орудий. Каролингский меч («меч эпохи каролингов») – современное обозначение типа меча, широко распространённого в Европе в период раннего Средневековья. Каролинги – это королевская династия в государстве франков с 751-го по 987 год. Каролингский меч имел обоюдоострый клинок длиной около 78–96 см, короткую рукоять с небольшой гардой. Общая длина составляла около метра, вес до 1500 граммов. А нашли его в Железногорском районе на территории села Гнань, о котором шла речь выше. В историко-этнографическом зале музея также представлена выставка о судьбах знаменитых курян, об основных занятиях и промыслах предков. Особое место в экспозиции занимает диорама Михайловского железорудного карьера. Рядом – стенды с историей ГОКа как градообразующего предприятия. Вся экспозиция музея располагается в четырёх залах. Так что, будете в Железногорском районе, не забудьте посетить музей, там рады каждому. КСТАТИ Уменьшенная копия знаменитой Эйфелевой башни – это самая романтичная современная достопримечательность города Железногорска. Идея местных коммерсантов установить башню рядом с «французским» кафе оказалась как нельзя удачной, и сооружение отлично вписалось в городской пейзаж. Теперь это популярнейшая локация для свадебных фотосессий и место для свиданий. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников