Рамблер
Все новости
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Отдых в РоссииОтдых за границейЛайфхакиПутеводители
Помощь
Полная версия

Каноны древнекитайского столичного планирования остаются важными принципами современного градостроительства

Пекин всегда привлекал туристов своими уникальными достопримечательностями, такими как императорский дворец Гугун, летний дворец Ихэюань, Великая китайская стена и другие. Но вряд ли зарубежные туристы хорошо знают про Центральную ось Пекина, которая является несущим стержнем и сердцевиной пекинского градостроительства.

Это не просто прямая линия, пролегающая через весь город с севера на юг, она - всеобъемлющее воплощение культуры, истории и искусства. Вдоль этой линии органично соединились древнее и современность, сливаются природное и гуманистическое. На протяжении столетий именно здесь шел процесс кристаллизации народной мудрости.

Центральная ось сформировалась в период правлении династии Юань. В 1267 году первый император Хубилай приказал приступить к строительству столицы на месте, где сейчас находится пекинский парк Бэйхай. Поселение назвали Даду. Внутри него была сформирована архитектурная ось симметрии протяженностью около 4 км. В период правления Юнлэ (династия Мин) при расширении Пекина Центральная ось была продлена почти на километр на юг, до современных ворот Чжэнъянмэнь. В результате ее протяженность составила 4,8 км. В период Цзяцзин (династия Мин) в результате строительства внешнего города столицы были возведены новые ворота Юндинмэнь, и Центральная ось столицы была продолжена от Колокольной и Барабанной башен на юг.

С развитием города росла и Центральная ось. В конце 1980-х гг. в связи с проведением в Пекине XI Азиатских игр была открыта северная часть Центральной оси, а к востоку от ее пересечения с северным участком 4-й кольцевой автодороги были построены Национальный центр олимпийских видов спорта и Деревня Азиатских игр. Впервые за более чем 700 лет после строительства столицы Даду Центральная ось была продлена на север и увеличена до 13 км. В 2001 году она была вновь продлена на север и стала осью для Олимпийского парка. Сегодня Центральная ось Пекина продолжает расти, она простирается от подножия горы Яньшань на 88 км к северу и к югу от международного аэропорта Дасин.

Центральная ось Пекина - многовековой свидетель истории. В ней воплощен идеал городского планирования столицы в традициях Востока. Пространство отражает традиционную эстетику, которая предпочитает симметрию, геометрическую упорядоченность и следование культурным нормам. Центральная ось Пекина - воплощение непрерывности и последовательности китайской цивилизации.

Порядок и гармония

Планировка Центральной оси очень строгая. Сеть дорог, разделившая весь город на "поля шахматной доски", симметрично окружает резиденцию императора, воплотив стремление к идеальному порядку. Симметричное расположение главных зданий привносит дополнительную энергию гармонии и баланса. Наиболее важные "объекты" (площадь Тяньаньмэнь, Запретный город, гора Цзиншань и Барабанная башня) расположены строго с юга на север. Их масштаб и высота соответствуют определенному правилу. Так, площадь Тяньаньмэнь по масштабам меньше, чем Запретный город с его грандиозным размахом и величественной архитектурой, так как это центральный архитектурный комплекс столицы. Гора Цзиншань и Барабанная башня, располагаясь друг за другом, воплощают ступенчатую архитектурную эстетику. Планировка и масштабная упорядоченность соответствуют традициям древнего столичного градостроительства.

Нетрудно заметить, что в названиях зданий нашли отражение такие понятия, как "гармония", "мир", "спокойствие" и "стабильность". Они как бы соединили энергии инь и ян, воплотили идею единства Неба и Земли. Эти культурные коннотации отражают стремление к гармонии между человеком и природой.

Концепция "центральности"

Центральная ось, проходя через центр Пекина с севера на юг, разделяет город на восточную и западную части, обеспечивает симметричную планировку. Это соответствует древнекитайской практике столичного планирования, воплощает эстетические представления о равновесии и стабильности. Архитектурный комплекс на Центральной оси в полной мере отражает основополагающую "концепцию центральности".

В столице Китая ведется кампания за причисление Центральной оси Пекина к числу культурных сокровищ мирового значения

Павильоны Тайхэдянь (зал Высшей гармонии), Чжунхэдянь (зал Центральной гармонии) и Баохэдянь (зал Сохраненной гармонии) расположены в соответствии с "концепцией центральности", строго вдоль Центральной оси. Зал Тайхэдянь был местом, где императоры проводили наиболее торжественные церемонии. Он был самым большим и богато украшенным, а Чжунхэдянь и Баохэдянь располагались в порядке убывания.

Центральная ось Пекина - многовековой свидетель истории. В ней воплощен идеал городского планирования столицы в традициях Востока. Фото: Медиакорпорация Китая

Национальная церемониальная система

Вдоль Центральной оси Пекина расположено множество важных исторических зданий и достопримечательностей. Многие из них - рукотворное воплощение церемониальной системы. В древнекитайском обществе ритуальная система отражала социальную иерархию. Люди разного ранга наделялись в ритуальной системе разными правами. Архитектурные комплексы на Центральной оси были спроектированы и построены в соответствии с канонами иерархии. Здания тоже наделялись разным рангом и, соответственно, имели разный масштаб, различались по декору, цвету. Все это подчеркивало различие между рангами, высшими и нижними слоями общества.

В 2022 году Центральная ось Пекина и 15 прилегающих к ней объектов были включены в специальный государственный реестр

Архитектурный комплекс на Центральной оси проектировался и строился с полным учетом человеческого фактора. Почитание выражалось через форму, планировку, внутреннюю отделку и убранство. Так, на каменных ступенях перед павильоном Тайхэдянь (зал Высшей гармонии) высечен орнамент, символизирующий удачу, счастье, долголетие и благополучие; на ступенях перед павильоном Чжунхэдянь (зал Центральной гармонии) - мотивы облака-дракона, означающие имперское достоинство и власть.

Единство Человека и Неба

Древние считали, что Небо, Земля и Человек находятся в гармонии и согласии друг с другом. Концепция о единстве неба и человека была в полной мере отражена при строительстве Центральной оси Пекина. Ее направление с севера на юг перпендикулярно вращению Земли. Проектирование Центральной оси не было произвольным, тщательно выверено и четко спланировано. В основе такого подхода закладывался принцип уважения к природе, было стремление приспособиться к ней, найти гармоничное сочетание человеческой мудрости с природной средой.

Фото: Медиакорпорация Китая

В архитектурном дизайне и планировке Центральной оси воплощена концепция о "единстве неба и человека". Здания по обе стороны от Центральной оси спроектированы с учетом расположения звезд и того, как древние понимали небесный порядок. При строительстве соблюдалось обязательное правило: город должен быть окружен горами и водой.

История и культура - это душа города, и важно сберечь наше культурно-историческое наследие. Этот призыв генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина нашел живой отклик в сердцах многих. В последние годы Пекин прикладывает огромные усилия по охране и сохранению памятников истории и культуры. В 2022 году Центральная ось Пекина и 15 прилегающих к ней объектов были включены в специальный государственный реестр. Некоторые из традиционных зданий, расположенных вдоль Центральной оси, взяты под охрану и включены в список обязательной реставрации. Так, в музее Гугун в последние годы были проведены масштабные профилактические и реставрационные работы, благодаря которым императорский дворец получил новую жизнь. Взяты под охрану и отреставрированы традиционные торговые кварталы Наньлуогусян и Ванфуцзин. Они сохранили свой традиционный облик и атмосферу и привлекают сегодня огромное количество туристов и инвесторов.

Центральная ось Пекина, обладающая уникальной культурно-исторической ценностью, обеспечивает каноны пекинского градостроительства. Это "жемчужина" мирового культурного наследия. Концепция порядка и гармонии, лежащая в основе древнекитайского столичного планирования, остается важным принципом современного градостроительства.