Войти в почту

Церетели – 90: как работы мастера стали визитными карточками городов?

4 января 90-летие отмечает Зураб Церетели – скульптор, живописец и педагог. Его памятники, которые меняют облик городов, установлены по всему миру: в России, Грузии, США, Испании, Италии и Пуэрто-Рико. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев – о самых необычных работах мастера.Петр Христофорович, Кинг-Конг, Колумб с головой Петра, Гулливер – памятник первому императору всероссийскому как только не называли. После открытия в 97-м он считался одним из самых скандальных монументов в России. Его критиковали за непропорциональность форм: исполинский Петр не сопоставим с размером корабля. Карикатурное судно и огромная мачта. Да и сам царь – в древнеримских доспехах. Москвичи не раз собирали подписи за снос памятника. А спустя четверть века скульптура стала одной из достопримечательностей Москвы. Сделать фотографию на его фоне приезжают туристы не только из России, но и со всего мира.

В его творчестве сочетается несочетаемое: академическая школа и авангард. Эмалевые и мозаичные работы, пять тысяч одних только полотен и монументальные памятники, общий вес которых исчисляется десятками тысяч тонн

«У Церетели есть свой почерк, узнаваемость. Да, масштабно, крупно, но оно будет пересматриваться еще, и будут смотреть как на эпоху, на время, целую как бы цивилизацию», – отметил народный художник РФ Никос Сафронов.

В 70-х и 80-х он был главным художником Министерства иностранных дел СССР и декорировал посольства по всему миру: Бразилия, Сирия, Португалия, Испания, Италия. Был назначен главным художником московской Олимпиады-80.

«Советский Союз монументальной пластике не мешал, потому что архитекторы, строительный час, решение интерьера, экстерьера – это было на первом месте», – сказал президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

Монументальные произведения Зураба Церетели можно встретить практически на всех континентах. Каждая скульптура стала своего рода визитной карточкой города. Вот, например, памятник Петру I в Москве: 98 метров в высоту, как 32-этажное здание. Скульптура весит больше двух тысяч тонн. А это памятник Христофору Колумбу в Пуэрто-Рико. Монумент под названием «Рождение Нового света» – 126 метров и весом почти 600 тонн. Самый высокий монумент в России – Обелиск Победы на Поклонной горе в Москве. В высоту почти 142 метра, его вес – более тысячи тонн. Работы Зураба Церетели часто сравнивают со статуей Свободы Томаса Кроуфорда в Нью-Йорке. Визитная карточка Америки в высоту от земли до верхушки – 93 метра. Общий вес вместе с бетонной конструкцией – 204 тысячи тонн.

Огромная стела в парке Победы в Москве видна издалека. Трехгранный обелиск вонзается в небо, символизируя собой солдатский штык. Чтобы рассмотреть его от подножья, где Георгий Победоносец, до верхушки, на которой Ника – богиня Победы в окружении двух ангелов, возвещающая о том, что враг повержен, приходится задирать голову. Монументальность церетелевского памятника тут имеет особый смысл: каждые 10 сантиметров высоты означают один день Великой Отечественной войны. Всего их 1 418.