Войти в почту

На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт

Наступивший 2024 год обещает быть прорывным по количеству новых аэровокзальных комплексов и взлетно-посадочных полос, которые введут в эксплуатацию в СКФО. По словам заместителя министра транспорта РФ Василия Десяткова, в аэропорту Грозного планируется открыть новую ВПП, которая позволит обслуживать любой тип воздушных судов. Также закончатся работы по модернизации аэропортов в Минводах и Махачкале, а в КЧР в этом году начнут строить новый аэропорт. Какими будут обновленные воздушные гавани и как это повлияет на туристический пассажиропоток на Северном Кавказе, корреспондентам "РГ" рассказали эксперты, представители минтранса РФ и сотрудники аэропортов.

На Северном Кавказе построят еще один международный аэропорт
© Российская Газета

Полумесяц для Грозного

После временного закрытия 11 аэропортов на юге России и переориентации авиарейсов на ближайшие направления произошло стремительное увеличение пассажиропотока в воздушных гаванях СКФО. Решающую роль в этом сыграл и небывалый наплыв туристов. В итоге потребовалась модернизация всех аэропортов.

- Сейчас минтрансом России, конечно, большое внимание уделяется аэропортам в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель министра транспорта РФ Василий Десятков. - Аэропорт планируется построить в Карачаево-Черкесской Республике. Сейчас там совместно с инвесторами разрабатывают технико-экономическое обоснование строительства первого аэропорта в регионе, мы оказываем все необходимое содействие. Уже полным ходом идут работы по масштабному обновлению инфраструктуры и терминала в аэропорту Грозного. Строятся новая взлетная полоса, рулежные дорожки, перроны, устанавливается светосигнальное и метеорологическое оборудование, устраивается дренажная сеть. В итоге аэропорт сможет принимать самолеты любых типов, не будет ограничений по количеству рейсов. Отдельно нужно отметить терминал, который будет иметь форму полумесяца и точно станет еще одной визитной карточкой республики. В терминале будет все для комфорта пассажира: пространства для отдыха, кафе и рестораны, сувенирные магазины, зал для официальных лиц и делегаций. Уверен, люди оценят новый уровень комфорта. Работы по инфраструктуре, в том числе ВПП, планируем завершить в 2024 году, терминал сдадим позднее - в 2025-м.

Как рассказал председатель правительства Чечни Муслим Хучиев, длина новой взлетно-посадочной полосы аэропорта Грозного составит 3,2 тысячи метров при ширине 45 метров. В результате воздушная гавань сможет принимать почти любой тип самолетов, а также расширит географию перелетов.

- Как вы знаете, у нас отдельно строится новый аэропорт на 1,5 миллиона пассажиров в год, - сообщил Муслим Хучиев. - Нынешний "старый" аэропорт рассчитан на 500 тысяч пассажиров в год, но тем не менее он установил рекорд, приняв миллион пассажиров, совершивших перелет через Грозный за год. Это для нас очень важное событие. В сравнении с предыдущим годом прирост пассажиропотока составляет более 30 процентов.

Глава кабинета министров республики добавил, что на сегодняшний день из аэропорта Грозного выполняются полеты по 17 регулярным маршрутам (10 внутренних и семь зарубежных). В следующем году планируется открыть еще один международный рейс в Иран.

Феномен Махачкалы

31 декабря 2023 года аэропорт столицы Дагестана побил новый рекорд по обслуживанию пассажиров, дойдя до отметки в 2,8 миллиона человек, - рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе воздушной гавани.

В 2023 году здесь началась реконструкция взлетно-посадочной полосы. Ее размеры, как и в Грозном, составят 3,2 тысячи на 45 метров, с расширением перрона и увеличением количества мест стоянок для самолетов до 20. Такая модернизация позволит принимать даже самые крупные пассажирские самолеты типа Boeing-777 c четырьмя сотнями пассажиров на борту.

Но создание новой ВПП - это лишь часть проекта масштабной реконструкции аэропорта. Постановлением правительства РФ от 27 декабря 2023 года минтрансу России в рамках государственной программы РФ "Развитие транспортной системы" из резервного фонда выделено около миллиарда рублей на реконструкцию воздушной гавани Махачкалы.

Аэропорт Минеральных Вод в 2023 году оказался едва ли не самым востребованным на Северном Кавказе, приняв почти 4,6 миллиона пассажиров

Кроме этого, частный инвестор вложит еще 10 миллиардов рублей в программу строительства нового аэровокзального комплекса, который будет включать терминал внутренних воздушных линий, дополнительный международный терминал и крупный гостиничный комплекс.

По словам заместителя министра транспорта РФ Василия Десяткова, учитывая стремительный рост популярности туристических поездок на Кавказ на собственном транспорте, в регионе расширяется и дорожная сеть. Например, в том же Дагестане уже заключен контракт на строительство автомобильного обхода Хасавюрта, согласованы основные проектные решения строительства обходов Дербента и Махачкалы с выходом на Азербайджан, в коридор "Север - Юг". Все эти работы в минтрансе России рассматривают во взаимной увязке. Как только там будут реализованы дорожные проекты, то есть удастся убрать "узкое горлышко" дорог, не готовых к большому потоку машин, аэропорт Махачкалы станет востребован еще больше.

Минводы расправят крылья

Аэропорт Минеральных Вод в 2023-м оказался едва ли не самым востребованным на Северном Кавказе. За минувший год он принял почти 4,6 миллиона пассажиров. Чтобы решить проблему переполненности воздушной гавани, здесь также начали строить новый аэровокзальный комплекс. Как рассказал корреспонденту "РГ" министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа, его возведение идет в соответствии с графиком. Окончание работ запланировано на конец 2024-го - начало 2025 года и символично синхронизируется с годом 100-летия воздушной гавани. Сейчас, спустя восемь месяцев после старта строительства, готовность составляет 21 процент.

- Аэровокзал оборудуют пятью телетрапами, высокотехнологичными системами обработки багажа, регистрации, досмотра, системами безопасности и поддержания микроклимата. Пропускная способность превысит 3,2 миллиона пассажиров в год, это не считая действующего терминала, - подчеркнул Евгений Штепа.

По словам министра, расширят и привокзальную площадь, чтобы легче было добираться на рейс на личных авто. Здесь обустроят парковку и первую линию подъезда к терминалу, а также проведут общее благоустройство.

- Отдельно тщательно проработаны вопросы энерго- и теплоснабжения всего объекта. Здесь появятся четыре новые дизельные электростанции и две трансформаторные подстанции, дающие необходимый запас автономной работы, а также блочно-модульная котельная с новыми сетями теплоснабжения, - отметил Штепа.

Также для обеспечения отвода сточных и поверхностных вод будут построены локальные очистные сооружения и канализационно-насосная станция с необходимыми сетями.

Стоит отметить, что еще в 2022 году завершилось строительство нового терминала в международном аэропорту Владикавказ. Это двухэтажное здание, фасад и помещения которого стилизованы под рельеф гор. Благодаря его появлению пропускная способность аэропорта выросла с 320 до 500 пассажиров в час. Терминал оснащен телескопическим трапом, благодаря чему пассажиры могут с комфортом проходить из терминала в самолет без выхода на улицу.

Появление современного аэровокзала очень важно для республики, поскольку, как и в других регионах СКФО, здесь идет стремительный рост турпотока, а воздушная гавань Владикавказа оказывается все более востребованной. Сейчас из столицы Северной Осетии можно улететь в десяток российских городов, а также в Стамбул, Тбилиси, Ереван и по другим направлениям.

То, что в 2024 году работы по модернизации инфраструктуры крупнейших аэропортов в СКФО выходят на финишную прямую, в минтрансе РФ считают своеобразным прорывом. Ведь за столь малый промежуток времени завершить реконструкцию бетонного покрытия на взлетно-посадочных полосах протяженностью более трех километров и построить новые аэровокзальные комплексы чрезвычайно сложно.

Тем временем

В скором времени из аэропорта Махачкалы планируется открыть железнодорожные пассажирские перевозки в Дербент. Об этом сообщил замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров.

- Мы обсудили данный вопрос с РЖД. Идея понятна - приблизить пассажирскую платформу в зоне прямого доступа к аэропорту, провести реконструкцию платформ в зоне точек притяжения - Дагестанские Огни и Дербент - и улучшить тактовое движение поездов, - рассказал Назаров. - При этом было встречное предложение со стороны РЖД - пустить современные электропоезда, которые перевозили бы пассажиров от аэропорта до Дербента.