Кокошник с загадочной историей стал частью юбилейной экспозиции омского музея
Рассказываем об удивительном экспонате, история которого долгое время оставалась загадкой. На прошлой неделе в Омском государственном историко-краеведческом музее прошло открытие выставки "Краеведение в массы! Западно-Сибирский краевой музей и “золотое десятилетие” краеведения" (12+). Её создание приурочено к 100-летию со дня открытия Западно-Сибирского краевого музея. Именно в таком статусе учреждение работало в 1920-х - начале 1930-х годов. Новая экспозиция знакомит с уникальными предметами, отражающими историю комплектования основных отделов музея. Множество экспонатов поступило из Государственного музейного фонда в 1920-е годы. Например, платье придворной дамы и икона "Святой Кирилл" из ленинградского Мраморного дворца. Другая часть предметов - это результат научного исследования территории региона. Здесь можно встретить оружие тарских партизан, археологические артефакты из саргатских курганов, средневековое ожерелье, найденное на территории Омска, а также Евангелие, подаренное Екатериной II на освящение Воскресенского собора. Отдельного внимания требует кокошник Великой Княгини Ксении Александровны - дочери императора Александра III. Предмет с интересной историей проделал большой и долгий путь для того, чтобы стать частью юбилейной экспозиции. О том, что головной убор, много лет находившийся в омских запасниках, принадлежал царской семье, стало известно лишь в декабре 2022 года. Во время осмотра сибирской коллекции краеведческого музея исследователь, историк русской моды Андрей Боровский обнаружил кокошник Великой княгини. До этого времени аксессуар значился в каталогах, как кокошник русской девушки. Зацепкой в исследовании стала фотография, сделанная в 1903 году. - Кокошник был изготовлен в 1903 к балу-маскараду, который был посвящён 290-летию правления Романовых. К памятной дате тогда были изготовлены костюмы допетровских времён для участников торжества. Все костюмы бала-маскарада шили по эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов, созданным на основе исторических прототипов с использованием ювелирных украшений царской семьи, - сообщили в музее. Головной убор княгини был украшен её личными драгоценными камнями, которые она срезала после праздника. Известно, что украшением аксессуара занимался и Карл Фаберже. На былое сияние намекают цветные бархатные вставки, которые должны были усиливать блеск изумрудов, рубинов и алмазов. Сам кокошник изготовлен из шёлковой ткани с металлизированной нитью. На нём также сохранилась вышивка. Сарафан, в котором была княгиня в тот день, находится в Эрмитаже. Некоторые исследователи считают, что сохранившиеся костюмы и фотографии нельзя считать подлинными. Существует версия, что они были созданы на студии Мосфильма, где после Великой Отечественной войны снимали фильм о царской семье. Однако у музея есть документальное подтверждение поступления этого предмета в 1927 году. Поэтому специалисты считают эту теорию неверной. - Иванова урод прислала мое платье в ¼ 8-го, и надо было ещё нашивать камни, я была в отчаянии - думала, никогда не буду готова. Апрак приехала меня одевать! Наконец меня облачили - камней нашили бездну (тяжесть большая), и я отправилась показаться Мама! Сандро был уже там (он уже надел свой кафтан и поехал вперед, боясь опоздать!) Мама обедали с Мишей, им мы понравились, - написано в дневнике Великой княгини Ксении Александровны. Реставрационные работы у специалистов музея заняли около полугода. А наш корреспондент Алина Кочергина подробно рассказывала о том, как была обнаружена находка , и публиковала архивные записи самой княгини. Полюбоваться головным убором и другими предметами истории можно со вторника по воскресенье по адресу: ул. Ленина, 23А. Фото: архив "Омск Здесь"