Войти в почту

Десять шедевров, ради которых стоит пойти в Дагестанский музей изобразительных искусств

Вот уже 65 лет Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой является предметом гордости жителей республики и удивляет туристов, которые не ожидают увидеть здесь такую богатую коллекцию произведений искусства разных стран и эпох. В этой сокровищнице хранится более 20 тысяч экспонатов. На что же обратить внимание в первую очередь?

Десять шедевров, ради которых стоит пойти в Дагестанский музей изобразительных искусств
© «Это Кавказ»

Резная доска из Кафыр-Кумухского могильника

Гордость археологической коллекции музея — резная доска, датируемая II тыс. до н. э. Это наиболее ранний памятник искусства резьбы по дереву на территории Дагестана, ровесник египетских пирамид. По мнению ученых, доска — фрагмент ларца или люльки.

Древний мастер умело соединил разнообразные узоры в одну сложную орнаментальную композицию, это так называемый ковровый стиль. Геометрические желобчатые орнаментальные мотивы разнообразны: зигзаг, штриховка, елочный узор, треугольные фестоны, трехгранные выемки. Знаки в орнаменте служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.

Подвеска-медальон с богиней плодородия

Уникальный памятник декоративно-прикладного искусства, найденный в Верхне-Чирюртовском могильнике, датируется VII—VIII веками н.э. и получил название «Мадонна». Некоторые исследователи усматривают здесь образ христианской Богородицы, но культ женщины-матери известен с незапамятных времен и считается началом всех последующих религий.

Подвеска представляет собой круг с ободом елочного орнамента, в который вписан солярный символ — восьмиконечный крест. В навершии изображена богиня плодородия. Ребенок на ее руках олицетворяет вечность жизни.

Аварский ковер с драконами

В ДМИИ богатейшая коллекция традиционного и авторского декоративно-прикладного искусства народов Дагестана. Это произведения кубачинских златокузнецов; медно-чеканные изделия из сел Кунди, Кумух, Гоцатль, Ичичали; изделия гончарного промысла из Балхара, Сулевкента, Испика; ковры из южного и горного Дагестана; кайтагская и усишинская ритуальная вышивка и золотное шитье аварских и лакских мастериц; обширная экспозиция парадного оружия и предметов домашнего обихода, выполненных из камня и дерева.

Среди ковров стоит обратить внимание на аварский килим второй половины XIX века. Подобные килимы входили в комплекс приданого. При сравнительно небольшой ширине (до 1,5 м) в длину они достигали 6 метров и закрывали две или три стены традиционного горского дома.

Техника ткачества «Давагина» уникальна. Узорообразующая нить заполняет пространство не горизонтальными рядами, а в виде крупных и малых ромбов с разнообразными деталями орнамента внутри.

Особый интерес представляют медальоны Г-образной формы. Это стилизованные изображения драконов. Рисунок-оберег проник на Кавказ через Ближний Восток из Китая. Килим показывает трансформацию традиционного китайского дракона с его плавными, округлыми формами в геометризованный символ, характерный для Дагестана.

Серебряный Коран из Кубачи

В ДМИИ представлена самая большая коллекция серебряных изделий на всем Северном Кавказе. Один из прекраснейших образцов ювелирного искусства — Коран с семью серебряными листами легендарного кубачинского мастера Гаджи-Абдулы Ибрагимова, работавшего на стыке XIX—XX веков, обладателя 7 золотых и 11 серебряных медалей престижных выставок в России, Англии, Франции, Турции, Иране.

Серебряный Коран поражает многообразием использованных ювелирных техник: эмаль, чернь, гравировка, золотая насечка, накладки из слоновой кости. На семи листах написаны большая пятничная молитва и несколько малых. Вечный текст нанесен в технике чернения и глубокой гравировки с обеих сторон каждого листа, а не с одной, как это делается обычно. До сих пор никто из мастеров не разгадал этот секрет Гаджи-Абдулы и не повторил его достижение.

Картина Виктора Васнецова «Птица Гамаюн» (1898)

В зале русского искусства можно увидеть произведения Шебуева, Айвазовского, Крамского, Журавлева, Лемоха, Маковского, Сурикова, Левитана, Поленова, Коровина, Головина, Врубеля, Репина, Бенуа и многих других выдающихся авторов. Но хочется особо отметить «Птицу Гамаюн», созданную Васнецовым в его «былинно-сказочный» период, последовавший вслед за росписью Владимирского собора в Киеве.

«Кажется, что это существо какой-нибудь другой планеты, и делается жутко от этого волшебства художника», — сказал Илья Репин об этой картине.

А Александр Блок посвятил ей такие строки:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Гамаюн в народных легендах может предсказывать будущее. Но не всякий птицу слышит и понимает. В этой работе многие видели предвестника больших потрясений в России в начале XX века.

Первым обладателем полотна был русский промышленник и меценат Савва Морозов. Весной 1918 года, опасаясь экспроприации, его вдова обратилась в Третьяковскую галерею с просьбой принять эту картину в дар. Там она пробыла не долго — в 1928 году, когда многие столичные музеи передавали часть своих фондов в регионы, полотно отправили в Дагестан.

«Леший» Сергея Коненкова (1910-е годы)

Сказочно-мифологическую тему музея продолжает двухметровая скульптура «Леший» выдающегося художника Серебряного века Сергея Коненкова. Этот экспонат неизменно вызывает интерес у самых юных посетителей музея.

Работа выполнена из дерева, любимейшего материала автора. Коненков часто и мастерски пользовался народными приемами обработки древесины. В 1910 годах скульптор создал «лесную серию», вдохновившись славянскими сказаниями. В то же время Леший Коненкова похож на античного сатира с козлиными рогами и копытами. Причем для рогов и глаз художник использовал кость и белый фосфоресцирующий природный камень, что весьма усиливает эффект воздействия статуи на зрителя.

«Дорога от Млеты до Гудаури» Ивана Айвазовского (1868)

Иван Айвазовский считается главным в России мастером морского пейзажа, однако он писал не только марины. Путешествуя по Кавказу в конце 1860 годов, художник создал множество удивительных горных пейзажей. Среди них «Дорога от Млеты до Гудаури».

По сей день этот участок Военно-Грузинской дороги считается наиболее живописным. Айвазовскому удалось запечатлеть, насколько сложна и опасна была эта дорога в XIX веке. И конечно, поражает работа со светом и изображение природы как живого существа. Облака и горные хребты вздымаются и дышат, так же как и волны на его морских пейзажах.

А для тех, кто все же предпочитает маринистику, рядом с «Дорогой…» экспонируется одна из последних работ художника — «Буря» (1899).

«Взятие Ахульго» Франца Рубо (1888)

В зале русского искусства представлена экспозиция, посвященная Кавказской войне. Особое место в ней отведено творчеству французского художника Франца Рубо, связавшего свою жизнь с Россией.

«Взятие Ахульго» — центральная работа его «кавказского цикла». Прежде чем начать писать картину, классик батальной живописи много путешествовал по Кавказу, изучал местность, где происходили события.

Аул Ахульго расположен на крутом неприступном утесе, однако летом 1839 года русские войска сумели взять его. Пять тысяч горцев под командованием Шамиля противостояли 30-тысячной царской армии, но на их стороне были крутые утесы и глубокое узкое ущелье. Именно этот пейзаж и изобразил Рубо. В ожесточенном бою под Ахульго русская армия потеряла более 500 человек, а Шамиль — почти все свое войско.

Этот сюжет долго не отпускал Рубо. Позднее он создал одну из самых известных панорам своего времени — «Штурм аула Ахульго». Уцелевшие фрагменты панорамы также представлены в музее.

«Первые шаги» Витторио Реджанини

«Это что? 3D в XIX веке?» — удивился один из посетителей музея, увидев эту картину в зале европейского искусства. Здесь представлены живопись, графика и скульптура, которые дают представление об итальянском Ренессансе, Северном Возрождении, голландском, фламандском, итальянском искусстве ХVII века, о классицизме, рококо, реализме, романтизме, модерне и импрессионизме.

Но среди всего этого разнообразия именно «Первые шаги» Реджанини заставляют посетителей задержаться, чтобы разглядеть все детали сцены в изящном интерьере.

Любовь Реджианини к тщательной проработке атласа связывают с романтической легендой об увлечении художника красивой, но уже не молодой графиней из России Еленой Завадовской. Она пригласила итальянца в свое звенигородское имение и подарила миниатюрный портрет — с условием, что он непременно напишет ее портрет в атласном наряде. По рассказам друзей, Витторио не расставался с миниатюрой всю свою долгую жизнь. В имении он побывал, когда графини уже не было в живых, и после этого каждую изображенную женщину он в разной степени наделял ее чертами и одевал в розовый атлас.

Глядя на картину «Первые шаги», удивляешься невероятной детализации всех изображенных предметов. Художник воплотил радостный мир, мечту о красивой жизни. Может, поэтому сегодня картины Реджанини украшают коробки дорогого шоколада.

«Конструкция» Александра Родченко (1918)

Имя Александра Родченко хорошо известно не только в России, но и за рубежом, его идеи конструктивизма и сейчас еще оказывают влияние на художников, дизайнеров, фотографов.

«Конструкция» (второе название — «Необъективная композиция II») — одна из работ огромного цикла «Концентрация цвета», в которой Родченко применил принцип свечения. Ободком белого цвета он акцентировал элементы композиции. Во многом это делалось в противовес разработкам супрематистов, которых Родченко считал главными соперниками.

Именно «Конструкция» представляла новое советское искусство в Германии в 1922 году. С 1930-х работы авангардистов в СССР были под запретом. Однако в ДМИИ в конце 60-х годов появилась постоянная экспозиция знаковых представителей русского авангарда. Для тех лет это было достаточно смелое решение. А посетители и сейчас могут увидеть в музее работы Экстер, Родченко, Лентулова, Удальцовой, Истомина, Штурмана, Рабичева и других.