Фото: Florian Blümm. easyvoyage.de

Вечное кочевье

Главная отрасль монгольской экономики – сельское хозяйство, но не любое, а только скотоводство. Здесь не держат огороды, не выращивают овощи, культурные посевы занимают менее 1 % территории, и вообще копать землю считается делом опасным. Или просто недальновидным: в суровом климате такие занятия – пустая трата времени. А вот местные породы домашних животных: овец, лошадей, коров, яков, верблюдов – стойко сносят капризы погоды и неприхотливы к условиям содержания.

Фото: Eskinder Debebe, mo.be

Потому даже в XXI веке большинство монгольских скотоводов остаются кочевниками. Более трети населения Монголии перемещается по стране вслед за своими стадами и не имеет постоянного места жительства – точнее, его возят с собой. Юрта – традиционное жилище, от которого не спешат отказываться даже горожане: приземистые белые купола в городских дворах – обычное дело. Жить в них дешевле и привычнее, при этом можно не отказываться от телевидения и электричества – спасибо спутниковым антеннам и солнечным батареям.

Монголия делится на 21 аймак, в которые входят 329 сомонов.

В сельских районах юрты образуют небольшие временные поселения, в которых нет постоянных адресов – с улицами и домами: где нашлось хорошее пастбище, там и улица. А как тогда быть с почтой, например? С 2008 года в Монголии существует Универсальная адресная система: Natural Area Code (NAC), в которой можно присвоить любому объекту временный адрес с точностью до сантиметра. Система разделяет всю планету на квадраты и использует для их обозначения 20 согласных букв и цифры от 0 до 9. Чем длиннее код, тем точнее адрес. Например, координаты центральной столичной площади Сухэ-Батора – RW8SK QZKSL. И похожий адрес имеет каждая юрта, затерянная в монгольских степях. Традиционная адресная система – с улицами и номерами домов – в городах тоже используется. Но люди к ней не привыкли и путаются. Сегодня монголам проще обменяться геоданными, чем обычными адресами.

Политика по-монгольски

До конца 1980-х Монголия, как и СССР, строила коммунизм и имела только одну политическую партию. В 1990 году в стране появилась первая организованная оппозиция, политбюро отправилось в отставку. В конституцию внесли поправки, создали постоянный законодательный орган и пост президента. Сейчас Монголия – парламентская республика, высший орган государственной власти здесь – парламент, который называется Великий государственный хурал. В нем 76 депутатов, каждый представляет свой избирательный округ и выбирается большинством голосов на четыре года. Ведущая политическая сила в стране – Монгольская народная партия, которую представляет и президент Ухнаагийн Хурэлсух (он избран в 2021 году). Оппозиционные силы объединяет Демократическая партия. Среди других партий, не играющих существенной роли в политической системе, – рабочая, молодежная, либерально-демократическая, зеленая и другие.

Два монгола на квадратный километр

Монголия – еще и самая малонаселенная страна в мире: можно проехать по ней сотни километров и не встретить ни души. На площади размером в три Франции (1 564 116 кв. км) здесь живет всего 3,5 млн человек – это меньше, чем в Татарстане. Если распределить их по всей стране, получится всего два монгола на квадратный километр. Им не будет одиноко, потому что стоять они будут в окружении табуна лошадей (по статистике, их приходится примерно по 13 на каждого) и стада коров и яков (по 15 голов на человека).

Почти половина населения Монголии живет в столице – Улан-Баторе. Город вполне современный, с небоскребами, бизнес-центрами, аэропортом и культурными достопримечательностями. Но очень грязный. Больше половины его обитателей живут в юртах и частных домах, которые топят углем и дровами. При этом в городе работает общественный транспорт, ездят автомобили. Дым и выхлопы постоянно висят над столицей – Улан-Батор расположен в долине между горами и плохо продувается. Патологии легких здесь – обычное дело, так что люди по возможности перебираются в провинцию, даже если работают в городе.

Улан-Батор. github.com

Монголия – моноэтническое государство: почти 100 % ее населения – представители монгольской группы, и более 80 % из них – халха-монголы, потомки древнемонгольских племен и родов. Помимо них, есть еще много субэтносов, народностей и этнографических групп, для описания которых потребовалась бы отдельная статья. Еще в Монголии живут казахи, буряты, китайцы и даже русские, которых в 2018 году было не менее 2000. Сейчас, возможно, больше.

И это тоже Улан-Батор. Фото: Carlos Barria/Reuters, cbc.ca

В Монголии повсеместно преподается русский язык и работает более 25 русских языковых центров.

Наши соотечественники переселялись в Монголию еще с XIX века – первыми были старообрядцы, которых на родине преследовали из-за религии, потом купцы. В начале XX века в Монголии уже была настоящая русская колония, работали российские торговые дома. В 1921 году в стране и вовсе установился коммунистический режим, и сюда начали приезжать советские специалисты. Многие покинули Монголию после 1991 года, но некоторые остались. Сегодня россияне тоже работают в стране – как правило, в международных компаниях.

Резко-континентально

Монголию называют «страной вечно синего неба», потому что здесь почти всегда солнце: около 260 безоблачных дней в году. Улан-Батор даже находится на одной широте с Ростовом-на-Дону! Только южным городом монгольскую столицу не назовешь: хотя летом здесь жара под 30 и выше, зимой – такой же бессердечный мороз, иногда и до –40 °C. В горах северо-востока все еще экстремальнее: уже в конце ноября может быть –55 °C и ниже. При этом осадки Монголию не балуют: самые влажные районы – на севере и северо-западе (и до 90 % общегодового количества осадков выпадает летом), а в южных областях дождя можно ждать несколько лет. Название пустыни Гоби, которая занимает весь монгольский юг, так и переводится – «безводная пустыня».

Ранней весной и поздней осенью погода капризная: за сутки можно пережить четыре времени года, температура может скакать в пределах 30 градусов. Весна – еще и время сильных ветров, которые порой играючи срывают с места юрту. Так проявляет свой характер резко-континентальный климат, который создают хребты Центральной Азии: обнимая Монголию почти со всех сторон, они закрывают ее от океанических воздушных масс. В Монголии находится не только самая холодная столица на Земле, но и самое резко-континентальное место на планете (это пустыня Гоби), самая северная граница сухих пустынь (в Западной Монголии) и самый южный очаг распространения вечной мерзлоты. Ученые называют Монголию географическим феноменом. При том, что треть страны занимает пустыня, ее природные условия очень разнообразны. Здесь есть и таежные леса, и горные лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. Между началом мерзлоты и границей пустынь – максимум 300 км!

В Монголии совсем нет низменностей: самая низкая точка страны находится на высоте 560 м над уровнем моря – как Роза Долина в нашей Красной Поляне. Средняя же высота территории намного больше – 1580 м, вполне горнолыжные цифры. Почти вся страна лежит на плато, приподнятом на 900–1500 м над уровнем моря, и над ним громоздятся горные массивы и хребты. Выше всех – Монгольский Алтай, он растянулся на 900 км на западе и юго-западе. Его продолжает Гобийский Алтай – здесь хребты пониже и более разрозненные. На северо-западе, вдоль границы с Сибирью, лежат хребты Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян. На северо-востоке – массив Хэнтэй, в центре – массив Хангай. К востоку и югу, ближе к Китаю, плато постепенно опускается и переходит в равнины, а весь юг, включая юго-запад и юго-восток, захватила пустыня Гоби. Но и она далеко не однородна: песчаные участки переходят в глинистые и каменистые, холмы сменяются скалами. Говорят, у монголов не одна пустыня Гоби, а 33: Красная, Черная, Желтая, Солончаковая, Благодатная и т. д.

Фото: Avustfel. wikimedia.org Наивысшая точка Монгольского Алтая находится на стыке Монголии, России и Китая – это хребет Таван-Богдо-Ула, или Пять священных вершин. Самая священная, то есть самая высокая из них – гора Найрамдал высотой 4374 м.

Хотя треть страны занимает пустыня, в Монголии немало рек. Почти все – горные, быстрые и своенравные. Самая мощная из них – Селенга, которая рождается в хребтах Хангая, а, покинув Монголию, бежит по территории Бурятии и впадает в Байкал – где, между прочим, обеспечивает до половины ежегодного притока. Озер в Монголии больше тысячи – и это только постоянные (временные, которые появляются в период дождей, в расчет не берем). Самые крупные находятся на северо-западе, в котловине Больших озер. Это память о древнем море, что располагалось на территории нынешней Монголии миллионы лет назад. Есть даже «родственник Байкала» – высокогорное озеро Хубсугул, или Синяя жемчужина, что находится на севере, недалеко от границы с Россией. Оно самое глубокое в Монголии (достигает 267 м) и очень похоже на наше Славное море по гидрологическому режиму, составу воды и обитателям. Хубсугулу 6 млн лет, и это кратер потухшего вулкана. Для местных жителей Хубсугул – священное место, а для туристов – популярная достопримечательность. В окрестностях озера разбит национальный парк, где можно оценить богатство животного и растительного мира.

Водопад на р. Орхон. Фото: melissa_joint. dailysia.com

Большая часть монгольских озер – временные: образуются только во время дождей, а в засуху исчезают.

С севера на юг сменяют друг друга семь природных зон: высокогорье, тайга, горная лесостепь, степь, пустынно-степная зона, пустыня, есть даже водно-болотные угодья в поймах рек. В каждой зоне – свои жители: 15 % страны занимает лесная флора, 52 % – трава и кустарники, пустынная флора – 32 %. В лесах водятся рыси, соболи, олени, маралы, косули, в степях – волки, лисы и зобастые антилопы, в пустынях – куланы, похожие на осликов, дикие кошки и дикие верблюды. В горах Гоби – архары-эквилибристы, козлы и свирепые барсы.

Монголия – дом для множества птиц: журавлей, орлов, грифов, гусей и уток, цапель и чаек. А еще это вечный дом для древних птичьих родственников – динозавров. Около 68 млн лет назад на территории пустыни Гоби обитали Oksoko avarsan: двухметровые «курочки» из группы овирапторозавров, обладающие беззубым клювом, перьями и всего двумя пальцами на передних лапах. В 2022 году в пустыне даже открылся музей, где выставлен скелет динозавра, а также чучела других обитателей Гоби, морские ракушки и окаменелости, древние доспехи и оружие. Конечно, это далеко не единственный музей в Монголии. Но было бы правильнее назвать музеем под открытым небом всю эту страну, которая так любит жить по-своему.