Выставка о путешествиях открылась в Нижнем Новгороде
Узнать, зачем путешественникам прошлого был нужен кистень, что сдавали дамы в багаж, как выглядел кофр режиссера Станиславского и найти ответы на многие другие вопросы нижегородцы и гости Приволжской столицы смогут на выставке, которая откроется в Дмитриевской башне кремля 3 апреля. Здесь можно увидеть 130-килограммовый дорожный сундук, элементы конской упряжи, старинные карты и другие уникальные экспонаты. Многие из них выставляются впервые. Необычную выставку посетила корреспондент ИА «В городе N».
В экспозиции «Пути и путешествия» (6+) собраны раритеты из восьми музеев России. Как рассказала старший научный сотрудник НГИАМЗ Елена Макарова, самые старые экспонаты датированы серединой XVII века. Это немецкие солнечные часы со встроенным компасом, дорожные сундуки и испанская шпага. Дело в том, что несколько веков назад поездки были не только некомфортными, но и опасными. Путешественники нередко становились жертвами разбойников, поэтому заранее заботились о своей защите. Здесь же можно увидеть кистень, пистолет и другое оружие.
Люди всегда стремились перемещаться, исследовать соседние земли и мир. Наша выставка больше сконцентрирована на России и на том, что здесь переживали путешественники. Одним из самых известных иностранцев, посетивших нашу страну в XVII веке, был немецкий ученый Адам Олеарий, который описал свои впечатления в книге. Он рассказывал о людях, которых встречал, их нравах, делал зарисовки городов, — сообщила экскурсовод.
Воспоминания Олеария, гравюру с Нижним Новгородом, которая считается первым изображением каменного Кремля, и составленную им карту Волги также можно увидеть на выставке.
Далее посетители переносятся в эпоху Екатерины II — тоже известной путешественницы.
Екатерина II отправилась в большой тур по России, чтобы осмотреть и изучить ту страну, которой она собиралась править. Путешествие было грандиозным. Здесь представлен чертеж большой галеры «Тверь», на которой она передвигалась по Волге в сопровождении 2 000 придворных и чиновников, а также бюст императрицы и дорожный костюм тех времен. Кстати, Нижний Новгород ей не очень понравился. Пообщавшись с купцами, она учредила торговую акционерную ассоциацию, чтобы они могли развивать свои предприятия, — добавила Елена Макарова.
Вслед за императрицей моду на путешествия подхватили русские дворяне. Молодежь отправлялась в Европу для получения образования. Из поездок люди привозили предметы искусства и быта. Именно так формировались знаменитые дворянские коллекции. Также существовала традиция вести дневники и путевые заметки.
Конечно, дворяне любили путешествовать с комфортом, поэтому возили с собой буквально все — от зубных щеток до постелей и посуды. Индустрия гостеприимства тогда не была развита. Выпускались специальные дорожные посудные наборы. Тот, который представлен на нашей выставке, целиком сделан из серебра. Также в него входит немецкий Мейсенский фарфор. Специально под него заказывали кофры с выемками под каждый предмет, — пояснила экскурсовод.
В экспозицию вошли и туалетные принадлежности, которые путешественники тоже брали с собой — тазики для умывания, зеркала, бритвенные приборы, банки для косметики.
Все это добро надо было возить в больших сундуках. Некоторые из них представлены на нашей выставке. Самый тяжелый принадлежал графу Шереметьеву. Туда можно было упаковать большое количество вещей. Также посетители могут видеть кофр знаменитого режиссера Константина Станиславского — это настоящий переносной гардероб. Есть здесь и чемодан, принадлежавший писателю Антону Чехову. Их предоставил музей МХАТа, — поделилась Елена Макарова.
По ее словам, изначально дорожные сундуки изготавливались с «горбатыми» крышками. Только к концу XIX века они стали плоскими. Дело в том, что тогда количество путешественников увеличилось, сундуки приходилось ставить друг на друга. Для того, чтобы облегчить процесс упаковки огромного количества багажа, начали делать чемоданы с ровными крышками. У Чехова уже был как раз такой.
Представление о том, на каком транспорте путешествовали наши предки, даст тарантас из коллекции директора Технического музея Вячеслава Хуртина. Отдельная витрина посвящена службе ямщиков.
Общественный транспорт появился в России только в 1820 году. Тогда начал ходить дилижанс по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Путь длился четверо суток. Остановки делались для приема пищи и ночлега, - сказала экскурсовод.
Также посетители могут увидеть, какой была одежда для поездок на примере костюма из фильма «Анна Каренина» (16+). Предпочтение отдавалась тканям темных цветов, на которых не так заметна дорожная пыль, а юбки для дам шили короче, чем обычно, чтобы было удобнее забираться в экипаж.
Отдохнуть и перекусить путники могли в трактирах и гостиницах. Средневековой индустрии гостеприимства также посвящен отдельный стенд.
Гостиницы европейского уровня в России появились только в конце XIX — начале ХХ веков. До этого их роль выполняли трактиры, где можно было поесть и снять комнату. Иностранцы отмечали очень низкий уровень сервиса. Но все достаточно быстро изменилось с развитием железных дорог, — отметила Макарова.
Посетить выставку можно до 10 января 2025 года. Также гостям предлагают отправить своим близким открытку из музея.
Человечество путешествовала всегда. Миграции начались сразу, как только люди появились. Впоследствии они заселили всю Землю именно благодаря путям и путешествиям. Эта выставка имеет и большое воспитательное значение для детей. Мы показываем, какой тяжелый путь прошли их предки для того, чтобы сейчас они могли комфортно путешествовать, — подчеркнул генеральный директор Нижегородского музея-заповедника Юрий Филиппов.
Ранее сообщалось, что «Самая закрытая выставка России» (18+) открылась в нижегородском музее.