Юбилей БАМа: какие города и поселки появились благодаря строительству дороги?
Полвека отмечается с начала строительства БАМа. Байкало-Амурская магистраль и по сей день остается символом трудового подвига советского народа, а также имеет огромное значение для экономического развития страны. Благодаря БАМу появилось множество поселков и городов, сообщает корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Беркакит – поселок на юге Якутии. Здесь живут почти четыре тысяч человек. Больше половины из них построили первую железную дорогу в Якутии. Она стала частью Малого БАМа – Байкало-Амурской магистрали.
«Малый БАМ начинается конкретно со станции Беркакит. Наша история начинается с 1975 года, когда сюда приехали геологи и начали разведывать нашу территорию, и поняли, что у нас здесь очень много угля и его надо как-то вывозить. Поэтому решили строить железную дорогу», – рассказала директор Краеведческого музея первостроителей БАМа поселка Беркакит Мария Сортакова.
Первая железная дорога в Якутии открыла доступ к месторождениям многих полезных ископаемых. Станция Беркакит соединила регион со всей Россией и странами ближнего зарубежья. Через нее и сегодня проходят все жизненно важные грузы для северных и центральных районов.
Только одного угля отсюда вывозят каждый день больше 20 тысяч тонн. Одна из главных достопримечательностей в Беркаките – как раз угольная глыба. Это памятник строителям БАМа. «Строителям БАМа, открывшим путь к несметным богатствам Якутии. В первую очередь, конечно, это угольные наши богатства», – рассказал начальник железнодорожного узла Беркакит Игорь Орлов.
Среди первых строителей БАМа была Татьяна Перепелицына. Она приехала из Калужской области в 1974-м. Начинала маляром.
«Мы ехали 20 вагонов, проехали всю страну, чтобы было. На каждой станции нас встречали с цветами, хлебом-солью. Было очень приятно, но тогда мы были молодые, не осознавали всю серьезность», – поделилась первостроитель БАМа Татьяна Перепелицына.
Больше 30 лет Татьяна отработала дежурной по станции. Сейчас на пенсии. Беркакит –ее вторая родина. Здесь дети и внуки. На магистрали остались тысячи бамовцев. Дорога и сегодня их главная кормилица, рассказывают в Краеведческом музее. Здесь фотографии, медали, книги тех, кто строил БАМ, и кто сегодня работает на железной дороге.
«Одна из самых больших династий это династия Грачевых. Она занесена в книгу трудовых династий Якутии, потому что общий их стаж составляет более 500 лет», – рассказала директор Краеведческого музея первостроителей БАМа поселка Беркакит Мария Сортакова.
А это подрастающие железнодорожники. В Баркеките уже с пеленок знают, кем хотят стать. «Вся моя семья работает на железной дороге. Как бы из детства увлечен в эту тематику. Да, я свяжу свою жизнь с железной дорогой», – сказал ученик 11 класса МОУ СОШ №22 Егор Саморотников. «Мне хотелось бы продолжить папину работу, также работать на железной дороге и продолжать его дело», – призналась ученица 11 класса МОУ СОШ №22 Виктория Моцная.
И сегодня самая престижная профессия здесь – железнодорожник. Такой работой гордятся, для многих она стала семейным делом.
«Есть такие случаи, и дети поступают в Хабаровск или в Новосибирске в специальные учебные заведения, именно по железной дороге. Заканчивают, возвращаются, работают потом уже инженерами», – отметил директор МОУ СОШ №22 Илья Суханов.
Стройка продолжается. В ближайшие годы Малый БАМ должен стать двухпутным на всем протяжении. На маршруте Улак – Февральск путь уже готов, но большая часть магистрали одноколейная. Она с грузопотоком сейчас не справляется. Вторая колея разгрузит направление. Она подойдет к Эльгинскому месторождению коксующегося угля, с другой стороны – к Огоджинскому угольному месторождению.