Как при помощи ламзака вытащить восьмерых из морской «речки»: правила жизни калининградского спасателя

В апреле спасатели готовятся к пляжному сезону. Тренировки проходят в бассейне и на открытой воде. О личном отношении к попавшим в беду и о том, какие качества нужны для работы, «Клопс» рассказал спасатель из Янтарного Николай Баженов.

Из своих 34-ёх Николай 13 лет дежурил в Балтийске, последние два года — в Янтарном. Вытащил из бушующего моря не одну сотню погибающих, паникующих, самоуверенных. Знает, какой изменчивой бывает Балтика и каково это — за один раз спасти 8 тонущих одновременно.

«С детства я любил истории о спасении жизни»

«Когда слышал такие рассказы по телевизору, мечтал, что тоже так смогу. Родился и вырос в Балтийске. Всегда у моря, люблю и знаю его. Окончил КМРК. Сначала работал в поисково-спасательной службе. Попал на озера, там тренировался. И так к морю и вернулся.

За смену получается спасти от одного до 10-12 человек. Обычно это такие особо жаркие дни. Море тёплое, штормит, и все лезут в воду. Занимаемся профилактикой — без толку. Люди пришли на пляж, значит, будут купаться.

В команде несколько человек. Один на берегу, другие в воде. На него орут, мол, ты чего не помогаешь? А он-то как раз занят делом. Подсказывает, куда плыть. В море волны высокие, вода мутная: не всегда видно тонущего. Напарник кричит с берега: левее, правее.

За всё время мне удалось вытащить из моря 378 человек. В этом году мне дали медаль за спасение на воде. Приятно! Но когда видишь спасённых тобой людей просто на улице — такие эмоции, не передать. Здороваются, благодарят даже через много лет».

«В Балтийске тонут чаще»

«Я 12 лет отработал в Балтийске, там очень непростое дно и формируется много отбойных течений. По сути, тягун — это такая речка в море, которая как в трубу, затягивает купающихся и уносит всё дальше и дальше от берега.

В Балтийске у меня был случай, когда «речка» уносила 8 солдат-контрактников. В бинокль с променада их увидел. По пути захватил надувной ламзак — это такая подушка для отдыха.

Подплываю, у одного глаза бешеные: «Я жить хочу, жить хочу!»

Говорю: «Спокойно, сейчас до берега дойдём». Где-то час их тянул на этой подушке.

Сейчас в сети часто можно встретить видео схемы, как выглядит тягун. Всё это ерунда. С берега отбойное течение не видно. Просто никогда не купайтесь вне оборудованных пляжей или если висит чёрный флаг.

Самые опасные — дедушки и дети

«Самоуверенные дедушки, опытные пловцы, родители и любители выпить — вот самые опасные категории. Пожилые люди часто переоценивают свои силы, лезут в море, здоровье подводит, и они начинают тонуть. Компании навеселе — это понятно. Но и родители тоже хороши. Отпускают детей плескаться в воде у берега, а ребёнку, чтобы утонуть, достаточно минуты.

А ещё бывает приходится уговаривать поехать на скорой. Человек вроде спасся, всё у него хорошо, только воды наглотался и отказывается от медицинской помощи. Важно знать, что отёк лёгких может наступить мгновенно, а это — верная смерть.

Спасателей не хватает

В последние два года ощущается нехватка кадров. Многие ребята на СВО. Моя команда набирает спасателей на пляжи Янтарного. Предоставляется служебное жильё, зарплата. Тренировки на открытой воде провожу я и Илья Павлов — опытный пловец и в прошлом хороший пожарный.

Многое приходит с опытом. Напарнику можно простить разные косяки. Ну, например, забыл «малибушку» — доску, с которой можно быстро подплыть к утопающему. Плохо, но некритично.

Тех, кого надо увольнять, видно сразу. Они пропускают тренировки, а на смене сидят на вышке и копаются в телефонах. С такими мы быстро расстаёмся.

Я всегда учу ребят. Чем быстрее ты окажешься у тонущего, тем проще. Он ещё не паникует, не нахлебался воды. Просто веди к берегу, и всё. Важен настрой. Спасать надо так, будто тонет твой самый близкий человек».

Если вы хотите попробовать себя в роли спасателя, позвоните Николаю по телефону +7 900 346 35 59. Ведётся набор из разных городов области. Всему научат, опыт необязателен.

Про подвиги Баженова «Клопс» писал не один раз. В прошлом году он с напарником вытащил из моря пенсионера, который попал в отбойное течение, и 46-летнего отца с сыном.