Ольга Бухарова - о том, почему люди не соглашаются эвакуироваться, когда вода уже на пороге

Во время совещания с главами регионов и профильными министрами по паводковой ситуации президент, обращаясь к главе Тюменской области, заметил: "Вы сказали, что "людей вывозим, остались самые упертые". Не надо так о людях говорить, не надо". И предложил людям помочь и разобраться: почему не едут? "Боятся за свое имущество, свои дома. Надо, чтобы поверили, что все будет надежно обеспечено".

Ольга Бухарова - о том, почему люди не соглашаются эвакуироваться, когда вода уже на пороге
© Российская Газета

Действительно, почему люди не соглашаются эвакуироваться, когда вода уже практически на пороге?

Больше 20 лет назад в Якутии я вместе со спасателями вылетела в Кыллах, что в Олекминском районе. Это село на острове посреди реки Лены - самой длинной реки в России. Вода вот-вот должна была подойти к этому островному поселку. И нужно было экстренно на вертолетах эвакуировать людей на другой берег. В этом селе тогда проживало около тысячи человек.

Я была свидетелем того, как люди отчаянно, всеми правдами и неправдами сопротивлялись и не хотели, чтобы спасатели вывозили их из поселка. Как только слышали, что начинался подворовый обход - закрывали на замок соседские дома, прятались в подвалах. Неужели у жителей этого островного поселка напрочь отсутствовал инстинкт самосохранения?

Захожу в дом - меня угощают домашней сметаной. Хозяин дома рассказывает: "У меня три коровы, да и у соседей не меньше. Понимаете, если нас всех сейчас эвакуируют, то кто будет следить за хозяйством? А ведь неизвестно, когда мы вернемся в свои дома. И как будем возвращаться. Это сейчас нас спасатели экстренно в режиме ЧС на вертолетах собираются эвакуировать. А потом придется возвращаться, как придется. Однажды я на плоту по речке домой добирался".

Наверное, четвертая часть Кыллаха была покрыта заливными лугами. Почти каждый год его подтапливало во время половодья, и местные жители по приметам определяли, насколько масштабным будет половодье в этом году. Поэтому, когда я была со спасателями на этом острове, старожилы были спокойны: пронесет! Приметы приметами, но характер реки непредсказуем.

Жители в результате смогли договориться, чтобы несколько человек остались на месте следить за коровами. Они же их единственные кормилицы.