На речке Съезжей: село Алексеевка отмечает 215-летний юбилей
В землянках - Предание гласит, что у истоков основания села был беглый солдат Алексей, - рассказывает смотритель районного историко-краеведческого музея Татьяна Никитина. - Отсюда и название - Алексеевка. Об этом говорится и в публикациях краеведа Ивана Афанасьева. Жил беглый солдат отшельником, затаившись на берегу степной реки Съезжей. Землянка, выложенная дерном под травянистым откосом, служила ему ночлегом и укрывала от сторонних взглядов. Питался Алексей рыбой, ловил силками диких уток, собирал полевой щавель и луговой лук. Правда, как считает краевед, уроженец Алексеевского района Петр Половинкин, все основания имеет версия, что и до беглого Алексея в этих местах потаенно жили раскольники, молокане, беглые ссыльные. Раньше имело село и другое название - Землянки. Что вполне объяснимо, если учесть характер жилищ первых поселенцев. Как пишет Иван Афанасьев, вначале это поселение состояло из десяти дворов. Чтобы избежать преследований, люди старались не торить дорог, а жилища строили в овраге, на далеком друг от друга расстоянии. Со временем поселенцев прибывало все больше и больше. Обустраивались они по обоим берегам речки Съезжей. Потянулись сюда молокане. К 1828 году в селе образовалась целая улица на правом берегу. Ее так и назвали - Молоканская. Вообще улицы здесь назывались самостийно, часто по характеру рельефа местности. Большая, Бугорская, Выглядовка, Базарная… Молокане жили в селе обособленно, не признавая ни гражданскую власть, ни воинскую службу, ни православные обряды. В пищу употребляли в основном яйца и молоко. Отсюда и название - "молокане". Что же касается названия реки Съезжей, на которой стоит село, у Петра Половинкина есть своя версия: - Русские купцы обмен товаров часто проводили нелегально, без уплаты пошлины. Чтобы пресечь контрабанду, "таможенники" встречали караваны на левом берегу реки Самары в условленных местах, куда обязаны были съезжаться купцы. На одном таком съезжем дворе в 1770 году было основано село. Его так и назвали - Съезжее. В дальнейшем и речушку, на которой оно стояло, тоже назвали Съезжей. Объяснения же некоторых краеведов, что это название появилось потому, что река использовалась как транспортный путь, Половинкин считает необоснованными: сплав на лодках по Съезжей был невозможен из-за мелководья. Фото: Виталий Шабинский Долгое время в селе жили небогато. Как свидетельствовал Лев Львович Толстой, сын великого писателя, по приезде в Алексеевку он увидел здесь только два каменных дома. Остальные строения были из дерева и самана. Встречались и крошечные мазанки без дворов и сеней, с земляными крышами и такими же полами. Вместо окон - отверстия в стенах. В холода их затягивали кожей или затыкали мешковиной. 1871-1873 годы стали для Алексеевки, как и для других сел самарского Заволжья, самыми страшными. Здесь свирепствовал голод. Лев Толстой писал в 1873-м об этих местах: "Голые поля… Крестьян нигде нет, все ушли искать работы". Алексеевцы целыми семьями ходили по миру с сумой в поисках подаяния. В памяти у крестьян воскресала история прихода на речку Съезжую беглого Алексея. "Нужно и нам искать приют и вольность на новых землях", - приходили к выводу многие жители села. Подводы с ними тянулись в Сибирь, Оренбургскую и Уфимскую губернии, в неведомые дали восточных равнин. Многие из них потом вернулись на Съезжую, пополнив ряды батраков и бесприютных бедолаг. Как пишет Иван Афанасьев, "глубинка заволжских земель была благодатным местом для скупки дешевого хлеба. Поэтому сюда стремились предприимчивые дельцы. Свободные рабочие руки за бесценок использовались богатеями". "Бушевали торговые страсти" Немало любопытного о прошлом села можно узнать в районном историко-краеведческом музее. Кстати, само бревенчатое здание музея - историческое. Как утверждает смотритель музея Татьяна Никитина, здесь раньше жил кто-то из священнослужителей. В музее посетители могут узнать, например, о знаменитых шумных алексеевских ярмарках, проходивших трижды в год. - Моя бабушка рассказывала, что они тянулись далеко по селу, от церкви до элеватора, - говорит Татьяна Никитина. Изначально под ярмарку была отведена площадь возле церкви. Со временем приток продавцов и покупателей так увеличился, что волостное правление определило для приезжих часть Большой улицы. Там размещались подводы с сеном и лесоматериалами. Но и эта территория не удовлетворяла аппетит ярмарки. Торговлю скотом перенесли на улицы, прилегающие к Базарной площади, на выгоны возле урочища с красноречивым названием Копытино. Одна из ярмарок проводилась на первой неделе Великого поста, за шесть недель до Пасхи. Она предваряла весеннюю страду. Вторая - на Троицу. А самая урожайная, многолюдная, красочная ярмарка - Крестовоздвиженская - проходила 14 сентября. Иван Афанасьев пишет: - Торговые страсти бушевали с заутрени до поздней вечерней молитвы. Вся улица и проулки Алексеевки были запружены подводами, скотиной, подвыпившими мужиками. На ярмарку съезжались мелкие торговцы из соседних волостей, лоточники. Купцы, кустари-поделочники, бродячие певцы, конокрады и ловкие игроки. Сюда же, в надежде на милостыню, стекались десятки нищих и попрошаек. Продавали глиняные игрушки, свистульки в виде петушков. До третьих петухов по всей Алексеевке раздавались крики, смех, шум, гвалт, переливистые свистки. Ближе к концу девятнадцатого века алексеевцы стали приобщаться к ремеслам. Здесь появились плотники, портные, сапожники, мельники. Село славилось тем, что здесь ткали кушаки, пряли шерсть. Фото: Виталий Шабинский Поэзия растений В музее есть работы родоначальника искусства лозоплетения в Алексеевском районе Владимира Ивановича Ивченкова. Кресло, столик, лукошки. Владимир Иванович был местным лесничим. Когда его назначили на эту должность и он приехал в село, председатель райисполкома удивился: какой лесничий в степи? Странным это казалось. Но Ивченков спокойно и неторопливо принялся за дело, вовлекая в него все больше людей. Деревья сажали школьники, колхозники, работники исполкома, врачи. Первая лесополоса была посажена от Алексеевки до поворота в поселок Ильичевский. Потом появились другие. Узенькие, почти незаметные в бескрайней степи, полосы. Теперь это лес - более трех тысяч гектаров. В нем растут грибы и ягоды. В этом лесу можно встретить лосей и косуль, здесь гнездятся птицы. Деревца для алексеевского лесника были как родные дети. Он следил за ростом каждого: как развивается ствол, как ранки, нанесенные при обработке, заживают, как разрастается крона.Тысячи молодых березок, дубков и ясеней осматривал он. Ивченков изобрел механизм для обработки лесополос и защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. В Алексеевке он придумал станки для плетения из лозы, открыл в селе цех, в котором возрождалось это старинное ремесло. Из ивовой лозы он и его ученики плели цветочные корзины, столы, кресла и многое другое. Жаль, что с уходом мастера из жизни старинное ремесло лозоплетения в селе пропало. В византийском стиле Алексеевский храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, возведенный в русско-византийском стиле, необычен для села. Мало где можно увидеть такие величественные церковные сооружения. Газета "Самарские епархиальные ведомости" в ноябре 1896 года писала: "15 лет строился в Землянках храм. Много трудов и много средств положено жителям села на его устройство. Говорят, что новопостроенный храм стоит до 120 000 рублей, и нужно отдать справедливость устроителям его - потраченные на него средства не пропали даром: храм вышел великолепный, величественный и по архитектуре замечательный. Средняя его часть при значительной высоте совершенно открытая и без сводов; стены купола очень высокие, держатся на обширных по объему колоннах. Построенный по образцу бывшего кафедрального Самарского Вознесенского собора Землянский храм превосходит его и по величию, и по внешней и внутренней архитектуре". Внешний вид и внутреннее убранство храма за эти годы почти не изменились. Вот только колокольня была построена заново: прежняя была взорвана. Вмещает храм полторы тысячи прихожан. Правда, такого количества верующих в селе давно уже нет. Заходишь сюда - ощущение простора. Старинные фрески, изображающие четырех евангелистов, как будто парят в воздухе. Удивительно, что они хорошо сохранились: ведь долгие годы при советской власти здесь было зернохранилище. Рядом с современными иконами - старинные, писанные на дереве и спасенные в годы безбожия местными жителями. Некоторые из этих икон в прежнее время были на дверях, ведущих в алтарь. Как говорит Петр Половинкин, раньше на некоторых изображениях святых были видны отметины от пуль: кто-то стрелял по ним. Часть икон отреставрирована. Геродот Колодин, художник-самоучка из Алексеевского района, восстанавливал здесь пять ликов святых и денег за это не взял. Фото: Виталий Шабинский В храме мы встретили женщину, занимавшуюся уборкой. Оказалось, что это певчая церковного хора. Зовут ее Нина Юдохина. Войти в кадр нашего фотокорреспондента Нина постеснялась: - Миленький, пожалуйста, не надо меня в объектив. Но о жизни храма и церковного хора певчая все-таки кое-что рассказала. - Нотную грамоту мы не знаем, - говорит Нина. - Слушали, как раньше бабушки пели, и повторяли за ними. В храме поем, когда пауза в службе наступает. Сейчас нас всего четверо в церковном хоре, но все равно голоса "раскладываем". Акустика здесь хорошая. Звуки далеко-далеко уходят. Нина исполнила нам вполголоса любимую песню. Слова певчие взяли из стихотворения поэта-эмигранта Сергея Лопухина "Легенда о Царе-мученике". Оно о причисленном к лику святых самодержце Николае II, который "в нищем виде Россию проходит" и зовет к покаянью. Печальную мелодию певчие где-то услышали и соединили со стихами. Вот такое получилось неканоническое песнопение. Фото: Виталий Шабинский