В Подмосковье приехала уникальная янтарная выставка
Спроси любого искусствоведа, кто такой Александр Крылов, и в ответ почти со стопроцентной вероятностью услышишь: "Янтарный мастер". Человек, который всю свою сознательную жизнь работает с одним материалом - янтарем. Четверть века посвятил восстановлению Янтарной комнаты, попутно создавая из солнечного камня свои авторские шедевры. Увидеть их со вчерашнего дня можно в подмосковном Сергиевом Посаде. В Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике открылась выставка "Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова".
Сам Крылов янтарь характеризует так: "Это удивительный камень, очень теплый и пластичный. Он никогда не подавляет рядом стоящие материалы, будь то кожа или ткань, но любой предмет благодаря янтарю воспринимается лучше". При этом, по словам мастера, в природе не существует даже небольших кусочков янтаря полностью одинакового цвета. Тем интереснее собирать из них лица.
Янтарные лица смотрят с икон. Среди работ Александра Крылова есть "Троица ветхозаветная", "Спаситель на троне с предстоящими", "Святой благоверный великий князь Александр Невский", иконы Божией Матери "Донская", "Иверская", "Владимирская", "Казанская" - всего полтора десятка храмовых полотен, часть из которых являются украшением Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. Есть среди янтарных портретов и образы Леонардо да Винчи, Ван Гога, Чехова, Льва Толстого. Но эпиграфом к любой выставке Крылова является архитектурная миниатюра Янтарной комнаты - той самой, на восстановление которой мастер потратил 25 лет своей жизни. Она воссоздана в масштабе 1:20 с ювелирной точностью, даже паркет набран из ценных пород дерева в технике маркетри. Этот экспонат считается самым большим в мире произведением ювелирного искусства из янтаря.
Представлена на выставке и модель Исаакиевского собора в масштабе 1:200, которую мастер создавал более полутора лет. Скульптуры собора вырезались из бивня мамонта, янтарный мастер работал так же, как работают хирурги в больницах, - вырезал мельчайшие детали при помощи бинокуляра. Поэтому, несмотря на некрупный масштаб, рассмотреть можно даже перышки на крыльях ангелов. Знатоки говорят, что янтарный Исаакий несколько отличается от настоящего, но Александр Крылов и не скрывает: модель собиралась исключительно по чертежам Монферрана. В жизни при строительстве от чертежей слегка отошли, но в янтарном исполнении собор выглядит именно так, как его задумывал знаменитый архитектор.
Еще один уникальный экспонат этой выставки - янтарная скрипка. Единственный в мире струнный музыкальный инструмент, звучащий ровно так, как и все его деревянные собратья. И хотя скрипка из солнечного камня в основном красиво лежит под подсветкой, услаждая взор посетителям экспозиции, ее инструментальные возможности были оценены известным скрипачом Сергеем Стадлером еще несколько лет назад.
Всего в коллекции, выставляемой в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, 79 предметов. Здесь есть и пасхальные яйца - янтарная дань искусству Карла Фаберже, и шкатулки, и вазы, и даже шахматные наборы. Александр Крылов говорит: "Я для себя постоянно делаю какие-то небольшие открытия в этом камне - очень солнечном, пластичном, близком по тональности к самой человеческой природе". Теперь открыть для себя янтарь смогут и жители столичного региона.
Выставка продлится до 18 августа.