Ярославль: город, дававший шины фронту и тылу
К началу Великой Отечественной войны Ярославль разрастался, становясь крупным промышленным городом. На его территории работали огромный Резино-асбестовый комбинат, от которого в начале 1941 года отделился Ярославский шинный завод (ЯШЗ), автозавод, судостроительный, фабрика по производству технических тканей и многие другие предприятия, производившие необходимую стране продукцию. Ярославль был, как сказали бы сейчас, крупным логистическим хабом, через который проходила Северная железная дорога и осуществлялась навигация по Волге.
Наша "яшечка"
"Посмотрите сейчас любой военный памятник, где есть колеса, на каждом колесе будет буковка "я" — наша "яшечка", как ее ласково называли на заводе", — рассказывает директор музея Ярославского шинного завода (сейчас АО "Кордиант") Ирина Сотскова. До 1943 года, когда эвакуированный из Ленинграда в Омск Ленинградский шинный завод начал давать продукцию уже на новом месте, ярославский завод был единственным в Советском Союзе, производившим шины — для грузовиков, пушек, колес самолетов.
Когда немецкие части наступали на Москву, было принято решение об эвакуации ЯШЗ, часть оборудования была демонтирована и вывезена вглубь страны, однако, несмотря на снижение мощностей почти вдвое, шинники в конце 1941 — начале 1942 года сумели нарастить производство, увеличив выпуск продукции в полтора-два раза. "При этом нужно учитывать, что многие рабочие ушли на фронт, в цеха пришли женщины и подростки, вернулись на работу пенсионеры, обучавшие новичков. Катастрофически не хватало квалифицированных рабочих", — директор музея Ирина Сотскова показывает на стенд с фотографиями, сделанными в цехах завода во время войны.
После победы под Москвой — в начале 1942 года — было принято решение о возвращении части эвакуированного оборудования в Ярославль, и завод заработал на полную мощность, причем более 60% работников завода тогда составляли женщины. Работали круглосуточно, смены длились по 12 часов. "До сих пор работа на шинном производстве считается тяжелой. Даже сейчас, с учетом автоматизации производства и с развитием технологий, в цехах шинных заводов стоит сильная жара. А в те годы, о которых мы говорим, условия труда были намного хуже. Но люди не думали о себе, они хотели быть максимально полезными фронту", — директор музея показывает фотографии. На них — девушки со строгими, сосредоточенными лицами.
Работниц старались поощрять на тяжелейший ударный труд — часами, отрезами на платья, костюмами. В газете "Заводская правда" в статье от 9 мая 1967 года своими воспоминаниями поделилась бывшая работница ЯШЗ А.И. Овсова: "Помню, как мне в красном уголке на общем собрании вручили нарядное вишневое платье из шелкового маркизета с расклешенной юбкой. Оно до сих пор лежит у меня дома как память. <…> Мне давно хотелось научиться танцевать, а теперь особенно — ведь я представляла себе, как будет кружиться легкая юбка нового платья. Только танцевать я так и не научилась — было некогда. Но зато я научилась понимать цену дружбы, рабочих рук и настоящего, не напускного патриотизма. И еще самое главное — цену человеческой жизни".
В ночь с 9 на 10 июня 1943 года фашисты, понимая ценность завода, совершили авианалет, в результате которого предприятие было практически полностью разрушено. Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену. "По рассказам ярославцев, после этого налета вода в Волге еще два месяца была черной из-за попавшей в нее сажи, мясо у рыбы тоже было черным. Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова. Однако его восстановили в течение трех месяцев.
"Согласитесь, мы сейчас даже представить не можем, как жили и работали тогда люди. И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея.
Боевой театр
В Ярославле находится старейший драматический театр России — Театр драмы имени Федора Волкова. "Война застала театр на гастролях в Рыбинске. Сохранились воспоминания актеров о споре — что важнее: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. Мнения тогда разделились. В архиве отдела кадров нашего театра хранится книга приказов по личному составу за 1941 год", — рассказывает заведующий литературной частью Волковского театра Андрей Григорьев.
В РККА (Рабоче-крестьянскую Красную армию — название до 1946 года Советской армии) были призваны служившие в театре артисты, музыканты оркестра (сейчас в театре оркестра нет), представители других театральных специальностей — костюмеры, парикмахеры, столяры, декораторы, электромонтеры, пожарные. 16 волковцев вошли добровольцами в организованную осенью 1941 года Ярославскую Коммунистическую дивизию. Среди них были художественный руководитель театра Давид Манский, актеры Валериан Соколов, Владимир Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир Мосягин.
"Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. Мы гордимся всеми фронтовиками и особенно нашей звездой Софьей Аверичевой, которая служила фронтовой разведчицей, потом вернулась в театр и продолжала играть, — рассказывает Григорьев. — Софья Петровна в возрасте 100 лет отметила 9 мая 2015 года День Победы и на следующий день ушла от нас навсегда".
С фронта не вернулся ушедший добровольцем режиссер Семен Оршанский, погибший в 1942 году в боях за Сталинград. Попал в плен в июле 1941 года и в феврале 1942 года умер в лагере Маутхаузен артист Константин Копеин. Несколько человек пропали без вести. Многие после окончания войны вернулись в театр.
Пока товарищи сражались на фронтах Великой Отечественной, их коллеги в Ярославле продолжали играть спектакли. В 1942 году была сформирована первая актерская бригада, которую правильнее было бы назвать передвижным театром, так как в отличие от других концертных бригад в ее репертуаре были не только концертные номера, но и несколько спектаклей. Как писал позднее в воспоминаниях политрук бригады В. Орлов, артисты были готовы в едином порыве "по-пластунски добираться до места работы" на передовую. Но делать им этого не пришлось — театральной бригаде была выделена "открытая грузовая полуторатонка, ставшая с этих пор обычным способом передвижения", на которой волковцы добирались к своим зрителям на фронтах.
Помощь эвакуированным
Через Ярославль и Ярославскую область проходил один из основных путей эвакуации жителей Ленинградской области и блокадного Ленинграда, рассказывает директор Музея боевой славы Михаил Кербиков. Зачастую у эвакуированных не было при себе ничего, только документы. Таким людям выделялись деньги на приобретение необходимого.
На вокзале Ярославля был организован крупный эвакуационный пункт, в котором дежурили врачи для оказания первой медицинской помощи и функционировали пункты санитарного контроля для предотвращения распространения инфекционных заболеваний. При эвакопунктах были общежития для тех, кто по каким-то причинам вынужден был задержаться в Ярославле и не ехал дальше, работали столовые, обеспечивающие эвакуированных регулярным горячим питанием. О масштабах задач свидетельствуют, например, данные станции Данилов (Ярославская область) на 1942 год, где пища готовилась на трех объектах, в час по талонам выдавалось по 300 обедов. С 20 июня по 11 июля 1942 года только на этой станции накормили 46 865 человек.
"В Ярославль и область было эвакуировано очень много детей из Ленинграда. Их не везли дальше вглубь страны, потому что была опасность того, что малыши просто не доедут", — директор показывает стенд с экспозицией, рассказывающей о помощи ярославцев ленинградцам. На стенде — фотография маленького мальчика и женщины. В описании рядом говорится, что мальчик по имени Вова не имел при себе никаких документов, при нем была только записка с таким тестом: "Эшелон №241. Прибыл в шк. №11 13/IV 1942 ночью". Малыш попал в больницу, а после выписки оттуда его усыновила жительница Ярославля Вера Коршунова, давшая ребенку свою фамилию. "У нас есть данные о ярославце, бывшем ленинградце Владимире Коршунове. Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме. — Похожих историй в Ярославле много. Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. детей, еще порядка 500 были усыновлены.
Город-госпиталь
Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов. "Наш город без преувеличения можно было назвать городом-госпиталем", — говорит Михаил Кербиков, обращая мое внимание на экспозицию, посвященную работе ярославских медиков в годы войны. Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс. раненых. С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс. коек. К 15 сентября 1941 года — еще 34 госпиталя на 9 560 коек. Поток раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов постоянно нарастал, медики работали с предельной нагрузкой. С 1942 года в области стали создаваться профильные госпитали: сортировочные, туберкулезные, инфекционные, неврологические и т.д.
В Музее боевой славы есть воспоминания профессора Ярославского медицинского института В.Н. Ильиной, которая отмечала, что раненые поступали в госпитали в плохом физическом и тяжелом эмоциональном состоянии. "Раненых нельзя было оставлять без внимания, наедине со своей бедой, тяжелыми мыслями. Для них проводили беседы, рассказывали о последних сводках Совинформбюро, положении на фронтах. Иногда для больных устраивались концерты, приходили артисты Волковского театра или самодеятельные артисты, школьники. Между поездками на фронт давали концерты фронтовые бригады".
Кстати, до войны в Ярославле не было медицинского института. Он образовался в 1943 году на базе эвакуированных из Белоруссии Минского и Витебского мединститутов. Очень сильным был тогда профессорско-преподавательский состав: два члена Академии наук БССР, 20 профессоров, 13 доцентов. После войны белорусские вузы были реэвакуированы, оставив Ярославлю его собственный медицинский. Связи и контакты российские и белорусские медики поддерживают до сих пор.
Оксана Полищук
Ранее на нашем сайте вышли материалы о Волхове, снабжавшем энергией блокадный Ленинград, Вологде, где строились для Победы железнодорожные составы, и Кирове— городе, который приютил заводы.