Манящие горы и лесные коты. Каким в воспоминаниях останется отдых в Кисловодске
Десять дней, проведенных этой весной в Кисловодске, стали для меня открытием, откровением, ломкой стереотипов и вообще лучшим отдыхом из тех, что я помню.
В нем сошлось все, что мне нравится: солнечная, но не жаркая погода, здоровая и разнообразная еда, уютное жилье в красивом месте, чистый воздух, покой, расшитая пением птиц тишина. И горы!
Крушение мифов
Миф первый. До сих пор я полагал, что город этот скучен и наполнен пенсионерами, пьющими минеральную воду. На самом деле больше всего здесь бегунов! Городской парк (крупнейший в Европе, кстати) для них идеален.
Здесь десятки километров троп и дорожек с различным покрытием: асфальтированные, бетонные, плиточные, земляные, прямые, извилистые, ровные, пологие, идущие круто вверх и вниз, на солнце и в тени, среди сотен клумб, розариев, кустов и деревьев. Поэтому легкоатлетов здесь больше, чем всех прочих.
В Кисловодске десятки километров троп и дорожек с различным покрытием - поэтому легкоатлетов здесь больше, чем всех прочих. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Если судить по надписям на футболках, в Кисловодске тренируется вся страна. В основном бегуны. Реже встречаются спортивные ходоки, забавно вращающие на крейсерской скорости тазом. Пару раз попадались метатели копья со своими устрашающими снарядами. Есть велосипедисты и паралимпийцы.
Миф второй: хороший отдых стоит дорого. Главные богатства Кисловодска: чистейший горный воздух, потрясающие ландшафты и минеральная вода - достаются туристам бесплатно.
Меня тронул тот факт, что с посетителей красивой Нарзанной галереи в центре города денег не берут. Рядом есть не менее красивое здание Главных нарзанных ванн - там уже за деньги, причем немалые. А здесь заходи, любуйся мраморными интерьерами, пей нарзан девяти разновидностей - сколько хочешь. Можно даже с собой набирать.
Вход в красивую Нарзанную галерею в центре города бесплатный: заходи, любуйся мраморными интерьерами, пей нарзан девяти разновидностей - сколько хочешь. Фото: Антон Валагин / РГ
Путевка нам досталась в гостиничный комплекс на высоте 1240 метров над уровнем моря. Кормили так, что до сих пор слюнки текут: хорошо сбалансированный спортивно-шведский стол. В общем, теперь я знаю, где в этой жизни хорошо кормят. И недорого. Внизу, в городе, немало санаториев, где за сутки проживания просят значительно больше: семь, а то и десять тысяч с человека. А в Главных нарзанных ваннах располагается бутик-отель, ценник которого начинается с 30 тысяч, а заканчивается в шестизначных далях.
Наконец, третий миф: на отдыхе набираешь вес. Мы с женой вернулись стройнее, чем уезжали, хотя в еде себе, мягко говоря, не отказывали. Все дело в продолжительных прогулках, в которых мы коротали часы между приемами пищи. Благо погулять в Кисловодске есть где.
К тому же, в город из нашего отеля надо спускаться (и, соответственно, подниматься) пять километров. Зато вершины рядом, а с балкона в безоблачную погоду видно Эльбрус. Отдыхают здесь в основном спортсмены - вокруг полный набор стадионов: от катка до бассейна. На территории не курят и спиртного не подают. Но в нашем случае это было преимуществом. Нет и дискотек с аниматорами - еще один плюс. У спортсменов из развлечений были штанги, у нас с женой - горные тропы.
Фото: Антон Валагин / РГ
Парк на трех уровнях
Парк Кисловодска разделен на три части. Нижний - просто хорошо ухоженный городской парк. Здесь есть горная река с водопадами и садом камней, заключенная в красивые набережные. Ресторанчики и кафе, манящие посетителей пряным шашлычным дымом. Богато оснащенные спортивные и детские площадки, променады, памятник Пушкину и цветочный календарь. Парк обрамлен санаториями и выходит прямо в сердце города, к Нарзанной галерее и великолепному Курортному бульвару.
Средний парк Кисловодска - рай для любителей прогулок на свежем воздухе. Эта часть пронизана десятками дорожек, терренкуров и троп. Фото: Антон Валагин / РГ
Средний парк - рай для любителей прогулок на свежем воздухе. Эта часть находится на сотню метров выше города и пронизана десятками дорожек, терренкуров и троп, ведущих к разным достопримечательностям: огромному розарию, разноцветным скалам. Или - к хранителю здешних красот Крокодилу - большому, но не страшному. В погоне за красивым кадром каждый второй норовит сунуть руку (а то и голову) в его зубастую пасть.
Там и сям разбросаны красивые беседки и смотровые площадки. С одной открывается вид на поле, засаженное разными сортами роз. С другой - на огромную розу, сделанную из живых кустов. В нужных местах расставлены туалеты - платные и чистые. Тариф приемлемый, 30 рублей за посещение. Правда, по утрам работают не все. И продолжительная прогулка постепенно превращается в увлекательный квест.
Канатная дорога не столь примечательна - альтернативой служит подъем по живописной тропе-серпантину со смотровыми площадками и скамейками для отдыха. Фото: Антон Валагин / РГ
Поднявшись еще метров на 50, попадаешь к нижней станции канатной дороги. Нам она не глянулась: вагончики ходят редко - надо выстоять часовую очередь. И стоят дорого - по 300 рублей с человека. За эти деньги покупаешь 15 минут в тесно набитой людьми кабинке вместо того, чтобы 40 минут (быстрым шагом) или час (неспешно) подниматься по живописной тропе-серпантину со смотровыми площадками и скамейками для отдыха. Это дорога в верхний парк, к горным вершинам. Со смотровых площадок, если повезет, тоже можно увидеть Эльбрус.
А наверху - наш отель, за ним - тропы, ведущие к вершинам повыше. Макушка Малого Седла находится на высоте 1325 метров над уровнем моря, Большого - 1410. Туда пришлось одеваться потеплее: на вершине ощутимо холоднее и дует сильный ветер. С Большого Седла, повернувшись спиной к Эльбрусу (все равно в тот день его не было видно), я увидел в отдалении красивую гору, похожую на тюльпан: центральный пик окружали четыре вершины поменьше.
Эльбрус неизбежно цепляет взгляд с любых высот. Фото: Антон Валагин / РГ
Дорога на Каменный цветок
Бештау, 1400 метров - высочайшая из 17 магматических гор Кавказских Минеральных Вод, доложил интернет. Название переводится с тюрского как "пять гор", дала название Пятигорску. Подняться на любую из вершин можно только пешком.
Последний факт решил дело: при всем уважении к окружающим Кисловодск вершинам странно, если на гору можно въехать на такси (как предлагают зазывалы на Курортном бульваре).
Подъем на Бештау, несмотря на свою трудность, дарит невероятное количество эмоций. Фото: Антон Валагин / РГ
Час в электричке, потом пять километров пешком вдоль плавно поднимающегося асфальтового шоссе. От пыли и выхлопных газов свербило в носу, избалованном чистым воздухом вершин. Наконец, дорога отвернула в сторону, под деревья уходила тропа. Еще километр с небольшим она просто вела вверх, на манер паркового терренкура, потом стала трудной. Внизу светило солнце и было +20. А здесь под валунами лежал почерневший снег, протоптанная в каменистой круче дорожка оказалась влажной и скользкой. Чтобы не съехать в ущелье, приходилось хвататься за кусты и стволы деревьев.
Когда первое дыхание кончилось, а второе еще не началось, до вершины, если верить навигатору, оставалось полкилометра. Я присел на ствол дерева, растущего из склона горизонтально, глотнул воды и посмотрел наверх. Метров через 20 растительность заканчивалась, дальше тянулась осыпь, состоящая из булыжников размером со стиральную машину. Прыгать с одного на другой, подобно горному козлу, оказалось еще труднее, чем просто идти в гору. А я, наивный, полагал, что после парковых походов готов ко всему.
На пути к вершине точно понадобится второе дыхание, а еще важно хвататься за кусты и стволы деревьев - чтобы не съехать в ущелье. Фото: Антон Валагин / РГ
Дальше я задыхался, руки и ноги гудели от напряжения, лицо заливал пот. Но стоило остановиться, и промокшая насквозь футболка леденила тело. Здесь было градусов на 15 холоднее, чем внизу, дул сильный ветер. Я натянул шапку, на нее капюшон толстовки и прижал его наушниками, чтобы не сдувало. В голову закралась подлая мыслишка: не повернуть ли обратно? Никто же не узнает. Отогнал ее другой мыслью: тогда получится, что два с половиной часа я мучился напрасно.
Бештау сделал мой отпуск
Последние 500 метров дались нелегко. Зато в 50 метрах от вершины меня ждал приятный сюрприз. Булыжники закончились, тропа сделалась пологой, по ней снова можно было идти, а не карабкаться.
На макушке Бештау в конце XX века установили радиостанцию и обнесли ее забором. Вдоль ограды идет дорожка, на которую я и вышел на дрожащих ногах. Обошел кругом - на северной стороне тропка обледенела. И я смотрел под ноги, чтобы не поскользнуться и не уехать по крутому склону. Потом сел на камни и уставился перед собой.
Бештау гарантированно сделает отдых в Кисловодске незабываемым. Фото: Антон Валагин / РГ
Сил на эмоции не осталось. Минут через 10 на вершину вышел еще один счастливчик. Мы даже улыбнуться друг другу не смогли - лишь пробормотали что-то типа "Здрасьте". Я смотрел на развернувшуюся передо мной панораму. Соседние вершины, такие высокие издали, сейчас были далеко внизу. Гора Машук с большой надписью "Пятигорск" вообще выглядела лесистым холмом.
У моих ног лежал город, похожий на стеганое одеяло, временами его закрывали пленки облаков - и они были ниже меня. Я ежился от ледяного ветра, дрожал от усталости и был совершенно счастлив.
С Бештау открывается вид на город, похожий на стеганое одеяло. Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
Этот день я забуду нескоро. Возможно, не забуду никогда. Спасибо Бештау - этот подъем сделал мой отпуск.
Пять фактов о Кисловодске
В начале XIX века главнокомандующий на Кавказе князь Цицианов доложил императору Александру I о целебном источнике "кислых вод". И предложил построить у него укрепление, что и было сделано. Вокруг крепости постепенно возник город - его основали солдаты из крепости, оставшиеся после службы жить в этих благословенных местах.Особую роль в истории Кисловодска сыграл генерал Ермолов. Он отодвинул Кавказскую линию южнее, избавив Кисловодск от набегов горцев. По представлению генерала были выделены значительные средства на развитие и благоустройство города. Замечательный парк также заложили солдаты Ермолова. Они засыпали каменистые берега реки Ольховки доставленным из долин плодородным черноземом и посадили деревья и кустарники, привезенные со всей России и из-за границы.Кисловодский парк содержит более 250 пород и видов растений. Здесь растут кедры, ясени, грабы, лиственницы, пихты, черный орех, китайская павловния, пробковое дерево и другие диковины. В верхнем парке водится очень редкий представитель семейства кошачьих - лесной кот. Среди птиц стоит отметить редкого черного дятла.Первый в России терренкур был проложен в Кисловодском парке в 1901 году.Сейчас это самый южный город Ставропольского края.