Войти в почту

Исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе в программе «Умные парни» от 27 апреля 2024 года.

Краснодарский край впереди планеты всей, это круглогодичная история. В число лидеров среди курортов Краснодарского края вырвалась Анапа. на втором месте у нас Ставропольский край, курорты Кавказских Минеральных Вод и, соответственно, отдых на этих курортах, по популярности заняли второе место. Затем Санкт-Петербург, а потом уже Москва, Подмосковье, Дагестан, Татарстан и так далее. Е.ВОЛГИНА: 15:06 в столице. Радиостанция «Говорит Москва». 94.8. У микрофона Евгения Волгина. «Умные парни». К нам пришла Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Майя, здравствуйте. М.ЛОМИДЗЕ: Здравствуйте. Е.ВОЛГИНА: Наши координаты: 73-73-948 — телефон, СМС +7-925-88-88-948, Telegram для ваших сообщений govoritmskbot. Смотреть можно в YouTube-канале «Говорит Москва», стрим там начался. Про отдых будем говорить: заслуженный, дорогой, дешёвый, любой вообще. Прежде всего, популярные направления на майские праздники, что отметите? М.ЛОМИДЗЕ: В России? Мы говорим про Россию? Е.ВОЛГИНА: Да, про Россию говорим. М.ЛОМИДЗЕ: На самом деле пятёрка ожидаемая. Я думаю, что и летом примерно будет такая же картина. Конечно, Краснодарский край впереди планеты всей, это круглогодичная история. На майские, летом, зимой, осенью — Краснодарский край рулит. И операторы говорят, что в этом году совершенно удивительным образом, по крайней мере в продажах туроператоров, в число лидеров среди курортов Краснодарского края вырвалась Анапа. Е.ВОЛГИНА: Да вы что? Почему? М.ЛОМИДЗЕ: Причём, что нет авиасообщения с Анапой. Видимо, туристы считают, что там чуть дешевле всё-таки, чем в Сочи, и нет такого столпотворения, как в районе Большого Сочи. Е.ВОЛГИНА: А Анапу так же отстраивают, как и другие части Краснодарского края, или это до сих пор курорт советский? М.ЛОМИДЗЕ: Советский детский курорт с цветущей водой. Нет, там тоже идёт активная инвестиционная деятельность, активно идёт стройка. Конечно, там не столько объектов, сколько появилось в Сочи после Олимпиады, динамика совершенно другая, но тем не менее. И там строится «Новая Анапа». Правда, там в этом сезоне пока отдохнуть не получится, потому что «Новая Анапа» будет готова года, наверное, через три, но судя по планам, судя по замыслу, это будет какая-то мегаистория. Так что Анапа ещё себя покажет. Возвращаясь к лидерам продаж, на втором месте у нас Ставропольский край, курорты Кавказских Минеральных Вод и, соответственно, отдых на этих курортах, по популярности заняли второе место. Затем Санкт-Петербург, а потом уже Москва, Подмосковье, Дагестан, Татарстан и так далее. Тройка лидеров у нас вот такая. Е.ВОЛГИНА: Калининград, наверное, ещё. М.ЛОМИДЗЕ: Калининград на майские праздники в десятку вошёл, конечно, но пока всё-таки там прохладненько. Е.ВОЛГИНА: Интересно по загруженности. Я слышала, что люди некоторые даже зимой начинали бронировать, потому что сейчас бесполезно куда-либо, уже всё выкуплено. М.ЛОМИДЗЕ: Смотря где. В Кавказских Минеральных Водах, да, будет очень сложно найти прям гостиницу. Мы сейчас не будем говорить о частном секторе, который избегает налогов и находится в серой зоне, но тем не менее все туристы понимают, что в частном секторе места найти всегда можно. Мы говорим про отели. В Дагестане примерно такая же история. То есть на майские праздники, наверное, что-то приличное тоже будет сложно найти, но в Московской области… Всё зависит же от аппетитов, как бы от пожеланий туристов. Наверное, о том, что бронируют активнее всего туристы, вот такая яркая иллюстрация, вы не поверите, речные круизы. Е.ВОЛГИНА: Интересно. М.ЛОМИДЗЕ: Сами круизники говорят, что «у нас спрос раздвоился». Я даже не поняла, я говорю, в каком смысле раздвоился? Ну типа пошёл по двум диаметрально противоположным векторам: бронируется люкс и бронируется мегабюджетная история. Е.ВОЛГИНА: Середнячок не берут. М.ЛОМИДЗЕ: Середнячок особо не берут. Притом что в принципе спрос вырос на 20%, но вот он вырос именно в этих двух чётко обозначенных сегментах. И примерно такая же история практически на всех направлениях на майские праздники. Е.ВОЛГИНА: Ничего себе. Круизы… Здесь же интересно, кстати, Собянин говорил, что открывается навигация, по Москве-реке можно куда угодно пойти. Но интересно, за каким туризмом идут люди, за чем они идут, когда бронируют сейчас круизы? М.ЛОМИДЗЕ: В смысле, почему их интересует этот продукт? Е.ВОЛГИНА: Да. М.ЛОМИДЗЕ: Послушайте, это по сути «всё включено» на воде. Это трёх, а то и пятиразовое питание, вся анимация на борту, у тебя нет вопроса, куда пойти. А если ты причалил, ты уже счастлив, что ты причалил, потому что ты до этого плыл энное количество часов, и ты уже с удовольствием куда-то идёшь. Поэтому этот продукт абсолютно возвратный, он очень популярен у семей, у людей серебряного возраста, назовём это так, большая часть этого потока, больше 50% — это возвратный туризм. Е.ВОЛГИНА: То есть они опять… М.ЛОМИДЗЕ: Опять и опять, выбирают разные маршруты, иногда одни и те же. Круизные компании придумывают всякого рода анимации, стилизованные есть круизы, начала XX века, артистические, то есть темы тоже разные могут быть. Продукты очень разнообразные по наполнению, но внутри одного корабля. Е.ВОЛГИНА: И судов хватает? М.ЛОМИДЗЕ: Судов хватает. Проблем с судами нет. Е.ВОЛГИНА: Можно ли как-то проанализировать какие-то ещё маршруты интересные, вот именно круизные, по великим российским рекам в глубине России? Есть такое? М.ЛОМИДЗЕ: Есть по Енисею. Но основные, конечно, круизы — это у нас Волга, Кама, Ока. Причём круизные компании открывают новые маршруты, новые направления вдоль в основном вот этих рек. Есть проблема не с кораблями, а как раз с причалами, потому что где-то нужно заглублять реки, на каких-то маршрутах, опять же операторы говорили, по Оке, по Каме возможно пройти только летом, то есть майские праздники уже выпадают. Когда высокая вода, только после этого можно пройти. Но если говорить о других реках, которых у нас очень много — Ангара, Енисей, Лена и так далее, есть круизы по Лене, это у нас Якутия, незабываемая история. Просто незабываемая, потому что там виды какие-то фантастические. Вот там уже пятиразовое питание не имеет значения, ты не воспринимаешь уже как «всё включено», воспринимаешь как какой-то экспедиционный круиз. Есть относительно новый продукт, он уже несколько лет существует, конечно, он не массовый, он как раз супердорогой, — это круизы по Енисею. Это, по сути, тоже экспедиционные круизы и это тоже невероятное сочетание вот этого пятизвёздочного дорого комфорта на судне с удивительными вылазками на природу. Потому что это, конечно, не по Золотому Кольцу, не храмы смотреть, а именно погружаться в природу вдоль Енисея. Незабываемо. Е.ВОЛГИНА: Судя по сообщениям наших слушателей, до сих пор почему-то у людей есть такая формула, что если дорого — это за границей, а внутри России должно быть дёшево и внутри России не надо ещё год копить, чтобы поехать путешествовать. Есть какая-то в этом несправедливость. Даже слушатель наш пишет: «А почему?» Я, честно говоря, не вижу в этом отсутствия логики. В смысле, я в этом утверждении вижу отсутствие логики. М.ЛОМИДЗЕ: Я тоже не понимаю, почему. Тем более что любые события у нас приводят к повышению цен. В общем-то, к этому уже стоило бы привыкнуть. Е.ВОЛГИНА: И плюс всё равно это расстояния, билеты, гостиницы, если это хороший уровень, он не должен быть дешёвым. М.ЛОМИДЗЕ: Он и не будет дешёвым. И не будет дешёвым. Если это такое, не очень ёмкое направление, экзотическое даже, я бы сказала, как, например, Камчатка или Сахалин, даже безотносительно перелёта из Центрального федерального округа или из того же Уральского федерального округа, даже безотносительно перелёта и, соответственно, его стоимости, сам продукт в этих регионах не может быть дешёвым, потому что себестоимость его высокая. Плюс ещё никогда у нас не учитывается, к сожалению, потребителями, не в обиду будет сказано, спрос рождает предложения, а высокий спрос приводит к высокой цене. И чем популярнее то или иное направление, тем меньше оснований цену снижать. Напротив. И это тоже фактор. С учётом того, что у нас происходит во внутреннем туризме, когда у нас каждый год прирост 10-15%, и мы уже побили рекорд 2019 года, в отличие от выездного, естественно, цены будут расти. Е.ВОЛГИНА: Проблемы овербукинга есть? М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Пока нет. Это будет понятно летом, но я, честно говоря, не ожидаю. Е.ВОЛГИНА: Просто иногда Федеральная антимонопольная служба начинает работать, отдельно была эта история в Сочи и так далее, там проверяли, когда необоснованное повышение цен происходило. То есть иногда в это включается. М.ЛОМИДЗЕ: Иногда включается. Сейчас, например, они проверяют авиакомпании в связи с ростом цен на те же майские праздники, семь авиакомпаний. Тоже надо понимать, что значит, необоснованное? Это пик спроса. У нас сейчас майские праздники просто замечательные: два раза по четыре дня и ещё два дня рабочих, которые между ними, или пять рабочих дней, в которые можно совершенно спокойно взять отгул, отпуск и так далее. Е.ВОЛГИНА: Полноценный отпуск получается. М.ЛОМИДЗЕ: Абсолютно полноценный десятидневный отпуск, а то и двенадцатидневный. Поэтому, конечно, цены будут повышаться. Е.ВОЛГИНА: Я обратила внимание, что в категории моих, например, сверстников, там тридцать плюс, даже тридцать пять плюс, популярным становится, люди для себя открывают отдых в санатории. В Пятигорске, ещё где-то. Это прям какая-то феноменальная история. Я на это стала обращать внимание, девчонки делают обзоры какие-то, кислородные коктейли, душ Шарко. Прям назад в Советский Союз, но уже, знаете, уже пансионаты не уставшие, приведённые в цивильное состояние. М.ЛОМИДЗЕ: Это отмечают и туроператоры тоже. Почему у нас в Кавминводах мест нет? Потому что у нас не только люди пенсионного возраста и не только члены профсоюза отдыхают теперь в санаториях, но и молодое поколение. Вы знаете, эта тенденция сформировалась на самом деле во время и после пандемии. Потому что очень многим, тем, кто тяжело перенёс COVID, нужны были реабилитационные процедуры, и они оценили действительно в нормальных санаториях, не в санатории 1936 года, в общем, не реконструированном с тех пор, а нормальные санатории. Это даже такое оздоровительное СПА. Е.ВОЛГИНА: По сути это СПА. М.ЛОМИДЗЕ: Да, по сути это СПА, только ещё и с правильным питанием, ещё с какими-то физиопроцедурами. Люди стали просто по-другому относиться к своему здоровью. Именно во время пандемии произошло такое обострение. Сейчас мы, в хорошем смысле, пожинаем плоды. Е.ВОЛГИНА: А есть ещё перспективы развития или всё на старых, вот этих советских как раз, на советской основе эксплуатация происходит этих мест? М.ЛОМИДЗЕ: Перспективы развития огромные. Потому что, во-первых, санатории есть в каждом регионе. Понятно, что диапазон уровня очень разный. И в Московской области, и в Ленинградской области, и даже в самом Санкт-Петербурге есть современные полноценные санатории с оздоровлением именно. Это не медицина, а именно оздоровление, правильные процедуры, правильная физиотерапия, правильное питание. Они мегасовременные, с приложением, в котором тебе заранее напоминают, когда у тебя завтра процедуры, с возможностью сдать анализы, с осмотром врача и так далее. И они появились как раз на фоне вот этого возросшего спроса, и там тоже тяжело с местами. Поэтому перспектива, безусловно, есть, и такие объекты ещё продолжают строить. Е.ВОЛГИНА: Именно на Кавказе? М.ЛОМИДЗЕ: Я бы сказала, что строятся они в основном вокруг городов-миллионников и в тех регионах, где из городов-миллионников могут туда направиться люди. Потому что дорогой объект санаторный, он недоступен как бы среднему классу и бюджетному. Он даже не рассчитан на эту аудиторию. А бюджетные санатории, повторюсь, есть во всех регионах и они всегда практически заполнены на 100%. Е.ВОЛГИНА: Я обращала ещё внимание, зимой правда, как люди начали для себя открывать горнолыжные курорты в Российской Федерации, не только Краснодарский край. Новосибирская область, где-то ещё. М.ЛОМИДЗЕ: Кемерово. Е.ВОЛГИНА: Кемерово, конечно. И, конечно, это тоже своего рода как бы потенциал большой. Потому что это инфраструктура, то есть это инвестиции 100%, которые могут отбиться. А есть те, кто готов в это вкладываться? М.ЛОМИДЗЕ: Вы имеете в виду инвесторов? Е.ВОЛГИНА: Да. М.ЛОМИДЗЕ: Есть инвесторы. Во-первых, есть высокая заинтересованность у руководства регионов. Если есть хоть какая-то горка, которую можно под горнолыжный курорт, создать там горнолыжный курорт, то есть сами регионы стимулируют инвесторов, создают специальные программы поддержки инвестиционные. Это, безусловно, тоже очень растущая ниша. Но любой инвестор всегда хотел бы, конечно, круглогодичную загрузку. А курорт, который загружается только зимой, даже если он ёмкий, как тот же Шерегеш, Кавказские горы или тот же Архыз, который пока даже в полной мере ещё не заработал, тем не менее спрос достаточно большой… А что делать летом? Что делать объектам летом? В Сочи этот вопрос решается, потому что горный кластер и морской кластер, они в непосредственной близости друг от друга. Если ты хочешь отдохнуть от моря, ты поехал, поднялся на подъёмнике, походил по кафе, по магазинам, посмотрел замечательные виды. И подъёмники работают даже летом. Е.ВОЛГИНА: А здесь просто горный туризм. М.ЛОМИДЗЕ: А здесь просто горный, моря нет. Поэтому надо придумывать какие-то фишки. Я просто помню, как Австрия, это история, наверное, десяти-, пятнадцатилетней давности, Австрия, продвигаясь на российском рынке, они очень хотели получить загрузку своих горнолыжных курортов не только зимой, но и летом. И они продвигались природными красотами, озёрами, альпийскими лугами, наблюдением за какими-то животными. То есть мне кажется, что это наш следующий этап, до которого мы пока не дошли. Е.ВОЛГИНА: То есть это надо как-то осознать, как бы концепцию какую-то продумать. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Да. Это должна быть концепция круглогодичной загрузки. Это событийка может быть какая-то, но такая, широко туристическая. Не конференция закрытая, условно, нефтяников, какая-то широко туристическая событийная программа. Е.ВОЛГИНА: Какие направления регионального туризма вы бы назвали как открытие последних лет? М.ЛОМИДЗЕ: Что вы имеете в виду под программами? Е.ВОЛГИНА: Не программы. Варианты регионального туризма, то есть, какие места, может быть, которые до этого были нехожеными, неосвоенными, вдруг они появляются? М.ЛОМИДЗЕ: Не могу не упомянуть в этом ряду первой Тюмень. Е.ВОЛГИНА: А что там интересного? М.ЛОМИДЗЕ: Это именно история последних нескольких лет. Тюмень, которая, в общем, не дотационный регион и моря там нет. Это называется роль личности в истории, потому что там в администрацию туристическую пришла молодая команда, которая хотела перезагрузить восприятие Тюмени как туристического направления. Я бы хотела подчеркнуть, что до них Тюмень как туристическое направление вообще никто не воспринимал. Они смогли создать, я бы сказала, практически массовую загрузку, потому что Тюмень входит в двадцатку самых продаваемых направлений, в том числе летом, внутри страны. И для того чтобы обеспечить себе не только летнюю загрузку… В основном в эти программы входят летние Тюмень и Тобольск. Тобольский кремль, фантастически, блестяще восстановленный. То есть это просто замечательное место. Сама Тюмень — современная, чистая, с потрясающими ресторанами. Они придумали, вытащили собственную кухню тюменскую, собственные наливки, которые можно не только попробовать, но и купить, привезти с собой. Естественно, вся эта рыба уральская. Они называют это «Врата в Сибирь», хотя это Уральский федеральный округ, но по полной программе эксплуатировали эту тему, что мы как бы перед, дальше — Сибирь, вы можете начать у нас здесь всё пробовать. А зимой они придумали, на мой взгляд, фантастический маркетинговый ход, морезаменитель — отдых на термах Тюмени. У них есть термальная вода. Она слабо минерализована, но тем не менее полезная для здоровья. У них есть термальные комплексы. И насколько я сейчас знаю, в ближайшее время планируется прямо мегапрограмма по реализации, чтобы там было не несколько, а сразу прям мощно, Тюмень была бы как бы термальным центром. Е.ВОЛГИНА: Как в Исландии делают. М.ЛОМИДЗЕ: Не совсем, потому что в Исландии всё-таки они горячие, они вулканического происхождения и так далее. Но весь Тюменский регион стоит на воде термальной. Мы когда даже обсуждали, я говорю: вытаскивайте воду, ставьте курорты, пожалуйста, в воде можно купаться, загорать на пляже, потому что в Тюмени летом очень жарко, там реально можно загорать. То есть, когда вы говорите, какие региональные проекты самые яркие, вот здесь самый был системный подход и он сохраняется — и это очень круто, это очень здорово. Кемеровскую область тоже не могу не отметить. Е.ВОЛГИНА: Кузбасс. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Потому что там и аэропорты строятся, и сезон они расширяют в Шерегеше, и экскурсионку заводят. Придумали продукт, называется «Кузбасс в сердце», где можно посмотреть все самые большие хиты — и угольный разрез, и завтрак шахтёра, и музей Достоевского и закончить это всё, залакировать на Шерегеше, причём независимо от сезона — это тоже приходит. Это тоже вот такое, они шевелят лапками и придумывают. Хотя, в общем-то, благодаря Шерегешу у них всё хорошо с туристической статистикой. Е.ВОЛГИНА: Арктический туризм, что с ним? М.ЛОМИДЗЕ: Здесь Мурманск надо обязательно тоже упомянуть. Но, в отличие от Тюмени и Кемеровской области, в Мурманске всегда были туристы. А после Териберки — толпы туристов. После того как китайцы поняли, что северное сияние можно наблюдать в Мурманской области дешевле, чем в Финляндии, так эти толпы туристов ещё и из Китая появились. Поэтому Мурманск нельзя назвать туристически как бы забытым или недооценённым регионом ни в коем случае. Но, опять же, активная позиция администрации пытается как-то расширить продукт и создать тот самый арктический туризм, где же ещё, как не в Мурманске. Есть регионы, которые только подошли, я бы сказала, к этому снаряду. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ. Е.ВОЛГИНА: А там что можно посмотреть? М.ЛОМИДЗЕ: Слушайте, на самом деле это фантастика, то, что там можно посмотреть. Причём там проходит вот этот круг Полярный, город Салехард стоит прямо на Полярном круге. Мало того, что это регион, где оленей больше, чем людей, и это не образ, это правда, то есть оленеводы, сами олени, причём это можно и зимой, и летом, это совершенно разные впечатления, потому что у оленей разное настроение в это время и ландшафты тоже разные. То есть вот эта вся тема коренных малочисленных народов, всё попробовать, можно даже выпить оленью кровь… Мы не рискнули, честно говоря, когда мы там были. Но как бы такой… трудно это назвать аттракционом, в общем, такая история тоже существует. И это сама по себе тундра и Полярный Урал. То есть зимой это одна планета, а осенью и весной это другая планета. Летом я бы не рекомендовала туда ездить, потому что вся мошкара и комары уходят только во второй половине июля. Соответственно, август, сентябрь — это незабываемые краски. Просто не передать словами никакими. Импрессионисты нервно курят в сторонке. Е.ВОЛГИНА: То есть не серый морок абсолютно? М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Нет. Е.ВОЛГИНА: Слушатель говорит: «Для меня Дербент был открытием и его окрестности за последнее время». М.ЛОМИДЗЕ: Дербент восстановили как раз к юбилею. Взяли, всю крепость попортили, сделали новодел, но туристов это абсолютно устраивает, потому что крепость фантастическая, город замечательный. Там тоже у нас есть море Каспийское. Ну и что говорить про кухню, покупки? То есть Дербент замечательный город. Дербент тоже был всегда в туристических программах. Другой вопрос, что Дагестан за последние несколько лет просто побил все рекорды не то, что 2019 года, а все доселе виданные свои рекорды он побил по посещаемости. Е.ВОЛГИНА: А иностранцы едут туда? М.ЛОМИДЗЕ: Они говорят, что у них там типа примерно 3% иностранцев, но надо понимать, что иностранцы — это страны СНГ, это Азербайджан в первую очередь, страны Средней Азии, и процент очень небольшой. То есть всё-таки подавляющее большинство наших туристов. Е.ВОЛГИНА: Андрей говорит: «Был в Дагестане на прошлой неделе. Вся республика одна большая стройка». Ну почувствовали, что можно на этом зарабатывать. М.ЛОМИДЗЕ: Да, да. А потом у нас сейчас проект запускается уже «Пять морей и Байкал» на федеральном уровне. Все наши туристы хотят к воде. Если не к морю, то к озеру или к речке. Морей у нас, как посчитали в правительстве, пять: Балтийское, Каспийское, Чёрное, Азовское и в Приморье…. Забыла название моря. В общем, Приморский край. Охотское. Соответственно, на побережье всех этих морей планируется развивать курорты. И, конечно, Дагестан, да, это большая стройка, потому что там вдоль моря будет строиться очень много объектов. Е.ВОЛГИНА: А вроде бы это море настолько уже использованное, что там сложно найти что-то такое, где можно купаться. Разве нет? М.ЛОМИДЗЕ: До прошлого года вообще это было запрещено на протяжении десятилетий. Е.ВОЛГИНА: А сейчас что, чистить будут? М.ЛОМИДЗЕ: В прошлом году Роспотребнадзор передумал… Давайте я скажу так: я не компетентна оценивать чистоту моря. Е.ВОЛГИНА: Хорошо. По крайней мере, если планы есть, значит, что-то они должны… Японское море, поправляют. М.ЛОМИДЗЕ: Спасибо большое. Извините. Е.ВОЛГИНА: Японское море, конечно. Люди просто начинают делиться тем, где уже были. Наш слушатель говорит: «Расскажите, пожалуйста, про петербургские сборы. Что это такое? И распространят ли они на всю страну. Выглядит странно как минимум». М.ЛОМИДЗЕ: Выглядит это не странно. Был у нас эксперимент с так называемым курортным сбором, по сути это туристический налог. Был в нескольких регионах. Потом было принято решение, что распространить этот эксперимент ещё на несколько регионов. Санкт-Петербург, который тоже приближается к своим рекордам, решил в эту историю попробовать, налог этот составляет 100 рублей в сутки с каждого человека. Есть льготная категория граждан, но подавляющее большинство под эти льготы не подходят. Конечно, это по первости вызвало недоумение и возмущение, но надо понимать цель этого налога. У бизнеса двоякое к нему отношение. С одной стороны, и так, в общем, не очень дёшево, и мы должны стимулировать внутренний туризм. С другой стороны, мы понимаем, какая нагрузка ложится на муниципалитеты, мы понимаем, как происходит распределение бюджетов в регионах, что доходит до муниципалитетов, даже до таких, как Санкт-Петербург. Поэтому мы понимаем целесообразность этого налога. Е.ВОЛГИНА: Майя Ломидзе с нами, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Роман Бабаян ещё к нам присоединяется. Роман, приветствуем. Р.БАБАЯН: Добрый день. Здравствуйте всем. Как говорится, не могу молчать. Е.ВОЛГИНА: Пожалуйста, пожалуйста, мы так и поняли. Р.БАБАЯН: Да. Хочу задать несколько вопросов нашей очень интересной гостье сегодня по поводу речных круизов. Я абсолютно согласен, что это действительно безумно интересно, что это тот вид отдыха, который очень востребован в последнее время. Это всё так оно и есть. Это действительно «всё включено», анимация, питание, всё понятно. Но ценообразование, друзья. Если мы с вами говорим про стимуляцию внутреннего туризма, то что-то, конечно же, нужно делать и с ценами. Потому что, слушайте, там каюты, в этих каютах они продают места, собственно, все владельцы наших судов и туристических компаний. Они продают, допустим, двухместную каюту за каждого человека отдельно. Цена, на секундочку, в районе 200 тысяч. Слушайте, ну мы же с вами понимаем, всё понимаем, как говорится, но это всё-таки очень дорого. И вот хочется понять, как складывается на самом деле эта цена, из чего она получается. Это вопрос номер один. И вопрос номер два. Хочу заступиться за Каспийское море, как уроженец, собственно, города, который стоял на берегу Каспийского моря и продолжает там стоять. Что касается нашего Дагестана, в первую очередь, собственно, морского отдыха. Вот смотрите, например, по ту сторону границы, на территории Азербайджана, это Самур-Дивичинская низменность. То есть это изначально единое, как говорится, вот это пространство, вытянутое вдоль берегов Каспия, но со стороны Азербайджана. Что мы с вами видим? Мы видим, там потрясающей совершенно красоты природа, лиственный лес, в этом лиственном лесу и ежевика, и орехи, и яблоки, и груши дикие, и всё остальное. Ты выходишь из этого леса, оказываешься сразу на широченном песчаном пляже Сулакского моря. И эта территория Азербайджаном освоена. Они строят там отели, там огромное количество отелей на любой кошелёк. Начиная, собственно, там населённые пункты идут Набрань, Куба, Хачмаз, Саяд, всё. Потом раз — граница, контрольно-пропускной пункт Яраг-Казмаляр, начинается дербентская наша вот эта территория, и здесь начинаются проблемы с отелями. В самом городе отели есть, а вот чтобы отель находился непосредственно вот в этих местах на берегу, если ты хочешь поехать отдохнуть, как говорится, на Каспий… Я понимаю, что у нас там пять морей, но тёплыми традиционно можно назвать два моря — это Чёрное и Каспийское. Потому что Азовское — это всё-таки больше с детьми, оно мелководное и так далее. Отелей нет, понимаете. Даже захочешь туда поехать, чтобы нормально, как говорится, но нет же, это в лучшем случае отремонтированные какие-то отели. А те, которые новые, современные, они находятся в совершенно других местах. И это не только в Дербенте. Это и Махачкала, собственно, и Каспийск, и всё остальное. Хочется тоже понять, они бьют рекорды по посещаемости, я понимаю, там горы, реки, водопады — это всё здорово. Но что касается морского отдыха, есть ли какая-то перспектива появления каких-то отелей там, разных звёзд причём, чтобы каждый человек, как говорится, в зависимости от своих возможностей мог себе позволить там отдохнуть? Вот такие у меня два вопроса к Майе. Будет очень интересно послушать. Спасибо. М.ЛОМИДЗЕ: Спасибо большое, Роман, за вопросы. Начнём с конца, начнём с Каспийского моря. Вы, безусловно, правы, развития побережья Каспийского моря вокруг Дербента и вообще в целом всего Каспия на территории Дагестана, развития на протяжении десятилетий не было, потому что там были серьёзные проблемы с собственностью на землю. Мы не будем сейчас вдаваться в историю этого сложного, порой криминального вопроса. Земля была распределена, она кому-то принадлежала, ничего на ней не происходило, но забрать её было невозможно, потому что она была продана. Постепенно, неоднократно сменялось там руководство, в Дагестане, последняя администрация просто, на мой взгляд, блестяще… Это тоже молодая команда с очень здравым подходом и широким кругозором. Плюс национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». И вот, собственно, те процессы, которые сейчас происходят в Дагестане, это вопрос последних по сути четырёх-пяти лет. И, конечно, за четыре-пять лет решить вопросы с землёй, начать возводить гостиницы, а тем более запустить их в эксплуатацию, в общем, довольно сложно. Поэтому всё, что вы говорите, безусловно, правда, но поверьте мне, это вопрос времени. Р.БАБАЯН: Дай бог. Хотелось бы. М.ЛОМИДЗЕ: Это вопрос времени, потому что там будут создаваться, по крайней мере, есть мастер-план и Дербента, и всего Каспийского побережья, локациями, там будут создаваться отели разной категории: и три звезды, и пять звёзд, и, может быть, даже появится «всё включено». Я сейчас сильно забегаю вперёд. Но этот процесс идёт. Что касается ценообразования круизов. Цены, во-первых, в этом году выросли на 15%, хотя себестоимость выросла процентов на 25, по оценке круизных компаний. Она сложная. Потому что есть эксплуатация судов. Мы прекрасно понимаем, что речные круизы — это короткий сезон, это, по сути, с начала мая до конца сентября в лучшем случае, зависит от погоды ещё. В этом году навигация открылась 23 апреля, ну вот так получилось. Обычно она открывается 1 мая. Короткий сезон. Это значит, всё остальное время суда на приколе, их надо держать в нормальном состоянии. И себестоимость вот этого сохранения судов в нормальном состоянии плюс стоимость топлива для них и персонала, она выросла за последние два года больше, чем на 20%. Е.ВОЛГИНА: Почему это не субсидируется? М.ЛОМИДЗЕ: Это не субсидируется вообще. Совсем. Е.ВОЛГИНА: Почему? Р.БАБАЯН: А есть объяснение, почему? Мне кажется, в нынешней, как говорится, реальности, когда очень многие люди, как говорится, не имеют возможности выезжать, как они привыкли, куда-то за границу, мы с вами понимаем, о чём говорим… М.ЛОМИДЗЕ: Да, да, конечно. Р.БАБАЯН: То есть основной поток отдыхает внутри страны. Мне кажется, может быть, уже имеет смысл поднять этот вопрос о субсидиях и об ускорении сроков, как говорится, ввода каких-то специальных мощностей. Потому что жизнь диктует свои правила. М.ЛОМИДЗЕ: Я вам больше скажу, операторы по речным круизам, владельцы судов, они абсолютно с вами согласны, что должна быть какая-то специальная программа поддержки этого вида туризма и строительства судов, и сохранения, и удержания персонала. Я вам не буду говорить про очевидную вещь, про кадровый голод, который у нас во всех отраслях, включая, безусловно, речные круизы. Но такой программы пока нет, но ведётся работа в направлении, чтобы она появилась. Увенчается это успехом или нет, мне сказать сложно, прогнозировать здесь невозможно. Но то, что себестоимость выросла очень сильно, а продажная цена выросла не настолько, насколько хотели бы… То есть как бы они урезают собственный доход. Е.ВОЛГИНА: Супермаржи там нет. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Повторюсь, доходность они получают за шесть месяцев, за пять, а распределяют в течение всего года. Конечно, такая программа нужна. Я надеюсь, что всё получится. Но, в принципе, это продукт… Появились лоукостеры-теплоходы, Роман. Просто вопрос же ещё… ну не все хотят на лоукостерах. Там и каюты победнее… Е.ВОЛГИНА: Люкса хочется. Р.БАБАЯН: Но тем не менее они тоже должны быть, потому что у каждого своя возможность, свой кошелёк, свой бюджет. М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. Они есть. На лоукостере стоит типа пять тысяч… Они теперь, круизники, красиво сделали, они теперь выводят стоимость в сутки, пять тысяч в сутки. То есть пять-семь тысяч в сутки с пятиразовым питанием.. Е.ВОЛГИНА: Мне вообще кажется, что эта история про инфраструктуру, Роман, о чём вы говорите, это ещё связано с чем? Раньше у нас развитие инфраструктуры, вот я во Владивостоке была в прошлом году, оно тесно было связано с тем, что если какое-то грандиозное мероприятие готовится, Олимпиада, саммит АТЭС, как угодно, и под это дело строилось. Потом саммит заканчивался, и надо было что-то с этой гостиницей делать. А сейчас ситуация другая. Никаких грандиозных саммитов толком не проводится, ничего, внутри страны нужно развивать и получается, что люди поехали по стране, а ответственные за инфраструктуру только сейчас схватились за голову, говорят, послушайте, а люди открывают для себя Россию, значит, нам нужны гостиницы, тропы, суда, автобусы, железная дорога и так далее. М.ЛОМИДЗЕ: И хорошие цены. Р.БАБАЯН: Да. Цены, совершенно верно. Ещё такой момент, тоже меня очень беспокоит этот вопрос, я задавал его на разных уровнях, всё никак не могу получить ответы. Когда мы начнём работать в этом направлении, тоже непонятно. Ну почему, допустим, я, находясь в Адлере или в Сочи, раньше у меня была возможность сесть на какую-нибудь «Ракету» или «Метеор», добраться, допустим, до Крыма, из Крыма я могу взять, по городам Крыма перемещаться вот на этом виде водного транспорта. Например, очень многие страны мира, та же сказочно маленькая Словения, там всего 40 километров побережье, но у них очень популярен был ровно вот этот самый сегмент, когда они всех туристов, которые отдыхают в Словении, просто брали, вывозили на целый день в Венецию, которая оттуда недалеко. Люди гуляли, возвращались. Опция для местного туристического бизнеса, и они активно это использовали. У нас, казалось бы, из Краснодарского края возите людей в Крым, в Крыму возите людей из Ялты в Севастополь, из Севастополя в Евпаторию, ещё куда-то. Это наше побережье, но мы опять этим ничем не занимаемся. Проблема с судами? Наверное. Ну давайте сделаем эти суда или закупим. Задаю этот вопрос, вопрос висит, как говорится. М.ЛОМИДЗЕ: Вы знаете, в разные годы ответ на этот вопрос был бы разным. То есть до 2022 года там пошли процессы, появились вот эти, я не знаю, катера небольшие, моторные лодки… лодками не получается назвать, довольно объёмные… Е.ВОЛГИНА: Посудина такая большая. М.ЛОМИДЗЕ: Это действительно «Ракеты», наверное, которые перемещались по Чёрному морю между городами. Это не имело системного характера, но было. После 2022 года вопрос безопасности. Сейчас я пока затрудняюсь сказать. Е.ВОЛГИНА: Здесь же речь, наверное, не только про Крым идёт. Здесь в принципе про использование морского… Р.БАБАЯН: Да. Даже просто элементарно, как один из дополнительных видов транспорта. Е.ВОЛГИНА: Как в Москве. Р.БАБАЯН: Например, та же самая Турция. В Стамбуле ты покупаешь билет на паром, приезжаешь в город Бурса. Если ты едешь на машине, допустим, то ты потратишь восемь часов, на пароме — 45. Они используют собственные моря и вот этот вид транспорта как связь между городами. Мы не используем. Даже из Сочи в Адлер, вот вам, пожалуйста, из Сочи в Адлер мы не можем добраться на таком виде транспорта. Е.ВОЛГИНА: Здесь, может быть, отсутствие системного подхода и понимания, что это можно делать? М.ЛОМИДЗЕ: Тут два вектора. Один вектор — это в принципе использование маломерных судов. Потому что я подумала, у нас есть ещё, в конце концов, Карелия, у нас есть Балтика. Р.БАБАЯН: Конечно. Конечно. М.ЛОМИДЗЕ: То же Охотское море на Сахалине, Японское море в Приморье. Определились мы, наконец. Есть один вектор — это лицензирование и разрешение на коммерческое использование маломерных судов. Это крайне сложная история до сих пор. Хотя произошла определённая либерализация, упрощение процедур, но все владельцы маломерных судов, к сожалению, работают вот в этой коммерческой части в серой зоне. То есть это не может быть регулярной перевозкой. Если у вас возникнет такая мысль, вы найдёте способ, как добраться из Сочи в Адлер, договорившись с кем-то, условно я сейчас говорю. Р.БАБАЯН: Совершенно верно. М.ЛОМИДЗЕ: Но чтобы это была какая-то рейсовая история, хоть раз в час, но ты понимаешь, что ты придёшь в это время, сядешь и доедешь, вот это требует запуск другой нормативки. Нормативка должна быть другая. Р.БАБАЯН: А представляете, какой фронт у нас такой необъятной работы. М.ЛОМИДЗЕ: Огромный. Р.БАБАЯН: Развивайся и развивайся. М.ЛОМИДЗЕ: Это действительно огромный фронт. Если честно, я уже несколько лет не погружалась в эту тему, потому что как бы внятного запроса от бизнеса не было. Бизнес приспособился. Но мы сейчас говорим не о позиции бизнеса, а мы говорим о позиции потребителя. Е.ВОЛГИНА: Ну да. Более того, даже отметить, опять же, Дальний Восток привожу в пример, феноменальная история. Есть паром построенный, огромный паром, современный, куда вагон вместится, он с рельсами, и он стоит во Владивостоке в бухте, потому что рассогласование какое-то. Хотя построен, там уже подписи все, какие угодно. И он должен был ходить между Сахалином и Владивостоком. Пожалуйста, комфортабельный, возить всё, что угодно можно. М.ЛОМИДЗЕ: Мечта. Это мечта. Е.ВОЛГИНА: Но он стоит. С вертолётной площадкой. Он стоит, потому что какое-то рассогласование, и в итоге ничего не происходит. Р.БАБАЯН: Ну да. М.ЛОМИДЗЕ: Ну, я бы сказала, значит, это кому-то выгодно. Е.ВОЛГИНА: Возможно. Возможно. Р.БАБАЯН: Ладно. Совместными усилиями, я думаю, что мы сдвинем с места. М.ЛОМИДЗЕ: Спасибо, Роман. Спасибо. Р.БАБАЯН: Потому что нужно. Спасибо большое за ответы. Е.ВОЛГИНА: Спасибо. Это Роман Бабаян, главный редактор радиостанции «Говорит Москва», был с нами на связи. Майя, ещё про что интересно, раз уж про государственную всякую систему заговорили? В Госдуме предложили ещё законодательно сформировать понятие «семейный туризм» и, видимо, для того чтобы субсидировать какую-то сферу. Нет? Надо это в принципе? М.ЛОМИДЗЕ: Господи, какой простой и какой одновременно сложный вопрос. Дело в том, что больше 55%, почти 60% путешественников по стране, мы сейчас про внутренний туризм, хотя в выездном тоже примерно такая же картина, — это семьи с детьми. То есть они, в общем, сейчас подходят под понятие «просто туристы». Введение «семейного туризма», я так подозреваю, что эта инициатива связана с тем, что у нас Год семьи 2024-й, надо что-то сделать в этом направлении. Введение понятия «семейного туризма», на мой взгляд, нужно только в том случае, если будет специальная цена для семьи в отели, при покупке билетов, двое взрослых, один ребёнок, например. Если этого не будет, то это исключительно какая-то популистская, конъюнктурная история, которая ничего не даёт. Я к чему? Я к тому, что стимулировать семейный отдых нет смысла, он и так у нас больше половины — это семейный отдых. А введение специальных тарифов на самом деле не требует понятия «семейного туризма». Е.ВОЛГИНА: Более того, отдельные, по-моему, есть, потому что в РЖД есть отдельные программы для детей, для школьников. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Для детей, для школьников. А семейный, это значит, двое взрослых, один ребёнок. То есть как бы специальная цена пакетная. Я боюсь сейчас соврать, в некоторых странах Европы были такие тарифы при посещении музея, например, какого-то, или объекта, или аттракциона, колесо обозрения. То есть, если приходила семья, на троих у них была скидка, условно, 20%. Не три билета покупали они, а три билета, минус 20%. То есть вот такая тарификация, её можно вводить без понятия семейного туризма. Е.ВОЛГИНА: Ничего не нужно специально придумывать. Понятно. М.ЛОМИДЗЕ: Нет. Нужна политическая воля и призыв. Е.ВОЛГИНА: Слушатель хочет задать вопрос. Директор совхоза, здрасьте, я вас узнала. РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здрасьте. А есть же семейный тариф в РЖД: отец, мать, ребёнок. М.ЛОМИДЗЕ: И сколько там скидка? Да, я помню, что там такая история была. РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: На ребёнка 40%, на родителей по 20. Е.ВОЛГИНА: Ну уже хоть как-то что-то. М.ЛОМИДЗЕ: Тогда тем более непонятно, зачем «семейный туризм». В музеях такого нет, на самолётах такого нет. У РЖД есть отдельно, действительно, для детей. Вот семейный, честно, я упустила эту историю, не знала, спасибо нашему слушателю. Но в объектах пока такого нет. Е.ВОЛГИНА: Меня слушатель про паром поправляет. Да, до Находки, совершенно верно, до Находки он должен был ходить, этот паром, но почему-то до сих пор не ходит. Любопытная есть другая тема. Мы с вами, в прошлом эфире когда встречались, затронули тему гастротуризма. Вы говорите, что как такового понятия нет, у нас просто регионы отдельно по собственной инициативе пытаются что-то продвигать, завлекалочку такую делать. Но, оказывается, виноделы Кубани попросили ускорить принятие закона об энотуризме. Энотуризм — это туризм винный и закусочный. То есть по винодельням, видимо, возят, дегустации какие-то проводят, ну и продвигают свою продукцию. А есть потенциал? М.ЛОМИДЗЕ: Огромный. Огромный. Если говорить про гастротуризм в широком смысле, то вот эногастрономический туризм — это, наверное, единственный вид туризма в большом гастротуризме, который пользуется стабильным спросом. Потому что в данном случае цель поездки в тот или иной регион или в ту или иную локацию — не просто посетить, но попробовать, выпить и закусить, и купить себе бутылочку вина. Всё, что касается эногастрономической темы, энотуризма, это всё-таки такая… это целая же культура. Это же не просто распитие алкогольных напитков, по крайней мере, нам хочется на это надеяться. Это целая культура: возделывание винограда, создание вина, история виноделия и так далее. То есть это не просто приехать и попробовать, но ты ещё и много чего узнаёшь. Е.ВОЛГИНА: Походить по этому месту. М.ЛОМИДЗЕ: Конечно. Вообще всё, что касается винного туризма, это всё получило колоссальное просто продвижение, колоссальную популярность за последние несколько лет. Но по поводу гастрономического туризма. Буквально вчера у нас была zoom-конференция с коллегами из разных регионов и из разных сегментов туризма, мы тоже там обсуждали, что нет гастрономического туризма, что нет такой мотивации куда-то поехать попробовать, кроме Москвы. Из Москвы поехать в Питер специально, чтобы попробовать в одном каком-то ресторане определённом какое-то блюдо, или поехать в Питер для того, чтобы чудесно пообедать. Я знаю людей, которые утром приезжают, обедают, ужинают и уезжают. Е.ВОЛГИНА: Интересно. М.ЛОМИДЗЕ: Это абсолютный, чистый гастротуризм, вот в чистом виде. И выяснилось вчера на этом ВКС, один товарищ прям так ревниво сказал: вот я из Красноярска. Но он был из ресторанного бизнеса. И он говорит: к нам приезжают, в наши рестораны (он перечислил штук пять), к нам приезжают специально, чтобы у нас поесть. Я говорю: откуда приезжают? Говорит: из Новосибирска, из Иркутска. И я понимаю, что вот тема Москва, Питер в случае с этими красноярскими ресторанами тоже, видимо, работает. То есть мы с вами можем сейчас констатировать, что у нас происходит некое зарождение гастротуризма, правда, сильно привязанного географической локацией, но какая разница. Е.ВОЛГИНА: Но объективно оно должно быть привязано, потому что страна у нас большая. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ВОЛГИНА: Поэтому, если будут такие локальные точки на карте, и получается, что какой-то город может быть центром притяжения для того, чтобы что-то там попробовать и так далее. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Вот это уже происходит. То есть вино, которое действительно пользуется большим спросом. Потому что кроме Краснодарского края есть ещё Ростовская область. Е.ВОЛГИНА: А там? М.ЛОМИДЗЕ: Просто в Краснодарский край люди приезжают на море и, естественно, в какой-то момент им хочется разнообразить своё пребывание на море, они поедут на экскурсию в винный тур. Но в Ростовскую область приезжают на винодельни, именно на винодельни. Е.ВОЛГИНА: Посмотреть, как делается. М.ЛОМИДЗЕ: Да, посмотреть, как делается, попробовать и купить. И вот это тоже, в общем, гастротуризм. Е.ВОЛГИНА: Где-то ещё что-то. Может быть, люди на Дальнем Востоке ездят водорослей каких-нибудь поесть, ещё чего-нибудь. М.ЛОМИДЗЕ: Возможно. Потому что, опять же, тот же Владивосток — это тоже центр высокой, хорошей кухни и тоже славится, я бы сказала, на всю страну. Просто у меня нет данных. Е.ВОЛГИНА: Вообще получилось удивительно, за последние годы, я думаю, что где-то, в какой-то профильной литературе это будет описано, что когда-то было принято, какие-то 15-20 лет назад, говорить, что поехать в Италию поесть, поехать ещё куда-то поесть, ну потому что в России негде поесть и так далее. И оказалось, что люди, 45+, например, в своё время поездили везде, посмотрели, всё лучшее привезли, внедрили и улучшили, и через это раскрывают ещё своё. М.ЛОМИДЗЕ: И это здорово же. Е.ВОЛГИНА: Вот кажется, что это происходит, такое обучение, потому что это видно. Тот же самый, насколько я понимаю, Нижний Новгород, уже очевидно, стал гастроместом. М.ЛОМИДЗЕ: Да. Е.ВОЛГИНА: Туда едут поесть. М.ЛОМИДЗЕ: Хотя до юбилея мы там искали ресторан, я говорила, можно ресторан с какими-нибудь местными блюдами, вот которые только здесь подают, только с местной рыбой, пускай это будет уха, которой много везде, но пускай будет уха только из нижегородской рыбы. До юбилея этого не было. А после юбилея город прям ожил, расцвёл и заиграл всеми красками, в том числе гастрономическими. Е.ВОЛГИНА: По вашим ощущениям, получается ли, что при отсутствии какого-то должного пока что системного понимания со стороны государства ценности развития внутреннего туризма внутренний туризм сам по себе развивается, потому что люди в этих регионах для себя страну открывают и пытаются улучшить и привлечь соседей хотя бы. М.ЛОМИДЗЕ: Вы знаете, что делает государство правильно? Они говорят: не надо больше стимулировать спрос, спрос у нас и так высокий внутри страны, надо стимулировать предложения и создавать инфраструктуру. И вот в этом смысле это правильно. Е.ВОЛГИНА: Майя Ломидзе была с нами, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. Майя, спасибо. Ждём снова.