Украли даже батареи
Замок из красного кирпича находится на окраине Васильевки, возле железной дороги, и раньше пассажиры проходивших здесь поездов могли из окон любоваться историческим зданием, стены которого своей кладкой напоминают Московский Кремль. Четырехэтажное здание XVIII века в неоготическом стиле раньше было окружено пятью башнями, но сейчас сохранилась одна. Недалеко — конюшенная, которую в советские годы "нарастили" до двух этажей.
Васильевка находится примерно в 70 км от Мелитополя. До начала специальной военной операции (СВО) сюда можно было доехать на автобусе, сейчас они тоже ездят, но только частные. С начала СВО украинские войска превратили местный автовокзал в руины — по нему несколько раз били из ракетной артиллерии. Поэтому лучше добираться в Васильевку на такси или собственном автомобиле.
От автовокзала до замка — пять минут езды. До украинских позиций — чуть более 10 км. По историческому зданию украинские артиллеристы били дважды, а рядом, по городу и его окрестностям, прилетает часто, почти каждый день.
Хранилище музея замка Попова, находящееся чуть ниже по улице Гагарина, украинская администрация в 2022 году попросту разграбила, унося ноги из города. Можно было бы подумать, что они спасали фонды, но нет: рояль XVIII века никто не спас, а вот батареи спилили, из-за чего нарушился тепловой режим и музыкальный инструмент пришел в негодность. Оставили и литературу, которую в ходе обысков нашли российские силовики.
"Украина — Русь арийская" — книга с характерными нацистскими символами помечена инвентарным номером музея. Сотрудник одного из силовых ведомств показывает нам найденную в хранилищах макулатуру: "Эволюция украинского тризуба", "Государственный центр украинской народной республики в изгнании", "ОУН (Организация украинских националистов, запрещена в России — прим. ТАСС) на территории Запорожской области", издание Торонто — Львов". В коробке — еще с десяток томов, посвященных голодомору и новейшей истории Украины.
Все эти книги никак не связаны с историей самой усадьбы, основанной в конце XVIII века одним из соратников Потемкина — действительным тайным советником Василием Поповым.
Убрать "ненужное"
Екатерина Вторая называла Василия Попова "человеком довольно дальновидным, с открытой головой", а полководец Александр Суворов отмечал, что основатель Васильевки был человек честный, "без всякой гордости, охотно принимавший участие в несчастных".
В конце XVIII столетия он основал поселение на месте старых казацких зимовников. Продолжил его работу сын Павел, который большее внимание уделял сельскому хозяйству, а в 1860-х годах следующий наследник, отставной генерал Василий Павлович Попов, построил резиденцию, которую и прозвали Васильевским замком. Его судьба была тяжелой: в годы Великой Отечественной войны немецкие нацисты разобрали часть зданий для строительства укреплений, а в 1944–1945 годах, после освобождения этих земель, много материалов ушло на прокладку разрушенных дорог и нужды сельского хозяйства. Когда удалось решить первоочередные проблемы послевоенной жизни, началось и восстановление самого замка.
Но самое тяжелое время для усадьбы пришлось на период с 2014 года: "всеобщая украинизация" не предусматривала сохранение истории Новороссии и русского наследия. Началось постепенное уничтожение объекта. Перед этим, с 2009 по 2013 год, музеем руководил Виктор Мешков. Он понимал, что в замок нужно привлекать туристов, в первую очередь россиян, ведь усадьба — это памятник русской культуры.
"У меня тогда все складывалось: основной поток туристов сюда ехал из России: сначала — в Запорожье, где казаки, а после — к нам, где мы рассказываем историю этого края с 1775 года. Все вписывалось в канву проекта, который я назвал "Ренессанс Новороссии", — рассказал Виктор Мешков.
Он проводил и этнофестивали, поскольку в Диком поле (так называют историческую область степей между Днестром и Доном) жили представители около 100 национальностей. Таким образом он хотел сделать усадьбу Попова международным объектом.
Но с 2013 года на "гребне революции" руководители объекта стали интенсивно меняться, а украинизация ужесточилась. Тогда же во флигеле возле оборонных стен замка появилась выставка, посвященная "небесной сотне" — погибшим участникам акций "евромайдана". Фонды музея утратили упорядоченность, закрылся зал, посвященный Великой Отечественной войне. Все, что было неугодно Киеву, стало стираться.
Не исторические прилеты
Завхоз музея Сергей Головко проходит по административному зданию музея, с грустью осматривая пустые полки, где некогда были исторические экспонаты. Особая боль — тот самый брошенный рояль, который из-за перепада температуры стал разваливаться на части. Зато невредимым осталось объявление о сборах для участия в "антитеррористической операции" Украины в Донбассе.
Осмотрев помещения, он закрывает двери на хлипкий замок. Вандалам тут уже нечего искать, да и не их надо бояться. "Смотри, это бывшая конюшенная. При Советах в ней сделали приют для детишек с особенностями развития, достроив второй этаж. Видишь дырищу? Это прилет артиллерийского снаряда с украинской стороны… А второй прилет — прямо по башне стены. Попали в верхнюю часть, только чудом все не обрушилось", — показывает он дыры в конструкциях.
То, что при Украине не разрушили, "восстановили" так, что лучше бы и не пытались. Например, историческую "чешуйчатую" крышу здания заменили жестяными профилями, в окна воткнули стеклопакеты, а по стенам замка развесили несуразные современные лампы. Особенно выбивается из общей канвы теплица, возведенная возле основного здания. Там последний украинский директор комплекса выращивал помидоры.
"Я искренне надеюсь, что теперь Васильевский замок восстановят, спасут. Если эти... ну ты понял, снова его не обстреляют. Здесь всегда была исторически российская территория. Еще раз: основал эту местность Василий Попов. Здесь даже соседние населенные пункты — Васильевка и Поповка. Вот и при чем тут Украина? Надо сохранить то, что они не успели уничтожить, и восстановить то, что все же уничтожили", — говорит Головко.
Васильевский замок годами обрастал легендами: местные говорят, что Попов был иллюминатом (в широком смысле иллюминаты — члены различных мистических обществ. В более узком смысле — члены тайного антиклерикального общества, основанного в 1776 году в Ингольштадте). Но так ли это, установят уже российские историки, не стирая ничего из летописи усадьбы Попова — даже печального факта обстрелов со стороны Украины.
Владислав Сергиенко