Лилиям Здохни нужен присмотр мэра Екатеринбурга
Уникальному анклаву реликтовых растений, расположенному в лесном массиве на южном берегу Визовского пруда, грозит исчезновение, считают экоактивисты Екатеринбурга. Среди факторов риска они называют планы по застройке ВИЗа-Правобережного, а также несанкционированные свалки мусора, растущие как грибы в лесополосе к югу от пруда.
Речь о так называемой тропе Батманова – восьмикилометровом пешеходном маршруте, пролегающем от трамвайного кольца на Зеленом острове через Большеконный полуостров и Московский лесопарк к озеру Малая Здохня и Сухореченскому торфянику. Маршрут назван в честь известного уральского фенолога – создателя биоклиматической карты Урала.
Как рассказала "Уралинформбюро" директор центра популяризации биоразнообразия "НатУРАЛист" Нина Садыкова, тропа Батманова – настоящий "заповедник" дикорастущих болотных ягод: клюквы, брусники, голубики, морошки. Также на тропе произрастают местные разновидности орхидей (например, венерин башмачок), краснокнижный пальчатокоренник Фукса и белая водяная лилия. "Домом" для этих растений является верховое торфяное болото вокруг озера Малая Здохня.
До начала 2000-х тропа была Меккой для фенологов Екатеринбурга, за ней велись регулярные наблюдения. Но для большинства горожан этот участок – "терра инкогнита". Озеро Малая Здохня даже не обозначено на картах города.
Озеро Малая Здохня
Заповедная зона прячется за стройплощадкой ЖК "Зеленый остров". На "входе" – большая заболоченная полянка, в которую "воткнута" линия ЛЭП. Некоторые опоры торчат прямо из воды.
Судя по всему, местные садоводы не особо пекутся о сохранности реликтового уголка природы. Рассказывают, что в лесополосе находили и большую свалку дорожных поребриков.
Жизнелюбию местных растений можно только позавидовать: их не пугает даже соседство с огромной свалкой отходов, раскинувшейся на западном "полукольце" тропы Батманова. На импровизированном полигоне под линией ЛЭП высятся горы досок, кирпичного боя, бетонных блоков, куски облицовочной плитки рулоны рубероида. Есть даже снесенный овощной киоск.
Свалки помельче разбросаны по всему протяжению улицы Водоносной. Не исключено, что со временем эти горы могут вырасти: работы по продлению улицы Татищева предусматривают масштабный снос частных домов и садовых построек. Куда свезут мусор? Администрации Верх-Исетского района направила обращения по свалке в полицию, прокуратуру и Росприроднадзор.
Строящийся жилкомплекс "Зеленый остров"
Представляет ли строительство ЖК "Зеленый остров" опасность для краснокнижного разнотравья? "Многое зависит от того, какие строительные технологии будут применяться, куда будет складироваться мусор, - отмечает Нина Садыкова. - К тому же там залегает торфяник. Если его осушат, но при этом не сделают полную выторфовку, эта площадка будет постоянно гореть".
В пресс-службе "Группы ЛСР", которая строит "Зеленый остров", заверили, что в пятне застройки проводились инженерно-экологические изыскания, краснокнижных растений не выявлено: земельный участок компании находится в стороне от болотистой территории, о которой говорят экологические активисты, отделен от нее дорогой и лесным массивом.
Можно выдыхать? Увы, нет. В Генеральном плане развития Екатеринбурга до 2045 года залесенный участок, на котором находится тропа Батманова, обозначен как "общественно-деловая зона". Иными словами, застроить его могут в любой момент. Поэтому экоактивисты Екатеринбурга уже не первый год добиваются перевода территории в статус ООПТ.
Территория леса с тропой Батманова (выделена фиолетовым цветом) в Генплане-2045 значится как "общественно-деловая зона"
Лес за Большеконным полуостровом – не единственный в столице Урала, где водятся редкие и исчезающие виды растений. В общей сложности в границах мегаполиса произрастает 33 представителя краснокнижной флоры. В лесопарке Лесоводов России и на Калиновских разрезах на Эльмаше водится лилия саранка, в Шарташском лесопарке – пололепестник, башмачок капельный, наперстянка крупноцветковая, в ЦПКиО имени Маяковского – прострел желтеющий, в Уктусском лесопарке – астра альпийская, на Палкинских палатках – астрагал Клера. Участки с редкими растениями выявлены также в Уктусском (он среди биологов считается "кладезью" раритетных растений) и Карасеозерском лесопарках, рассказала директор Ботанического сада УрО РАН Алена Третьякова.
Формально все лесопарки имеют особо охраняемый статус, строительство там строго запрещено. А если договориться с Минприроды и изъять лакомый участок из ООПТ? К примеру, компания "Баден-Баден" пыталась провернуть такую операцию в отношении сначала Шарташского, а затем Уктусского лесопарков. Попытки не удались, но это скорее исключение из правила.
В 2017 году Карасьеозерский лесопарк Екатеринбурга "похудел" на 0,0825 га ради строительства духовного училища и детского сада, а три года спустя еще один участок лесопарка лишился статуса ООПТ в связи с размещением там водозаборной скважины для гостиничного комплекса. Кроме того, несколько лет назад региональное Минприроды разрешило снимать охранный статус с лесопарков, дендрариев, заказников и памятников природы для строительства дорог и линий электропередач.
Еще один фактор риска – зона активного отдыха населения. Человек сорвал понравившийся цветок, а тот под охраной!
"Самый эффективный способ уничтожить редкий вид – разорить его местообитание. Например, для выживания популяции лилии нужно иметь на участке не одно-два растения, а минимум несколько десятков, а в идеале 200-250 особей", - подчеркивает заведующий лабораторией биоразнообразия растительного мира и микробиоты Института экологии растений и животных УрО РАН Денис Веселкин.
"Екатеринбургу необходимо внедрение природоориентированной модели озеленения, - считает Алена Третьякова. - В зеленых зонах нужно формировать "ремизы" с разными, в том числе редкими и краснокнижными видами растений, а в парках обустраивать "экологические тропы" с информационными баннерами о всех обитателях этой территории - от трав и грибов до птиц и животных".
На Шарташе такие баннеры вроде бы есть, а в других лесопарковых зонах города? Ответ на этот вопрос в администрации Екатеринбурга не дали. В муниципальную программу "Экология и охрана окружающей среды на 2021 – 2025 годы" заложены расходы на информационную продукцию экологической тематики. Более 1,2 миллиона рублей предполагается потратить на книги, буклеты, листовки и даже ростовые куклы.
В программе прописаны и мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок. 417 свалок оценены в 103,7 миллиона рублей. Почему именно такие цифры? И входят ли в список ликвидации свалки, найденные около Визовского пруда корреспондентами "Уралинформбюро"?
Евгений СУСОРОВ