Войти в почту

Абхазия, Грузия и Крым: как на самом деле отдыхали туристы в Советском Союзе

Старейшему в России туристическому агентству «Интурист» исполнилось 95 лет. «Вечерняя Москва» пообщалась с сотрудниками компании и узнала, каким был туризм в Советском Союзе.

Абхазия, Грузия и Крым: как на самом деле отдыхали туристы в Советском Союзе
© Вечерняя Москва

В 1929 году власти СССР обратили внимание на туристическую отрасль, ведь иностранцы, приезжающие в Союз, часто оставались недовольны путешествием.

— До нас дошли следующие цифры: из ста туристов только двое хорошо отзывались об отдыхе в СССР, — рассказывает генеральный директор компании-юбиляра Александр Мусихин. — Такой индекс лояльности никому в правительстве не нравился. Ведь туризм — это мягкая дипломатия. Кроме того, стало понятно, что эта отрасль может быть очень прибыльной.

Благодаря этому было принято решение создать первую в СССР туристическую компанию. У нее были собственные отели в разных городах страны, свой автопарк, а также команда гидов и переводчиков.

Среди советских граждан тогда как, впрочем, и сейчас, самым популярным направлением было Черноморское побережье.

— Чаще всего ездили в Краснодарский край, Абхазию, Грузию и Крым, — отмечает Мусихин. — Добирались автобусами и поездами.

По словам Александра, в конце 1970-х — начале 1980-х годов цена туров составляла порядка 30–35 рублей на человека. В эту стоимость входило двухнедельное проживание с полным пансионом и трансфером. Стоит отметить, что средняя зарплата в СССР в 1960-е годы составляла 70 рублей. К 1970-м годам она выросла до 120 рублей. А к 1980 году в среднем граждане получали по 170 рублей.

— За 12–15 рублей можно было отправиться в четырехдневную поездку из Ленинграда в Москву, — рассказывает Александр Мусихин. — Хотя стоит уточнить, что редко когда советским гражданам приходилось оплачивать путевку полностью. Во времена СССР было много льготных программ.

Так, военным, например, не нужно было платить за билеты на дорогу. Кроме того, у многих предприятий были свои туристические объекты вроде гостиниц или пансионатов, куда сотрудники могли бесплатно отправиться отдыхать.

По словам Мусихина, рейтинг мест, которым россияне отдают предпочтение сегодня, не сильно изменился с советского времени. Единственное, из-за распада СССР уменьшились границы страны, из-за чего теперь люди, желающие посетить Черное море, отправляются в Краснодарский край и Крым. Соответственно, в этих регионах увеличился туристический объем.

— Благодаря развитию инфраструктуры Кавказ стал более привлекательным для россиян. Он и в советское время был одним из самых популярных лечебных мест. А сейчас мы ежегодно фиксируем увеличение туристического потока по этому направлению примерно на 30 процентов, — рассказывает Александр.

Собянин рассказал о программе развития внутреннего туризма

Мусихин отмечает, что старейшая в РФ туристическая компания всегда ценила своих сотрудников. В штате работают настоящие профессионалы, среди которых есть и те, кто обслуживал иностранных гостей во время Олимпиады 1980 года.

— Работы в период проведения Игр было кратно больше, чем в самый жаркий туристический сезон! — вспоминает коммерческий директор въездного подразделения компании Ирина Шалаева. — Ведь мы были главными, кто отвечал за иностранных гостей. Мы продумывали, как все скоординировать. Компьютеров тогда ведь не было, поэтому информация о составе иностранных делегаций передавалась в гостиницы и отели бесконечными списками… Из моих коллег на Олимпиаду никто не попал: все были заняты работой.

Создание компании-юбиляра помогло кратно увеличить поток как внутреннего, так и въездного туризма.

— Для наглядности: за первые десять лет своего существования наша компания обслужила около миллиона человек, — делится Мусихин. — А позже, за один только 1989 год мы помогли организовать отдых в Союзе двум миллионам иностранцев. Самыми популярными городами у зарубежных туристов в СССР были Москва и Санкт-Петербург.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Абрамов, председатель Гильдии по туризму и гостиничному бизнесу МТПП:

— В первой половине своего существования старейшая российская туристическая компания оказала абсолютное и ни с чем не сравнимое влияние на формирование за рубежом образа советского человека.

Именно благодаря ей появилась возможность показать иностранцам СССР и сформировать у них определенное представление о Союзе.

ФАКТ

Всего в 1956–1985 годах в СССР побывало более 70 миллионов человек из 162 стран всех континентов.