Удмуртия – единственный регион в мире, где празднуется День бабушки!
Еще Удмуртия дала миру величайшего музыкального гения – Петра Ильича Чайковского. В небольшом городке Воткинск, расположенном в дореволюционной России в огромной Вятской губернии, на берегу реки Вотки, по которой удмуртов при царе традиционно звали вотяками, он родился 7 мая 1840 года. Но это фигура такого масштаба, что не укладывается ни в какие локальные бренды. Лучше сказать, что Пётр Чайковский стал музыкальным символом и музыкальным духом России, перед которым склоняют головы почитатели со всего света. О Чайковском и его доме-музее в Воткинске нужен отдельный разговор (и он не за горами). А о других брендах Удмуртии расскажем именно сейчас, потому что тому есть замечательный информационный повод. "Бабушки", но не старушки Сегодня, 26 мая, в Удмуртии отмечается День бабушки. Это поистине уникальный праздник, такого нет больше нигде. День бабушки утверждён в качестве официального праздничного дня законом "О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики". Государственный Совет республики принял документ 24 ноября 2020 года, но вообще-то День бабушки вошел в обиход с 2013 года, будучи установлен Указом Президента республики от 25 июля 2012 года. Догадайтесь, с чем это событие было связано?.. Если первый праздник провели весной 2013 года в селе Бураново Малопургинского района? Коллектив "Бурановские бабушки". Фото: © Архив ТАСС/ EPA/ SERGEI CHIRIKOV Все правильно: День бабушки появился благодаря участию музыкального фольклорного ансамбля "Бурановские бабушки" в международном конкурсе "Евровидение" в 2012 году. Именно 26 мая коллектив бабушек из небольшой прикамской республики занял на мировом состязании второе место. Бабушки прославили свою малую родину и красоту народного творчества, а также неоценимые возможности старшего поколения в сохранении культурного наследия. Так что они, конечно, "бабушки", но никакие не старушки. Их энергии и задору может позавидовать всякий по паспорту молодой человек. А ведь средний возраст необычного ансамбля – около восьмидесяти!.. В случае с "Бурановскими бабушками" культурное наследие – не только вокальные композиции, веками передающиеся из уст в уста и восходящие к старинным крестьянским заклинаниям сил природы, свадебным или погребальным обычаям или припевкам к работе, но и невероятные костюмы. К слову, в удмуртском языке очень много песен, потому что и сама речь весьма музыкальна. "Сценические туалеты" "Бурановских бабушек" воспроизводят традиционные народные одежды и потому изобилуют любимыми цветами удмуртов – черным, белым и красным. Красный превалирует. В такой же гамме выполнен и флаг республики. А еще в удмуртском наряде каждая деталь – фартук, платок, орнамент – имеет свое символическое значение. Фото предоставлено гидами тура "Вкусно едем! Удмуртия угощает". Из них самый, наверное, любопытный элемент – мониста. Именно так, в женском роде. Это нечто среднее между ожерельем и нагрудником, связанное из монет. Монеты хранятся в семьях столетиями и передаются от матери к дочери, поэтому в иных монистах встречаются дензнаки Петра I или Екатерины II. Следующие поколения приплетают к монистам денежки своего времени (вроде советских юбилейных рублей), и правильная в понимании этого народа мониста доходит до пупа. А то и ниже. Так и надо: в прежние времена удмуртские женщины использовали это необычное украшение как оберег, верили, что оно "отражает" недобрые взгляды и помыслы. С той же целью монетки нашивали и на перевязь типа мушкетерской на спине. Сложилась даже пословица: "Удмуртку сначала слышно, потом видно". Действительно, звон монисты слышен издалека. А еще одним забавным элементом удмуртского национального костюма являются… резиновые галоши. На фотографиях коренных семей, появившихся где-то в конце XIX века, представители состоятельных родов изображены в галошах. Это было не только гигиенично, но и модно и статусно – семья могла позволить себе такую обувь!.. Потому сегодня почти все, кто работает с туристами, ходят в галошах, как пращуры завещали. А чтобы ногам было комфортно, поддевают под них шерстяные узорчатые чулки (разумеется, тоже с фольклорным орнаментом). Зато и не холодно, а погода в Удмуртии капризная, зона рискованного земледелия, как-никак. Удмуртка в монисте. "Бурановским бабушкам" помогает шить концертные костюмы дизайнер Татьяна Москвина, работающая в студии народной одежды "Дэрем" в поселке Малая Пурга. Татьяна Никитична окончила Институт искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета и долгое время работала в Удмуртском музее изобразительных искусств реставратором по тканям. Сегодня она почти ровесница "Бурановских бабушек", но так же, как и они, не стареет душой и не теряет интереса к своему делу. Во многие туристические маршруты по Удмуртии входит приезд в гости к Татьяне Москвиной в её студии. Для знакомства с гостями Татьяна Никитична сперва немного рассказывает о себе и своей творческой биографии, и очень много и увлекательно – о сакральной сущности народного костюма. А затем обряжает визитеров в старинные или а-ля старинные одежды, которыми полнится её студия. Люди фотографируются в этих нарядах и увозят с собой совершенно новый собственный образ, и это редкое и ценное удовольствие. В студии Татьяны Москвиной. Народ семьи Но День бабушки в Удмуртии, вероятно, отмечается не только по причине всеобщего уважения к прекрасным "Бурановским бабушкам". У этого народа особый менталитет: семейные ценности здесь не нуждаются в пропаганде, удмурты впитывают их с молоком матери. Это в буквальном смысле "народ семьи". Вековые устои удмуртов таковы, что человек рождается на свет затем, чтобы создать семью и произвести на свет детей. У удмуртских женщин не бывает никаких идеологий "чайльд-фри", приверженности гражданскому браку или установке "карьера для меня выше замужества". Родилась девочкой – обязана в свой срок выйти замуж и родить детей. Точка. Причем в сватовстве и браке находят отражение тысячелетние ритуалы. Невесты проходят довольно суровые испытания разнородными домашними работами – чтобы выяснить, какие из них получатся хозяйки. В процессе испытаний родня будущего мужа старается всячески помешать невесте выполнять домашние дела, а её собственная родня, напротив, имеет право помогать любимой дочке. Но обычно испытания проходят на отлично, и складываются крепкие и многодетные семьи. Даже в наши дни семья с четырьмя-пятью отпрысками – норма. Для мужчин отсутствие семьи считается чем-то вроде физического увечья. Испокон веков удмурты не выдвигали холостяков или разведенных (не совсем понятно, как при таком укладе могли случаться разводы, но, видимо, из всякого правила бывают исключения) в старейшины сёл и в духовные их покровители. Такие "должности" существуют в удмуртской глубинке и по сей день. Среди здешних жителей нередко встречаются те, кого воспринимают как шаманов или ведунов и верят в их особую силу или возможности. Звания эти часто переходят по наследству с каким-то артефактом от предков, обычно с кольцами. Суеверие? Или глубинная, неискоренимая привычка жить в постоянном диалоге с природой и нематериальным миром, тоже составляющая культурный код народа? Думаю, второе. Но бессемейным ответственные должности не доставались. Люди судили так: не знает, как управляться с собственной малой семьей, как же с большой управится?.. Нельзя не признать – подход мудрый. Памятник русским святым, покровителям брака, Петру и Февронии, возле Архангело-Михайловского собора. При такой святости семейных отношений понятно, что в Удмуртии почитание старших естественно, как дыхание. И бабушку чтут, даже если она не артистка. Она же бабушка, на ней дом держится, хозяйство, ласка внуков, стародавние сказки, тепло и уют!.. Ну как все это можно не отметить официальным праздничным днем? Раз уж заговорили о семье, нельзя не вспомнить то, что обычно объединяет всех членов рода – кухню и застолья. Удмуртская кухня – тоже уникальное явление. Вдумайтесь – в удмуртском языке даже нет слова "жарить"! Потому она обоснованно слывет одной из самых полезных в мире. Этнографический заповедник Лудорвай. Здешние хозяйки и повара не готовят мясо на открытом огне, а запекают, варят, солят или вялят. Или мелко рубят и кладут в пельняни. Фарш для пельняней обычно смешивают с какими-либо овощами; мы пробовали капустно-мясной фарш. Пельняни, конечно же, едят со сметаной. Для вкуса в сметанную заправку добавляют зелень. Мясо в ход идет говяжье или баранье, свинина и конина встречаются гораздо реже, а рыба у "старых" удмуртов была праздничным и обрядовым блюдом, поэтому к ней у народа не сложилось сильный привычки. Основа удмуртской кухни – печеные изделия. Так сложилось исторически. Земли здесь не лучшие, поэтому испокон веков крестьяне выращивали неприхотливые злаковые культуры: пшеницу, рожь, овес, гречиху, горох и лен. Овощное меню составляли репа, свекла, редька, хрен, морковь, капуста, лук и чеснок. Летом удмурты употребляли в пищу дары леса: дикорастущие травы, грибы, ягоды. Например, лучшая начинка для сладких пирожков – перемолотые аж с косточками ягоды черемухи или калины. Реконструкция крестьянского хозяйства удмуртов. Одно национальное блюдо зовется перепечи, в названии его скрыта уже технология изготовления. Это открытые пирожки из пресного теста с разнообразной, но чаще несладкой начинкой: мясом, картошкой, капустой, грибами, яйцами (причем не варёными, а омлетом). Пирожки пекутся в печи не на огне, а рядом, так как смотри выше. Было очень приятно увидеть на улицах Ижевска на привычные для нас шашлычные или "шаурмичные" с мангалами, а киоски сетей, в названия которых так или иначе склоняются "перепечи": "Перепечкин", "Емелины перепечи" и пр. В них пирожки с пылу с жару то и дело кто-то покупает. Это ли не лучшее свидетельство и любви к своим корням – патриотичный, глубоко родной фаст-фуд?.. Уличная торговля перепечами. Другое традиционное блюдо удмуртов называется "табани" – полублины, полулепешки из кислого теста, имеющие репутацию праздничного блюда. К табаням подают сметану, творог, мед, варенье, картофельное пюре или зырет. Этот молочный соус, готовящийся подобно заварному крему, распространен не по всей республике, а только в её юго-западной части, близкой к Татарстану. Это одна из кухонных изюминок южных удмуртов. Вообще бывают северные, южные и центральные удмурты, и северные от южных по диалекту отличаются достаточно сильно, так что "языком межнационального общения" для них, как правило, служит русский. Русский язык в Удмуртии знают все. Деловая письменность ведется на родном языке, но русскими буквами. Названия улиц в Ижевске сплошь написаны по-русски. Попадая сюда, сталкиваешься с удивительными традициями и своеобразной культурой, но остаешься в поле русского языка и русской культуры. Вот и еще один повод приехать в Удмуртию в качестве туриста. Удмурты гостеприимны, добродушны и полны решимости развивать свою туристическую индустрию. Хотя в этом поле уже многое сделано. В ходе экскурсий гостей республики обязательно знакомят с частными туристическими комплексами, такими, как военно-исторический клуб-отель "Варяжская дружина", которым руководит семья Сергеевых (родители четверых детей, на минутку!). На базе этого комплекса проходят фестивали исторической реконструкции, собирающие сотни "поклонников жанра" каждое лето. Это далеко не единственное место для активного отдыха в Удмуртии. Куда бы вы ни приехали, вас повсюду угостят травяными чаями, ягодными морсами и теплым удмуртским самогоном, который наливается тоже из чайника, сильно не пьянит, с ног не сбивает, но душу веселит. Или хлебным вином "кумышка", у которого крепость солидная, пожалуй, около 60 градусов. Но все это подается от души, по законам удмуртского гостеприимства. Семья Сергеевых. Фото предоставлено гидами тура "Вкусно едем! Удмуртия угощает". Будучи в Удмуртии, надо обязательно посмотреть этнографический заповедник Лудорвай, а также города Сарапул и Воткинск. Родина Чайковского Воткинск – брат-близнец Ижевска, возникший вокруг завода. А Сарапул на Каме сделан из другого теста: это город не промышленников и рабочих, а купцов и дворян. Недалеко друг от друга расположенные Сарапульская и Елабужская (в Татарстане) ярмарки определяли торговлю в этих краях. Сарапул отличается изысканной застройкой старинного центра и богатой историей. Сарапул. Красная площадь. Среди его замечательных уроженцев – кавалерист-девица Надежда Дурова (ей на центральной площади воздвигнут конный памятник в военной форме) и писательница Лидия Будогоская. "Повесть о рыжей девочке" Будогоской, рисующая дореволюционный Сарапул с топонимической точностью, можно считать "младшей сестрой" известной книги Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль". Это тоже автобиографическое сочинение, охватывающее годы первой русской революции в Вятской губернии. Кроме всего прочего, в современном Сарапуле действуют кондитерская фабрика и ликеро-водочный завод, продукция которых известна по всей стране. Отсюда гости увезут не только приятные воспоминания, но и отличные сувениры. Памятник Надежде Дуровой. Богобоязненный оружейник Гостеприимство как будто идет вразрез с "грозным" брендом республики. Автомат Калашникова, который родом отсюда, знают во всем мире. Но тут, знаете, в точности по исторической поговорке: "Кто с мечом к нам придет…" Для тех, кто приходит с добром, Удмуртия открывает объятия. А одной из безусловных её достопримечательностей является Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова. Нельзя не сказать несколько слов о Михаиле Тимофеевиче. Не имею в виду его биографию. Её можно прочитать в Википедии или посмотреть беллетризованный вариант в фильме-байопике . Интереснее то, каким был этот человек, создатель легендарного оружия. Михаил Калашников. Фото: rgnp.ru Наша замечательная экскурсовод Юлия Филимонова рассказа: Михаил Тимофеевич отличался удивительной скромностью и… богобоязненностью. С 1947 года и до самой смерти он прожил в "сталинке" на Пушкинской улице Ижевска, где были построены дома для научной, промышленной и творческой интеллигенции города. Для конца 1940-х это было роскошное жилье. Калашникову, к тому же, оказали единственную в своем роде привилегию: личный лифт. Он был пристроен к одному из домов на Пушкинской снаружи, после смерти конструктора лифт законсервировали. Но с течением времени в округе стали возводить все более помпезные жилые дома. Калашникову предлагали переезд на большую площадь и в лучшие условия не один раз. Он всегда отказывался наотрез. Привык жить в окружении людей, давно знакомых, да и не считал себя вправе рассчитывать на какие-то особые почести. И еще он не любил награды. Когда ему присваивали новые медали и знаки отличия, отказывался, сравнивая себя с новогодней ёлкой, увешенной игрушками. Предлагал обращать внимание, в том числе и оказывать почести, на молодых конструкторов, у которых есть много интересных идей. И вообще мало говорил, предпочитал делать. Такой аскетизм и чувство долга, увы, ушли в прошлое… Кроме того, судя по всему, Михаила Тимофеевича устраивало то, что его дом по Пушкинской стоял наискосок от храма Архангела Михаила. Это один из архитектурных символов Ижевска, но "судьба" собора была нелегка. Вкратце расскажу об истории храма. Собор. Фото: imagesmi.com Еще с первой половины XIX века ижевчане особо почитали Архангела Михаила — помимо того, что архистратиг, глава Сил Небесных, считается святым покровителем всех военных и оружейников, он еще и был "ангелом" генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича, начальствовавшего над всеми оружейными заводами России. В честь небесного воителя сперва возвели часовню Архангела Михаила. Но она была "несолидна", потому начали сбор средств на строительство взамен часовни большого собора. Ижевские рабочие перечисляли на эти цели по 1 проценту зарплаты. "Вкладывались" и сарапульские купцы, которые желали этот храм видеть в родном городе, но оружейники "переспорили". А помимо денег, каждый жертвователь оставлял на месте строительства корзинку с куриным яйцом: для замешивания строительного раствора. Проект собора сделал вятский архитектор Иван Чарушин (то-то Архангело-Михайловский храм похож на кировскую Серафимовскую церковь!). Но при строительстве соблюдали одно "табу": возводили так, чтобы новодел не был крупнее кафедрального Александро-Невского храма, поставленного в виду Ижевского рукотворного пруда еще в начале XIX столетия. Александро-Невский собор. Архангело-Михайловский храм вознесся во всей красе, из красного кирпича, в 1907 году. Красоваться спокойно ему оставалось 10 лет. В 1930-е годы собор взорвали. И тут выявилось невероятное действие куриных яиц: фундамент собора был настолько крепок, что верх обрушился, а основание уцелело. Можно было бы на этой основе возвести что-то новое. Но команда снести "пережиток прошлого" была принципиальна. И основание храма стали расковыривать вручную. Три подводы с кое-как высвобожденным кирпичом перевезли на соседнюю улицу и из намоленного кирпича сложили здание медицинского института, теперь академии. Говорят, изъятие кирпичей обошлось дороже, чем изготовление новых. Вокруг храма был погост, где покоились священнослужители, но все захоронения большевики уничтожили, оставив только братскую могилу "красных" и монумент в честь тех, кто погиб при установлении Советской власти. Разрушение собора – фото из книги "Свято-Михайловский Собор. История и современность: Иллюстрированный путеводитель по храму" / Автор-составитель М.Ю. Кузьмин — Ижевск, 2010. На месте уничтоженного храма был, в числе прочего, Музей Науки, в общем-то, хороший, располагавший одним из четырех в России маятников Фуко. Но ижевчане не любили этот музей, так как в нем объясняли, что Бога нет. Так что музей науки еще в советское время прекратил существование. Взамен него хотели построить театр, но Госплан РСФСР отказал: "… не представляется возможным по лимитным соображениям" (проще говоря, денег не хватило). В 1965 году на месте предполагавшегося театра, в сквере, силами мотозавода (ныне ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг") был возведен фонтан. Он расположился на месте алтаря придела во имя Святителя и Чудотворца Николая… Поблизости располагалось здание Водоканала, который и питал фонтан. В начале 2000-х годов весь Ижевск включился в работы по восстановлению храма. Возрождение удалось на славу: у старого-нового собора есть две особенности, которые на глаз не определить. Первый его ярус, с виду кирпич, на деле искусно покрашенный бетон. А вот купола крыты не золотом, а титаном, который еще дороже золота. Так город оружейников потрафил своему небесному заступнику. Вернемся к Михаилу Калашникову. Во-первых, устойчива легенда, что на месте разрушенного храма сначала хотели построить музей Михаила Калашникова. Но оружейник заявил, что ноги его не будет в этом музее. Благодаря его настойчивости храм воссоздали на историческом месте, а музейный комплекс Калашникова установили через дорогу от собора. Генерал-лейтенант, лауреат Сталинской премии, крупный технический специалист был верующим человеком (да еще и сыном раскулаченных родителей, о чем сейчас не принято упоминать) и в поздние годы жизни зачастил в собор. Горожане видели, как он стоял на коленях, плакал, каялся и говорил: "Вам легко, а я как перед Всевышним оправдаюсь?" Он считал своей личной ответственностью изготовление оружия, уничтожившего столько людей во всем мире, и страшился, что на Суде придется за это отвечать. Михаил Тимофеевич писал покаянные письма вплоть до Патриарха. Неизвестно, получил ли он отпущение грехов от церковных иерархов – но хочется верить, что Господь оценил искреннее раскаяние конструктора. Чтобы закончить тему Архангело-Михайловского собора, надо еще сказать, что нынешний его настоятель отец Владимир ввел в церковное расписание праздник, которого нигде больше нет. Епархия утвердила его. В ночь с 31 мая на 1 июня, День защиты детей, в соборе проводится Ночь тишины в память невинноубиенных детей во всем мире. Двери храма открыты всю ночь, стоит коробка со свечами, которые можно взять и поставить за упокой любых детей – от нерожденных до жертв любого насилия. Рядом с собором сегодня можно увидеть новопостроенные уже в нашем тысячелетии часовню в честь Петра и Февронии и Казанскую церковь. Оба здания входят в ансамбль Архангело-Михайловского собора. На перекрестках Ижевска Статья об Удмуртии была бы неполной без хотя бы беглого описания её столицы. Оружейный "профиль" республики ковался веками, и Ижевск сыграл в этом деле важнейшую роль. 2 июля 2020 года Российский организационный комитет "Победа" присвоил Ижевску официальное звание "Город трудовой доблести". Стела в честь этого события установлена на площади Победы. На ней выбиты слова: "Назначенный судьбой ковать российский щит. На том Ижевск стоял, на том он и стоит". Это строки из "Гимна патриотов Ижевска" – слова Ольги Арматынской, музыка Ольги Громовой-Егоровой, вокал Алёны Егоровой. Песня очень хорошо описывает историю города: Не в сказке, не в раю – На берегу реки, В рябиновом краю, Где шепчут родники Сначала был завод А город был – потом, Потом – церковный свод И самый первый дом. История Ижевска начинается с того, что весной 1735 года на Урале по берегу реки Кушвы открыли крупные залежи железа, и для добычи и переработки руды здесь построили четыре казённых железоделательных завода. Но запасы руды были столь велики, что эти предприятия не справлялись с её переработкой, и было решено на высочайшем уровне строить железоделательные заводы и в Прикамье. Для строительства одного из заводов была выбрана земля у реки Иж (в переводе с удмуртского – бык). Весной 1760 года сюда привезли рабочих с Урала, а также "мобилизовали" крестьян из окрестных деревень. Под руководством инженера Алексея Степановича Москвина рабочий люд начал строить Ижевский завод. Закономерно при нем сложился поселок, где жили работяги. С названием мудрить не стали. Вплоть до 1918 года населенный пункт звался Ижевский завод. После революции название сократили до Ижевска. Три года в позднем СССР город носил имя Устинов – в честь маршала Советского Союза Дмитрия Устинова, который родился в Самаре, но считается "крестным отцом" ВПК Удмуртии. Он курировал оружейные производства СССР еще с довоенных времен. С его подачи в столице региона возникли предприятия "ИжАвто", "Буммаш", Ижевский радиозавод, "Нефтемаш", а также многие объекты культурной и социальной сферы. Ижевский пруд. К 1763 году была возведена плотина, образовавшая рукотворный Ижевский пруд, "работавший" на нужды железоплавильного завода. Ижевскую сталь выплавляли из чугуна, привозимого с уральских Гороблагодатских заводов, а покупали её Тульский оружейный завод, Петербургский, Брянский, Варшавский арсеналы и Черноморское адмиралтейство. Довольно скоро Ижевский завод стал казенным предприятием – и таковым и оставался, пока не изменился до неузнаваемости социальный строй. Относился Ижевский завод к крупной Вятской губернии. Ижевский оружейный завод, второе "градообразующее предприятие", был основан императорским указом в 1807 году, в преддверии Наполеоновской кампании, специально для вооружения российской армии. Основателем этого производства был Андрей Фёдорович Дерябин, управляющий уральских железоделательных заводов. Ижевский оружейный завод возник на базе Ижевского железоделательного. История завода в чем-то сложнее и драматичнее истории города, но это отдельная гигантская тема, которую в одной статье не осветишь. Над ижевским прудом стоит памятник "Ижевским оружейникам", представляющий собой две фигуры – собирательные образы. И еще два ижевских памятника в виде модной нынче уличной скульптуры опосредованно связаны с оружейным производством. Маленький "Ижик", изображающий оружейного подмастерья, в цилиндре и кафтане не по росту и с гроздью рябины за околышем, говорит о типичном "социальном лифте" многих поколений ижевчан. И есть еще "Крокодил" – чрезвычайно колоритная скульптура. Ижик . Памятник крокодилу стоит, то есть сидит в Ижевске на перекрёстке улиц Советская и Коммунаров. Рептилия облачена во фрак, цилиндр и галстук-бабочку. Она восседает на чугунной скамье с довольно-таки нахальным видом. На брусьях скамьи вырезаны имена людей, причастных к созданию памятника: автора макета студента Удмуртского госуниверситета Асэна Сафиуллина, скульптора Павла Медведева, автора концепции историка и культуролога Игоря Кобзева. Скульптура отлита из чугуна на заводе железобетонных конструкций в городе Чайковском. У крокодила как символа Ижевска целых два объяснения. В начале двадцатого века ходила легенда о крокодилах, якобы обитавших в городских речках Карлутке и Подборенке. Но это что-то вроде современной чупакабры. Куда более вероятно, что в чугуне отлито прозвище лучших заводских мастеровых. Официально их звали кафтанщиками, ибо они награждались за счёт казны зелёным долгополым кафтаном и высоким цилиндром. А в народе мужиков в таком наряде звали крокодилами. Вели "крокодилы" себя соответственно своему почетному званию: самодовольно, если не чванно. Это и отражено в фигуре задравшего нос крокодила. Кафтан "крокодила". Фото: Википедия / Вячеслав Бухаров. В Удмуртии я оказалась на пороге литературоведческого открытия. Предполагаю, что Корней Чуковский написал свою сказку "Крокодил", которая начинается так: "Жил да был крокодил, он по Невскому ходил, папиросы курил, по-турецки говорил", – побывав в Удмуртии. Или поговорив с кем-то из местных. Улица Советская в момент основания заводского поселка и много лет после называлась Александро-Невский проспект (от Александро-Невского храма), или просто Невский проспект. Вообще, многие топонимы Ижевска повторяют питерские: кроме Невского проспекта, есть Александро-Невский собор и площадь Александра Невского. Так и представляешь себе "крокодила" в зеленом узком кафтане, который в свой выходной день фланирует по главной улице города с папиросой в зубах и заигрывает с барышнями. А что он "по-турецки говорил" – так ведь не знающему удмуртский язык наблюдателю он вполне может показаться турецким!.. Я подала идею экскурсоводам изучить этот вопрос. Они задумались. Возможно, вскоре у города оружейников появится новое предание. Заслуживает внимания и "Денежный перекресток" в Ижевске, на котором установлена розетка финансовой зарядки в стене дома на ул. Пушкинской, 182. На пересечении улиц Пушкинская и Ленина собраны офисы почти десятка банков. Финансовые потоки здесь интенсивны. Хозяева дружелюбно предлагают туристам приложить сумки или кошельки к чугунной розетке с надписью: "Зарядись энергией денег". Я зарядилась, жду. Внешний вид Ижевска очень сильно зависит от его промышленной истории и функционала. Город во многих районах похож на промзону. Есть исторические свидетельства видных путешественников, оставшихся недовольными городом. Еще Антон Чехов, проехавший Удмуртию во время поездки на Сахалин в 1890 году, Ижевск описал так: "Стены серые, мужики помятые". Ему не понравился не только Ижевск, но и Сарапул, река Кама и тамошний народ и интеллигенция, что Антон Павлович не преминул отразить в литературе. Считается, что у рассказа "Попрыгунья" удмуртские корни (так как жена писателя Ольга Леонардовна Книппер была родом из Глазова на севере Удмуртии). А в советское время в Государственный русский драматический театр Удмуртии однажды пригласили с концертом Александра Вертинского. Но его голос и репертуар не понравились публике, певца приняли холодно. Александр Николаевич "отомстил" ижевчанам тем, что написал родным из офицерской гостиницы, куда его определили на ночлег, что тараканы по заведению ходят пешком. Панорама центра Ижевска. Сами ижевчане соглашаются: не архитектурными красотами берет их город. Но при всем этом Ижевск вполне благоустроенный: зеленый, просторный, чистый, украшенный забавными и познавательными уличными арт-объектами, вроде пельменя на вилке, и имеет собственный зоопарк, что служит негласным показателем благосостояния города. Иногда приходится выбирать между функциональностью, то есть полезностью, и внешней эффектностью. В пользе Ижевска для нашей родины нет никаких сомнений.