Купчино как ворота Петербурга: каким будет новый автовокзал Северной столицы и зачем он нужен
Каким будет новый автовокзал в Петербурге Новый автовокзал в Петербурге получит имя «Южный». Его построят на Витебском проспекте у станции метро «Купчино». Соглашение о его возведении было подписано городом еще на ПМЭФ-2018 с компанией «Вернисаж». Документ предполагал, что здание будет готово и введено в эксплуатацию к 2024 году, но сроки сдвинулись. Теперь Госстройнадзор выдал разрешение на первый этап строительства. Оно будет действовать до сентября 2026 года. Сроки окончания стройки пока не называются. Объем инвестиций оценивается в 4,1 млрд рублей. Инвестор должен был построить автовокзал исключительно на свои деньги. «Здание автовокзала будет оборудовано всем необходимым: пассажирский зал, кассовый зал, комната матери и ребенка, комната отдыха водителей, а также административно-технические помещения. А главное – потоки отправляющихся и прибывающих пассажиров будут разделены для максимального удобства», – сообщают в Госстройнадзоре. Новый автовокзал будет обслуживать следующие направления: новгородское; псковское; приволжское и южное. Также с него будут ходить регулярные рейсы в города Ленобласти, такие как Тосно, Гатчина, Лодейное Поле, Бокситогорск, Тихвин и другие. План по стройке автовокзала в этом месте был готов давно, отмечает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. «И то, что его стали наконец реализовывать, это хорошо», – подчеркивает Валдин. Южное направление с точки зрения автобусных перевозок в Петербурге всегда было загружено – на него приходилось больше половины направлений, отмечает транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. Сейчас, по его словам, нагрузка периодически достигает и 90 %. «Поэтому официальная точка, где могут обслуживаться автобусы, конечно, нужна», – заключает эксперт. Был еще вариант строительства автовокзала у метро Шушары, добавляет Вергазов. Но этот вариант уступает купчинскому с точки зрения доступа на кольцевую – ближайшие участки более загружены. «Все, что касается транспортных пересадочных узлов, в том числе автовокзалов – это для нашего города вопрос актуальный уже несколько лет. А Купчино – это серьезная локация, куда свозятся и межгород, и внутренние маршруты (на Ржевку, на Охту, на Ветеранов). Там рассматривается подвоз со стороны Шушар, Славянки, Колпино, Пушкина. Поэтому автовокзал так, естественно, нужен. Это удачное место для нового автовокзала», – отмечает независимый эксперт по транспорту Михаил Бурцев. Чем сейчас плохи автовокзалы Петербурга Бурцев замечает, что вокзалы в центре города уже неудобны. Например, по его словам, Балтийский вокзал исчерпал свой потенциал, потому что прибывающие на него автобусы собирали все пробки по городу. А местная станция метро перегружена. «Во многом похожа обстановка и на автовокзале на Обводном канале. Да, там не настолько критично, запас мощности определенный еще есть. Но то, что городу нужен новый автовокзал, – это сомнения не вызывает», – говорит транспортный эксперт. Нынешняя локация автовокзала на Обводном не слишком удобна, соглашается Владимир Валдин. Да, по его словам, с одной хорошо, что человек из другого города приезжает сразу в центр. «Но ведь междугородный автобус - не поезд, он также пробирается на вокзал через все пробки и теряет время, так как у нас так и не смогли организовать сети приоритетных полос для общественного транспорта, куда имел бы доступ и межгород», – говорит Валдин. Иван Вергазов отмечает, что сейчас недалеко от Купчино, у метро «Московская», есть популярная точка, с которой пассажиров в Великий Новгород, Псков и другие города возят неофициальные перевозчики. Эта локация востребована у неофициальных перевозчиков, так как от нее до выезда из Петребурга минимальный пробег по городу. Также до нее очень удобно добираться, добавляет Михаил Бурцев. Дополнительный фактор - экономическая сторона, замечает Валдин. «По закону 220-ФЗ междугородные перевозки в стране - это «чистый бизнес», без какой-либо компенсации расходов со стороны государства, и для любого перевозчика долго колесить по городу со средней скоростью не более 25-30 – это убыток», – говорит эксперт. Однако там нет полноценной развязки – и сделать ее уже невозможно. «Просто не хватит радиуса, чтобы машины могли поворачивать с моста направо», – говорит Валдин. Будут ли проблемы с развязками у нового автовокзала «Главное, на что нужно смотреть, – как будет организован въезд и выезд на новом автовокзале. Можно использовать для этого Витебский проспект или Московское шоссе с продлением перспективного участка на проспекте Космонавтов. Тут еще стоит вопрос о том, будет ли для этого готова инфраструктура вокруг купчинского вокзала», – подчеркивает Иван Вергазов. Он замечает, что для удобства пассажиров туннель из метро могут прорыть прямиком к автовокзалу. «Благодаря близости КАДа междугородние автобусы практически не будут заезжать на городскую дорожную сеть. Однако там нет полноценной развязки – и сделать ее уже невозможно. Просто не хватит радиуса, чтобы машины могли поворачивать с путепровода на Витебском проспекте направо и попадать сразу к платформам высадки», – отмечает Владимир Валдин. Эксперт считает, что дополнительным подводным камнем нового автовокзала может быть тот факт, что с его появлением станцию метро Купчино еще больше перегрузят. «Там и так уже очень нагруженный ТПУ, плюс скоро появится трамвай из Шушар и Славянки. Плюс, по соседству с будущим вокзалом настроили огромное количество многоэтажек – для этого даже меняли тип использования земли. Транспортный узел будет слишком нагружен, и перемещаться тут с чемоданом, особенно в часы пик, может быть достаточно некомфортно», – говорит Валдин. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин,