В гостях у муз: Чем запомнилась «Музейная ночь 2024» в Калининграде

Как ни парадоксально, «Музейная ночь 2024» началась вечером. Открытие состоялось в 19:00 в Музее янтаря. Министр культуры и туризма Андрей Ермак приветствует гостей и представляет проект.

В гостях у муз: Чем запомнилась «Музейная ночь 2024» в Калининграде
© Tvoybro.com

— Провести вечер в музеях вместе с родными, близкими и друзьями — это прекрасный вариант досуга для людей любого возраста, — отметил министр. — Наши учреждения культуры в очередной раз подготовили насыщенные и интересные программы на любой вкус… Желаю всем интересных впечатлений и новых открытий!

,

Кто-то из посетителей спешит занимать очереди в разные части музея, остальные отправляются на другие локации. Некоторые на ходу составляют программу, чтобы успеть посетить большее количество мест. Мы же, наученные опытом, заранее спланировали маршрут и постараемся ему следовать. Наша первая цель — Бастион Грольман на Литовском Валу. Несмотря на наличие бесплатного трансфера принимаем решение добраться до Бастиона пешком.

На выходе из Музея янтаря собралась группа велосипедистов, готовящихся к заезду. Это участники Межмузейной гонки, которая проводится уже в седьмой раз. Один из энтузиастов — Алексей — присоединился к ночному велоквесту уже в третий раз.

— Я люблю кататься на велосипеде, поэтому часто принимаю участие в подобных авантюрах, — с улыбкой произносит мужчина. — Стараюсь быть ближе к спорту. Сегодня в обмундировании, как полагается. Даже шлем обновил. А вот велосипед служит мне верой и правдой уже лет десять. Сегодняшний заезд — скорее велопрогулка, хочется просто получить удовольствие от процесса.

, Обменявшись любезностями с Алексеем, мы отправляемся в Бастион Грольман. Там уже понемногу собирается экскурсионная группа, состоящая из внимательных гостей и журналистов. Фортификационное сооружение на данный момент находится в процессе ревитализации, но в рамках «Музейной ночи» на объекте эксклюзивно проводят три экскурсии.

Из-за стройки на территории Бастиона достаточно пыльно, поэтому нам гостеприимно предложили бахилы или резиновые сапоги, чтобы защитить свою обувь. Отказаться мы не можем, так как наша дальнейшая программа предполагает наличие опрятного вида. Также посетителям выдают строительные каски для защиты головы и фонарики для освещения темных участков крепости. Осталось расписаться в документе о технике безопасности и можно приступать к экскурсии., После рассказа об оборонительной структуре Кёнигсберга и истории Бастиона Грольман экскурсовод Ксения Гончарова ведёт экскурсионную группу по его территории. Мы поднялись на эскарповую стену с полигональной кладкой, спустились в капонир и направились в сам редюит. Во дворе Бастиона расположен колодец, глубина которого пока не исследована. Внутри сооружения — дубовые двери девятнадцатого века, лифт для боеприпасов, печи для обогрева личного состава и вытяжку. Всё из знаменитого красного кирпича, который мы смогли разглядеть благодаря фонарикам. Некоторые кирпичи помечены особым клеймом — как правило, это сокращение инициалов хозяина завода. В одной из «комнат» находится небольшая инсталляция с артефактами времён Второй мировой. Каждое помещение, каждая деталь погружают в прошлое. Кто-то из группы даже пошутил:

«Сейчас выйдем наружу и, как в фильме “Туман”, в 41-году окажемся».

Помимо рассказов о прошлом, мы узнали и о том, что ожидает объект в будущем.

«Бастион Грольман много лет был закрытой военной структурой, но его планируют открыть для горожан и гостей города и сделать здесь многофункциональное пространство для прогулок, отдыха, точек общественного питания».

Сдать проект планируют в течение двух-трёх лет.

По окончании посетивших экскурсию благодарят за уделенное время и угощают сладостями. А нам стоит поспешить к другим музеям, ведь время очень ограничено. Направляемся в сердце Калининграда — на остров Канта. Помимо выступлений уличных музыкантов и ярмарки, в Кафедральном соборе подготовили обновленную экспозицию в честь 300-летия Иммануила Канта, а в концертном зале проводят открытую органную репетицию, где выступают титулярные органисты Кафедрального собора Евгений Авраменко и Мансур Юсупов., В музее действительно много нового. Для того, чтобы подробнее узнать обо всём, что могут увидеть гости, мы подошли к Стелле Бихерт, сотруднице музея. Фраза «я искал медь, а нашёл золото» здесь крайне уместна, так как вместо небольшого диалога мы получаем подробный рассказ, который плавно перетекает сначала в индивидуальную, а затем в групповую экскурсию по залам.

— Обновили экспозицию, прежде всего, два последних зала, — отвечает женщина. — Зал «Гений места, гений мира» завершает экспозицию, там много интерактива. Можно увидеть посмертную маску; мононаушник с музыкой, которая звучала во время прощания с Кантом. Кроме того, в этом зале можно прослушать лекцию Вадима Александровича Чалого, известного философа.

Сразу рядом — экран, на котором жители и гости Калининграда отвечают на вопросы об Иммануиле Канте. Изюминка помещения — проекция звёздного неба на потолке, сопровождаемая знаменитой цитатой: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Из-за большого количества посетителей нам не удаётся полностью насладиться моментом, но в другие дни вы можете полюбоваться видом, расположившись в креслах-мешках.

Во главе предпоследнего зала — проект «Обед у Канта». На белом столе изображена проекция приема пищи с угощениями для гостей. Остановившись у стола, можно послушать возможные беседы, запись которых производилась при помощи профессиональных артистов., Далее направляемся в зал, посвященный истории Кафедрального собора. Здесь мы видим декор здания, фрагменты старинных часов и витрину, посвященную Фридриху Ларсу, автору усыпальницы Иммануила Канта.

«В 2016 в Калининград приезжали родственники Ларса, и его внучка передала в дар музею шляпу архитектора, ключи от его Кёнигсбергской квартиры и рисунки»,

— рассказывает Стелла Бихерт. Соседние витрины содержат серию рисунков разрушенного Кёнигсберга и элементы Кафедрального собора: труба органа, фрагменты подсвечников и капсула времени. С последней связана необычная история. Капсула была спрятана в крыше собора в 1994-м. Спустя 24 года «послание из прошлого» упало под ноги туристам, гулявшим по острову. В капсуле содержались фрагменты газет, советские банкноты, монеты начала 90-х и заламинированное письмо: «Монтажные работы по установке шпиля главной башни Кафедрального собора выполнили альпинисты Калининграда: Костромин Валерий, Чернов Сергей, Серенков Дмитрий, Алексеев Игорь. Июль 1994».

На вопрос об успешности «Музейной ночи» Стелла Бихерт отвечает:

«Я думаю, что проект можно назвать удачным. Благодаря небольшому социальному опросу я выяснила, что большинство гостей — калининградцы. Кто-то говорит, что приходит на каждую музейную ночь. Люди сравнивают экспозицию с прошлогодними».

Напоследок заглянем в книгу отзывов музея, чтобы выяснить мнение гостей.

— Замечательная экспозиция! Спасибо неравнодушным людям за то, что сохраняют историю!

— Очень понравилась новая экспозиция, посвященная И. Канту! Очень внимательные, отзывчивые сотрудники, с удовольствием рассказывают и показывают. Каждый визит открывает Канта с новых сторон!

Музей Кафедрального собора достаточно масштабный, и при желании по его залам можно бродить весь вечер, но пора двигаться дальше. Нашим следующим пунктом был Музей изобразительных искусств. Какое же удовольствие идти по вечернему Калининграду! Остров Канта наполнился атмосферой ещё не наступившего лета, но не только из-за тёплой погоды. Повсюду — фонари и флажные гирлянды, аромат еды на местной ярмарке окутал пространство и привлекает гостей к точкам стритфуда. Вокруг царит беззаботность и веселье, свойственные пятничному вечеру. Эстакадный мост хотя и притупляет антураж, но нивелирует это видами на остров, реку Преголя и здание кёнигсбергской биржи, к которому мы направляемся., Музей изобразительных искусств встречает нас с не менее насыщенной программой. Посетителей ожидали музыкальный марафон, экскурсия-детектив, квест-игры, кинопоказ, арт-мастерские и большое количество выставок. Ещё одно место, где можно провести всю «Музейную ночь». Некоторые именно так и поступили.

— Мы пришли сюда всей семьёй, — говорит Елена. — Почитали программы всех мест и отдали предпочтение Музею изобразительных искусств.

— Не разочаровались?

— Точно нет! Мы и концерт послушали, и в детективе участвовали, муж со старшим сыном были на мастер-классе. Посмотрели выставки, которые представлены в музее.

— Музейная ночь проводится раз в год. Стоит ли делать её чаще?

— С одной стороны — да. Это хороший способ привлекать людей. С другой — в этом есть что-то особенное. Раз в год. Но мы стараемся окультуриваться чаще, особенно хочется поддерживать интерес у детей к такому досугу.

, Мы пришли достаточно поздно, поэтому упустили большую часть программы, но решаем погулять по залам и насладиться мастерством художников. В залах — постоянные экспозиции «Элий Белютин. Формула времени», «Калининград-Кёнигсберг. Мост над временем», «Город Гофмана. Тайны двух миров». Отдельное внимание стоило уделить прижизненному портрету Иммануила Канта из Пермской художественной галереи.

Экскурсии шли вплоть до полуночи, сменяя друг друга. Так мы удачно наткнулись на группу людей, во главе которой Татьяна Викторовна Снеговская. Главный хранитель фондов рассказывает о выставке произведений Тропинина.

— …Здесь нужно обратить внимание на портрет Екатерины Карзинкиной. Мы видим девушку в русском сарафане, но это не простой сарафан, а бальное платье. При императорском дворе в 19 веке была мода устраивать тематические балы, и на некоторые праздники нужно было приходить в русском национальном костюме. Вот тут сарафан с золотым шитьем и бархатный кокошник тоже с золотым шитьем, драгоценные камни в ушах,

— рассказывает Татьяна Викторовна о портрете Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде.

Когда мы вышли из здания кёнигсбергской биржи, часы пробили полночь. Карета не превратилась в тыкву, а лошади не стали мышами. Но ощущение резкой смены обстановки после подобных мероприятий присутствовало. Мы снова вспомнили о людях, которые выбирали музеи для посещения в начале вечера. Увидеть всё — невозможно! Поэтому крайне важно принять правильное решение. О своём мы не жалеем, но немного досадно, что вечер пролетел быстрее, чем хотелось.

Текст: Леонид Пиотух

Фото: Александр Матвеев (предоставлены организаторами), Леонид Пиотух