Войти в почту

Волго-Балтийскому водному пути – 60 лет. Как мечта Петра I сбылась век спустя?

60 лет назад открыли сквозное судоходство по Волго-Балтийскому водному пути – 1100 километров по каналам, рекам и озерам с гидротехническими сооружениями. Это звено единой глубоководной системы, которая соединяет бассейны Каспийского и Балтийского морей. Прошлое и настоящее некогда грандиозного проекта – в материале корреспондента «МИР 24» Эльмиры Низамовой.

Волго-Балтийскому водному пути – 60 лет. Как мечта Петра I сбылась век спустя?
© Мир24

Породнить невские и волжские воды пожелал еще Петр I. При нем начались инженерные изыскания, но сбылась мечта царя лишь спустя век, когда первое судно прошло по Мариинской системе.

Она объединила реки, озера и каналы от Санкт-Петербурга до Рыбинска. Включала в себя уникальный комплекс гидротехнических сооружений. Но к середине XX века чудо инженерной мысли окончательно устарело. Тогда и решили построить Волго-Балтийский водный путь.

«Проектом программы партии предусмотрено создать единую глубоководную систему, которая соединит основные водные пути европейской части страны», – зачитал диктор советского телевидения.

От старой магистрали оставили лишь участки. Новый путь возводили всей страной. Русла рек спрямляли, территории затапливали под водохранилища. На строительстве гидроузлов, шлюзов и других сооружений работали тысячи молодых людей.

«Более 300 предприятий изготавливали и поставляли самое разнообразное оборудование, приборы, автоматику, строительные механизмы, металлоконструкции. Был разработан новый тип крепления откосов, получивший название Волго-Балт. Железобетонные ячейки, заполняемые камнем», – рассказал заместитель начальника Вытегорского района гидросооружений и судоходства по судоходным гидротехническим сооружениям Дмитрий Антонов.

Исторически Волго-Балтийский водный путь – это 1100 километров: от Рыбинского водохранилища, через каналы, реки и озера, среди которых Онежское и Ладожское, к месту слияния Невы и Финского залива. Однако сейчас карта глубоководной системы намного обширнее. Учитывают протяженность всех входящих судоходных трасс, а это уже около 4900 километров. Расположены они в семи субъектах России.

Минимальная ширина пути – 50 метров, глубина фарватера не менее 4. Это позволяет ходить судам смешанного типа «река-море» – грузоподъемностью до 5000 тонн.

«В навигацию 2023 года было перевезено более 13,5 миллионов тонн грузов, которые включают в себя строительные материалы, металл, лес, нефтепродукты, и более 350 тысяч пассажиров», – привел данные начальник отдела пути Администрации «Волго-Балт» Александр Столыпин.

Самые популярные направления для круизных судов: из Санкт-Петербурга в Москву, на Валаам с заходом на остров Каневец и в Великий Новгород. Чтобы радовать туристов и дальше, воднотранспортную систему регулярно «омолаживают».

«Имеется ряд участков с односторонним движением. Работники Волго-Балта настроены на то, чтобы сделать их двусторонними. Для чего необходимо проводить дноуглубительные работы по расширению данных участков», – отметил заместитель руководителя Администрации «Волго-Балт» Михаил Кирпичев.

Сегодня Волго-Балт – ключевое звено, которое соединяет другие водные пути к бассейнам Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского и Белого морей.

С 1964 года по 1992-й Волго-Балтийский водный путь носил имя Владимира Ильича Ленина.