Региональные власти введут новые меры против нелегального турбизнеса
Сотрудники комитета по туризму Мурманской области получат дополнительные контрольные функции, которые позволят им эффективнее бороться с нелегальным туризмом. Об этом рассказал председатель комитета Александр Елисеев на круглом столе, посвященном развитию этой отрасли в Заполярье, который был организован в Мурманске "Российской газетой". В региональное законодательство будут внесены поправки, которые позволят сотрудникам комитета делать "контрольные закупки" - в частности, заказывать экскурсии и проверять, имеют ли проводящие их гиды аттестацию в регионе.
В последние годы турпоток в регионе растет огромными темпами. По данным областной администрации, за 2023 год регион посетили около 670 тысяч туристов - на 20 процентов больше, чем в 2022 году. Но вместе с этим также обостряется проблема "серых" туроператоров, которые не платят налоги, не отвечают за безопасность своих клиентов, не обладают необходимыми знаниями о местах, по которым проводят экскурсии.
Наиболее яркий пример этому - поморское село Териберка, которое в год посещают не менее 50 тысяч туристов. Как ранее сообщил "Российской газете" Александр Лихолат, глава администрации Кольского района, в состав которого входит это село, доход местного бюджета Териберки в год составляет лишь несколько миллионов рублей.
Еще одна проблема - нелегальные гиды-иностранцы, которые привозят в Мурманскую область туристов из Китая и стран Юго-Восточной Азии и также проходят мимо бюджета региона. Как правило, эти туристические группы прибывают в Заполярье автобусами из Санкт-Петербурга, и далеко не у всех, кто их возит, есть лицензия на пассажироперевозки. Не менее 90 процентов групп, которые приезжают сюда на своих автобусах, не пользуются услугами региональных туроператоров, а привлекают гида, например, с сайтов частных объявлений. О том, насколько хорошо они знают регион, можно только догадываться.
Бывает, что гости из КНР едут полюбоваться арктическими пейзажами на арендованном транспорте, не имея ни малейшего представления, какие опасности могут подстерегать их в пути. Был случай, когда китайский турист с друзьями отправился зимой в Териберку, арендовав Land Cruiser на летней резине, и застрял на дороге в снежных заносах. Движение по дороге оказалось заблокированным. Образовалась пробка из более чем 30 автомобилей. Путем огромных усилий несколько водителей сумели сдвинуть Land Cruiser в сторону, освободить дорогу и выручить незадачливых путешественников.
- С 1 июня у комитета появились полномочия по контролю экскурсионного обслуживания гидов. Это первый шаг к тому, чтобы мы имели возможность проверять, легально или нелегально работает тот или иной представитель этого бизнеса, - подчеркнул Александр Елисеев. - Напомню: гиды, проводящие экскурсии по региону, должны быть аттестованы именно на территории Мурманской области.
Помимо этого, многие туроператоры региона заключили соглашение об электронной визе с Китаем и Ираном. Благодаря соглашению они являются первой стороной, которая встречает иностранных туристов, прилетающих в Москву или Санкт-Петербург, чтобы затем отправиться в Мурманскую область. Но, как показала практика, многие гости из Поднебесной добираются в регион не в составе организованных групп, а самостоятельно, пользуясь услугами сайтов-агрегаторов и "живущих" на них гидов-нелегалов. По мнению Александра Елисеева, региональные туроператоры не должны связываться с туристами, приезжающими вне соглашения. С этим согласны и сами представители отрасли. Как осуществить это технически - пока вопрос открытый.
За 2023 год Мурманскую область посетили около 670 тысяч туристов - на 20 процентов больше, чем в 2022-м
Еще одна мера против нелегалов - рейды ГАИ с участием сотрудников регионального комитета по туризму, в ходе которых проверяются туристические автобусы. Проводятся такие рейды, по словам главы комитета, не реже двух раз в год. Как правило, во время каждой подобной проверки выявляются нарушения и назначаются штрафы.
Однако над эффективным механизмом контроля еще предстоит немало поработать. По словам генерального директора компании "Радуга Севера" Елены Медведевой, бывают случаи, когда перевозчик-нелегал, пойманный во время рейда, спокойно платит штраф и едет дальше вместе с пассажирами. Какой же тогда смысл в наказании? Вызывает вопросы и частота рейдов - при нынешнем количестве туристов, едущих на Кольский полуостров, двух раз в год явно недостаточно.
- Если речь идет о безопасности людей, то это, скорее, компетенция ГАИ, - прокомментировал Александр Елисеев. - Если существует угроза их жизни и здоровью, то я уверен, что такое транспортное средство будет остановлено, эвакуировано, а люди будут пересажены на другой транспорт. Каждый должен заниматься своим делом. Мы участвуем в качестве инициирующей стороны, но не проверяем документы и не выписываем штрафы.
Необходимо что-то делать и с самими агрегаторами, где нелегалы чувствуют себя вполне вольготно. Представления, как прикрыть подобные площадки, сегодня нет, да и вряд ли это возможно, поскольку они существуют не только в России, но и за рубежом. Комитет по туризму Мурманской области намерен отстаивать вариант интернет-ресурсов, где будет присутствовать только легальный бизнес, и широко их рекламировать их как площадки, где можно получить по-настоящему качественные услуги. В Мурманской области такая площадка уже есть - это региональный туристический портал.
Турбизнес рассчитывает на федеральный закон об электронных путевках, который вступает в силу 1 сентября, после которого часть нелегального туризма с большой вероятностью легализуется, подчеркнула Елена Медведева. Крупный бизнес выступает целиком и полностью за это нововведение. Однако и здесь есть вероятный подводный камень. Платформа для работы с электронными путевками, которую должен иметь каждый туроператор, стоит около 100 тысяч рублей. Понадобится набрать и дополнительных работников, которые будут работать с электронными путевками. Для мелкого бизнеса эти расходы могут оказаться не под силу. Однако, судя по всему, иного варианта не остается. Этот механизм позволит полностью отследить всю историю путевки - а значит, в конечном счете легализовать значительную долю турпотока, которая принесет легальным компаниям и предпринимателям дополнительный доход.