Ах, белый теплоход, бегущая вода…

<p><b>Развитие водного транспорта в России в 2024 году⁠⁠</b></p><p>В Саратовской области в этом году покупают два теплохода «Валдай» для обслуживания маршрутов «Саратов - Вольск» и «Саратов - Балаково». Сейчас в Саратове действует только три маршрута: Саратов - Сосновка, Саратов - Шумейка и Хвалынск ― Духовницкое. На линии работают старые двухпалубные пассажирские речные теплоходы «ОМ» и судно типа «Москва». </p><p>Пермь будет первым городом, который обновит свой флот. Электрокатамаран «ЭкоходЪ», рассчитанный на 130 пассажиров, уже спущен на воду. С 1 июня запущены ежедневные экскурсионные прогулки по реке Каме, а также запускается пассажирский рейс по маршруту Пермь — Закамск — Краснокамск. </p><p>В Санкт-Петербурге на реках и каналах начнут работу два новых теплохода серии «Сити Круиз», рассчитанные на 90 пассажиров, а также небольшой катамаран «Тюторс» на 30 человек. Компании «Нева-Тревел» и «ВодоходЪ. Пассажирский порт» получат несколько новых скоростных катамаранов вместимостью от 130 до 150 пассажиров. </p><p>В Ярославле также появился новый речной электротранспорт. С 1 мая 2024 года ежедневные рейсы по Волге осуществляет катамаран-электроход «Белояр». </p><p>В Пскове заработает новый речной трамвай «Иния», который будет предлагать прогулки по Псковскому озеру. Судно «Иния» похоже на космический шаттл. </p><p>В Казани в этом году добавлено два новых судна на подводных крыльях «Метеор 2020» для регулярных рейсов по маршрутам Казань — Ульяновск и Казань — Чебоксары. </p><p>В Нижнем Новгороде начались прогулочные рейсы электрокатамарана «ЭкоходЪ 3». Также запущены пассажирские рейсы по маршруту Нижний Новгород — Козьмодемьянск — Чебоксары — Казань — Ульяновск на судне «Метеор 120Р». </p><p>В Ростове-на-Дону стартовали рейсы до Азова на судне «Валдай 45Р», рассчитанном на 45 человек. </p><p>Развивается и экспедиционное направление — это круизы по сибирским рекам Обь и Иртыш на «Северной сказке», по Лене — на «Демьяне Бедном» и «Михаиле Светлове», по Енисею — на теплоходе «Максим Горький», по Дальнему Востоку — на научно-исследовательском судне «Профессор Хромов». </p><p>Одним из самых современных и комфортабельных российских теплоходов считается четырехпалубный лайнер «Мустай Карим», построенный в 2019 году в Нижнем Новгороде. Билеты на круизы по Волге и другим рекам европейской части России в этот речной «пятизвездочный отель» раскупают очень быстро. Теплоход вмещает 329 пассажиров. </p><p>А для желающих отправиться в круиз в Арктику есть ледокол «50 лет Победы». Правда, стоимость круиза начинается от 2 375 640 рублей. Зато там появится возможность познакомиться с самим Федором Конюховым, который будет специальным гостем в одном из путешествий. </p><p>Сейчас россияне вообще активно покупают речные круизы на лето-2024. По сообщениям Российского союза туриндустрии, по сравнению с 2023 годом число бронирований выросло на 50–60%.</p><p><b>Столичный рекорд</b></p><p>За прошлый сезон московский речной транспорт поставил рекорд по числу пассажиров. На прогулочных судах и круизных теплоходах москвичи и гости столицы осуществили 2,2 млн. поездок. И это на 20% больше, чем в 2022 году. </p><p>С Северного речного вокзала на круизных теплоходах можно отправиться в 38 городов России: Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич и другие. Или прокатиться с экскурсией по Химкинскому водохранилищу и Москве-реке. </p><p>У столичного Южного речного вокзала 5 причалов, которые могут принимать как прогулочные трамвайчики, так и круизные теплоходы. Отсюда можно попасть в 30 российских городов: Рязань, Муром, Касимов, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Уфу и другие. </p><p>В настоящее время по Москве-реке курсируют 12 современных речных трамвайчиков на электрическом ходу, которые останавливаются на 12 причалах. Ожидается, что к 2030 году количество электросудов в Москве возрастет до 60.</p><p><b>Каким был речной транспорт раньше</b></p><p>Пика популярности речные суда достигли в Москве в предвоенные 1937–1941 годы, когда за сезон перевозилось до 5 млн. человек. Столичный речной транспорт соединял, в частности, Дорогомиловский мост с Заводом имени Лихачева (тогда — завод АМО). Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, но в 2018 году к этому вопросу вернулись. </p><p>В Советском Союзе по крупным рекам между городами курсировали суда на подводных крыльях «Ракета», потом — «Метеоры». Эти речные теплоходы работали на Неве, Волге, Днепре, на реках в Сибири. Скорость до 66 км/ч позволяла довольно быстро перевозить пассажиров. В 1990-е многие суда были проданы за рубеж, остальные были списаны в утиль. </p><p>В настоящее время в общем объеме национального транспортного баланса речные пассажирские перевозки занимают менее 0,1%. За последние 20 лет количество перевезенных пассажиров сократилось на 20 млн. человек, или более чем в два раза.</p><p><b>Возрождение судоходства в России</b></p><p>По программе гражданского судостроения за четыре года, с 2023-го по 2027-й, на обновление речного пассажирского флота будет потрачен 231 млрд. рублей. Российские верфи планируют построить 260 гражданских судов различного назначения. </p><p>Свой вклад в развитие пассажирского речного транспорта вносит Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая только с начала года передала в лизинг два пассажирских судна «Экобас» для работы на Москва-реке. </p><p>Компания разрабатывает еще один ФНБ-проект – по строительству и поставке не менее 320 пассажирских судов до 2035 года. Ожидается, что российские верфи в 2024 году выпустят 74 гражданских судна, большая часть из которых будет построена по заказам ГТЛК. </p>