Как развивается туризм в Волго-Вятском экономическом районе. Проверено на себе
"Самый длинный день", подумали мы с друзьями и отправились смотреть, как это событие отмечают в Вятке. Собственно, праздник летнего солнцестояния празднуется многими народами. У славян он известен как Иван Купала, у финнов - Юханнус, у якутов - Ысыа́х. Но везде это летний праздник в честь природы, сопровождаемый угощениями, танцами, народными играми, соревнованиями сильных и ловких. А на обратной дороге мы запланировали посетить Мокри́нский железнодорожный мост, объект культурного наследия России федерального значения - арочный виадук в Чувашской Республике.
Но обо всем по порядку.
Дорога из Москвы в Советский район Кировской области неблизкая - 900 км и 12 часов по бесплатной дороге, либо 1000 км и 11 часов, используя платный участок до реки Сура. Выбираю платный. М-12 мы знаем еще с момента строительства - довелось проехать по ней, еще когда она была лишь просеками в лесу и насыпями в поле с понтонными переправами вместо мостов. Так что увидеть этот масштабный объект уже в действующем режиме было интересно.
Еду, очень комфортно. Такая дорога, конечно, экономит силы водителя - первый знак "населенный пункт, ограничение 60 км/час" я встречаю только через 300 км движения. Сотовая связь непрерывна, информация о заправках на удобных табло - где съезд к ближайшей и когда ждать следующую. Заправки не все еще готовы, вместо привычных АЗС тут строят сеть МФЗ (мультифункциональных зон), где и заправиться можно будет, и отдохнуть.
Ограничение скорости 110 км/ч, и в основном этот скоростной режим соблюдается - на более высоких скоростях и утомляемость выше, и расход топлива увеличивается.
Но трасса идет на восток и Казань, а нам надо севернее - к Советску, так что съезжаем на обычную, не скоростную дорогу.
В поселке Пижанка оригинально привлекли внимание водителей к пешеходным переходам - поставили изображения школьников в натуральную величину с ранцем и букетом. В сумерках выглядит эффектно.
Несмотря на то, что макеты выполнены из пластика, издалека их легко можно спутать с детьми. Фигуры должны дисциплинировать водителей и заставить при виде объектов снизить скорость. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Жуковлянские валуны
Едем к Жуковлянским валунам. Каменные конкреции, похожие на долину шаров Торыш, о которой я рассказывал в одном из предыдущих материалов здесь не "вырастают из земли". Вероятно, это либо валуны ледникового периода, принесенные с Уральских гор, либо это образования местного происхождения, сформированные в течение Пермского периода Палеозойской эры, а форму им придало наступившее мелководное Казанское море, обкатав некоторые до почти идеальных шаров. Потом здесь добывали песок для строительства железной дороги, а каменные шары оставили. Теперь среди соснового леса лежат эти величественные гости из прошлого - очень красиво!
По наблюдениям местных, в теплые выходные тут бывает многолюдно: семьи с детьми, пикники, фотосессии. Валуны легко ищутся "Яндекс. Навигатором", дорога проезжая до границы заповедника, а дальше - приятная пешая прогулка по лесу (но стоит поберечься комаров и клещей).
Всего валунов более тысячи, и все они расположены на относительно небольшом участке в лесу. Фото: Сергей Михеев/ РГ
"Вятская Швейцария", (Пижемский заказник)
Заказник очень большой, на пять районов области. Так что мы смотрим лишь центральную его часть: обзорную площадку, скальный массив Камень, скалу Часовой, Буржатский утес, Береснятский водопад. Водопад невелик, но для этого равнинного региона единственный. Падающая с 7 метров вода холодная, около 4 градусов Цельсия, умыться тут в жару летнего солнцестояния очень приятно.
Навстречу постоянно идут туристические автобусы, по экологической тропе к утесу и водопаду шагают группы в сопровождении гида, по реке Немда - водные туры на надувных весельных катамаранах. На Часовой и верхнюю смотровую площадку автомобильная дорога ведет по полю и изобилует коварными ямами - на счету местных тут бессчетное количество засаженных на ночь как "девяточек", так и машин посерьезнее. Мы едем на "Буханке", хотя в сухую погоду ее проходимость избыточна.
По берегам нижнего течения Немды сформировался уникальный для Кировской области ландшафт, в котором представлены пещеры, скалы, обнажения ископаемых морских рифов. Именно благодаря обилию и разнообразию интереснейших природных объектов эти места называют "Вятской Швейцарией". Фото: Сергей Михеев/ РГ
Фестиваль "Купало на Немде"
"Купало на Немде" - фестиваль славянской культуры, проводится уже в четвертый раз, в этом году собрал, по словам организатора Марины Докиной, 2000 человек. Добрый и светлый праздник с элементами русских народных традиций, проходящий в природных условиях на берегу реки Немды.
Все очень просто, по-семейному, стоянка автомобилей на лесных дорожках, палаточный лагерь на поляне. Мастер-классы, музыкальные и другие номера, соревнования (силушку богатырскую надо показать!), ну и традиционное для Ивана Купалы - запуск венков по воде, хороводы вокруг гигантского костра-купальца, а когда огонь поутихнет - прыжки через костер и даже хождение по углям.
Гости фестиваля с радостью одеваются в историческую русскую одежду, используют традиционный бытовой инструмент, здесь ощущается единение народа не только "вширь" (между односельчанами, горожанами, россиянами), но и "вглубь" - как будто предки-русичи незримо рядом.
"Купало на Немде" - семейный праздник с элементами русской народной традиции, проходящий в природных условиях на берегу реки Немда. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Мокринский акведук
"В червленом поле - золотой акведук на двух опорах и трех между ними арках..." - описание герба близлежащего Чагасьского сельского поселения. Действительно, акведук впечатляет и достоин не только геральдики.
- "Вот это да! Практически как в Гарри Поттере!" - реагируют люди на его вид. И правда, мост очень схож с тем самым виадуком Гленфиннаном, по которому на всех парах несся "Хогвартс Экспресс".
Три десятка метров высоты, на шестнадцати бетонных столбах, образующих пятнадцать арочных пролетов. Был построен в 1913-1917 годах по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия и к моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением. В годы войны по этому мосту, соединяющему Казань с Москвой, шли эшелоны и мост был объектом стратегического назначения, целью для немецкой авиации, но устоял и в 1969 году был даже отремонтирован.
С 1986 года движение по нему закрыто, а рельсовый путь разобран. В километре севернее - новый железнодорожный мост, с целью спрямления действующего железнодорожного пути.
А здесь, в поле, осталось красивое сооружение, очень удачно расположенное - одной частью в деревне (с магазинами и небольшой, но инфраструктурой), другой частью - на природе, прекрасном месте для проведения мероприятий, концертов и фестивалей, в стиле, например, Средневековья, ведь именно в те времена были популярными такие виадуки. Ближайший крупный город - Чебоксары, до него около 100 километров, совсем рядом небольшой Канаш с железнодорожной станцией (до него чуть больше 10 километров, там мы останавливались в гостинице, а в кафе ели очень неплохой "борщец").
Подъезд к мосту доступен на автомобиле, поэтому, несмотря на удаленность от столицы, по выходным тут много туристов.
К моменту завершения строительства в 1918 году Мокринский мост считался вторым по величине в Европе железобетонным сооружением. В настоящее время мост используется любителями роуп-джампинга. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Обратный путь
Домой. Трасса М-12 здесь уже рядом и это прямая дорога до Москвы, осложненная, пожалуй, только еще недостроенной на этом удаленном от столицы участке инфраструктурой - если не считать заправки контейнерного типа, до следующего хорошо обустроенного АЗС полдня езды - соответственно, именно там все хотят и заправиться, и отдохнуть, создавая существенную очередь. Также мало просто площадок для отдыха: многие, видим, сворачивают, чтобы передохнуть, в технические съезды. Мобильная связь вместе с интернетом на первой половине пути есть, но прерывистая.
2500 километров, 4 дня, 3 ночи. Путешествия - это прекрасно!