Войти в почту

Предлагается исключение перевозки из понятия турпродукта

Сейчас в законе «Об основах туристской деятельности» закреплена формулировка, по которой турпродукт – это «комплекс услуг по перевозке и размещению», оказываемых за общую цену. В письме дается посыл, что такая трактовка не в полной мере обеспечивает безопасность туристов, так как перевозка обязательна, но в реалиях рынка это не так.

Департамент налоговой политики Минфина ранее разъяснил, что «перевозка» в составе турпродукта – это доставка туристов от места постоянного проживания к месту отдыха. Однако в России многие путешествуют самостоятельно или же пользуются туруслугами, не покидая границ региона проживания. Многие виды отдыха не подпадают под определение турпродукта. «Сплав по реке, восхождение в горы, палаточный отдых, оказание услуг по охоте и рыбалке, дайвинг, яхтинг, а также целый пласт других туристических услуг, в рамках оказания которых происходит размещение туриста, выведены из под определения туристского продукта, поскольку нет одного из элементов – перевозки», – отмечается в письме главы РСТ.

В связи с этим Илья Уманский предлагает иначе расставить акценты в ключевом для туризма определении: «Туристский продукт – комплекс услуг, в обязательном порядке включающий услугу по размещению, а также одну или более иных услуг, относящихся к туристской деятельности». Глава общественной организации ссылается на позицию отрасли, которая на этапе подготовки проекта нового отраслевого закона «согласовала определение аналогичного содержания». Однако в 2022 году, когда Ростуризм действительно вынес на обсуждение законопроект с похожей формулировкой, по этому поводу вспыхнули бурные дебаты и профильный Комитет Госдумы ее вычеркнул.

Причина в том, что если «турпродуктом» назовут размещение туристов в сочетании с любой другой туруслугой, то все, кто их оказывает, автоматически должны будут стать туроператорами. Это коснется гостиниц и санаториев, которые предлагают трансферы гостям вместе с проживанием, гидов, организующих многодневные выезды на экскурсии, а также турагентов – их такая формулировка поставит в один ряд с крупными туроператорами, выкупающими блоки мест в гостиницах и на авиарейсах.

Многочисленным «ипэшникам» придется страховать ответственность перед клиентами, оплачивать сертификацию рабочих мест и подключаться к «Электронной путевке», а также регистрировать юрлица, так как индивидуальные предприниматели по закону не могут иметь туроператорский статус. В случае если речь идет о выездном туризме, добавятся еще и расходы на вступление в «Турпомощь» и формирование фонда персональной ответственности.

В результате увеличится нагрузка на малый бизнес, на котором, по сути, держится весь внутренний туризм в регионах, а значит, увеличится стоимость услуг для граждан.