Войти в почту

«От южных морей до полярного края»: Сангаджи Тарбаев рассказал, почему Калмыкия это не только степи

Калмыкия, с ее экзотическим колоритом, манит всех любителей необычного. Здесь наслаждаются соленым чаем, готовят мясо в земляной яме, играют в шахматы на улицах, а в храмах звучат молитвенные барабаны. Древняя и прекрасная религия, уникальные флора и фауна, а также традиции кочевников создают удивительную атмосферу для путешествия в этот регион. Калмыкия - это Непал без вершин, Тибет в самом сердце России, экзотика без необходимости виз и паспортов для заезда.

О крае степей и тюльпанов до горизонта, буддизма и лотосов, ярких мандал и розовых озер в спецпроекте «Дума ТВ» «От южных морей до полярного края» рассказал глава Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, депутат фракции «Новые люди» Сангаджи Тарбаев.

Калмыкия, это такой край, который на первый взгляд кажется, что все одинаково. Потому что степь, степь, степь, степь. Но если начинаешь погружаться, узнаешь, что эта степь, она гораздо, может быть, даже более разнообразна, чем изначально разнообразные природные ландшафты. Потому что там и родники подземные, там и разнотравие, только полыни одной сорок разных видов. Запах и воздух степи, это то, о чем я иногда мечтаю, находясь в кабинете,

сказал парламентарий.

Более четырех веков назад калмыки основали свои поселения в прикаспийских степях, и в 1609 году вступили в состав Русского царства. С собой они привезли уникальные традиции и древнюю религию — буддизм. Таким образом, на Южном направлении России зародилась единственная в Европе буддийская республика.

5 июля Калмыкия празднует День Республики. Более 100 лет назад была подписана «Декларация прав трудового калмыцкого народа», что завершило процесс объединения калмыков в составе РСФСР.

Столица Калмыкии — Элиста. Это место, где находятся ключевые достопримечательности региона и с чего следует начать свое путешествие.

Духовное путешествие: Золотая обитель Будды Шакьямуни

Золотой Хурул Будды Шакьямуни, что переводится как «храм» на калмыцком языке, пожалуй, нельзя охарактеризовать как историческую достопримечательность. Он был построен относительно недавно — в 2005 году. Однако, это самый большой буддистский храм в Европе, его высота составляет 63 метра.

Решение о возведении хурула было принято после посещения духовным лидером буддистов, Далай-ламой XIV, Элисты в 2004 году и получения его благословения. Строительство храма произошло оперативно — уже к концу декабря 2005 года состоялось его торжественное открытие.

Здание окружено 17 прекрасными пагодами, украшенными статуями великих буддийских пандитов (ученых) и 108 молитвенных барабанов с мантрами. Внутри хурула располагается позолоченная и инкрустированная бриллиантами статуя Будды. Ее высота составляет 9 метров. Стены храма украшены живописью с изображениями сюжетов из жизни Будды и четырнадцати далай-лам.

При входе требуется снять обувь, а женщинам рекомендуется надеть юбку или покрывать бедра платком, который выдают при входе. Внутри храма запрещено фотографирование.

У подножия хурула верующих встречает Белый старец (Цаган Аав) — языческий бог, которого почитали предки монголов, бурят и калмыков. Калмыки почитают Белого старца с древних времен, еще со времен тенгрианства — древней религии ойратов, предшественницы буддизма. С тех пор он символизирует чистоту, веру, единство, обеспечивает процветание и семейное благополучие.

Одинокий тополь в сердце степей

Калмыкия представляет собой обширные степи, лишенные деревьев, где выделяется Одинокий тополь - памятник природы республиканского значения, который расположен на южном склоне хребта Хамур. Согласно легенде, его посадил на холме буддийский монах в середине XIX века: с Тибета он привез семена в посохе.

Это исполинское древо, высотой 37 метров и обхватом ствола 5 метров, стало центром внимания и святилищем, оно привлекает множество паломников. Буддисты считают его священным и проводят здесь обряды и молитвы. Вокруг тополя установлены буддийские ступы - символы гармонии и духовного пробуждения. Считается, что вода из источников в этой местности обладает исключительными лечебными свойствами.

Одинокий тополь входит в одну из самых ярких достопримечательностей Калмыкии. Для многих может показаться, что такое тополь, но там, где степь, нет ни одного дерева, и растет тополь, которому уже около ста лет посреди степи, это на самом деле интересное место очень. Это место, куда ходят поклоняться, совершать какие-то ритуалы, оно такое священное, сакральное,

рассказал Тарбаев.

Розовая красота озер и удивительные обитатели «Черных земель»

Заповедник «Черные земли» в Черноземельском районе республики - популярное место для туристов. Здесь в степи есть возможность увидеть сайгаков, коеторые когда-то табунами бродили по степям. Эти удивительные животные с массивными носами и витыми рожками похожи на антилоп. К сожалению, браконьеры и эпидемии привели к тому, что сегодня они занесены в Красную книгу. Пеший маршрут «Тропой сайгака» простирается на 12 км.

«Черные земли» это место, где из-под земли бьет вода. Она такая вот по химическому составу немножко с газом выходит, поэтому ее можно поджечь. Получается, что из-под земли огненная вода идет,

пояснил парламентарий.

Еще одно увлекательное путешествие можно совершить к Меклетинским розовым озерам. Благодаря присутствию в соленой воде специфических микроорганизмов, озеро приобретает удивительный розовый оттенок, создавая живописное зрелище. Протяженность этого маршрута составляет 2,5 км, а оптимальное время для посещения озера - с весны до осени.

Депутат также пригласил отправиться к озеру Маныч-Гудило, где можно встретить розовых и кудрявых пеликанов, черных грифов и множество других видов пернатых. Среди заливов и островов этого соленого озера проходят миграционные маршруты редких птиц. Лучшее время для посещения - с апреля по май, протяженность маршрута - 12 км.

Этот цвет именно розовый из-за определенного сорта соли. Маныч-Гудило это большое древнее озеро, на котором, особенно во времена перелетов очень большое количество можно увидеть разных птиц, которые перелетают на юг, отдыхая там,

добавил собеседник издания.

Памятник депортации калмыцкого народа «Исход и Возвращение»

Помимо всего прочего, много еще мест связанных с Великой Отечественной войной, памятников истории. Есть памятник «Исход и Возвращение», который стоит в Элисте, он посвящен депортации калмыцкого народа. Его особенность в том, что это один из памятников в бронзе, который сделал Эрнст Неизвестный,

рассказал Сангаджи Тарбаев.

Комплекс включает в себя памятник «Исход и Возвращение» на вершине кургана, железнодорожный вагон и мемориальную табличку. Спиральная дорожка ведет к памятнику, окружающему курган. У подножия установлен железнодорожный вагон, использовавшийся для депортации калмыков. По обеим сторонам рельсов расположены гранитные плиты с годами с 1943 по 1956, отражающими период ссылки калмыцкого народа. В конце рельсов установлена мемориальная табличка с отрывком из стихотворения. Внутри вагона находится импровизированный музей.

Эпос «Джангар»: легенда о стране бессмертия

Одним из ярчайших литературных памятников калмыцкого народа является эпос «Джангар», состоящий из 12 песен. В центре произведения - прославление цветущей страны Бумбы и ее защитника, богатыря Джангара. В обетованной земле калмыцких богатырей никогда не бывает зимы, никто не знает старости и смерти.

У нас очень богатый эпос калмыцкий, «Джангар» называется. Он очень древний, передавался из уст в уста, это такой устный фольклор. Есть целая категория людей, которые в культуре называют джангарчи. Это люди, которые при помощи домбры, при помощи горлового пения рассказывают об эпосе. И эта легенда, она говорит о том, что когда-то существовала страна под названием Бумба. И там люди доживали до 25 лет, а дальше не старели. И в этом возрасте жили вечно,

рассказал депутат.

Впрочем, калмыки умеют сказку сделать былью. Волшебная страна Бумба, воспетая в калмыцком эпосе «Джангар», теперь тоже стала реальностью. На окраине поселка Адык установили кибитку-музей со старинными предметами быта кочевников и организовали спальные места для туристов. В этнопарке можно покататься на лошадях и верблюдах, принять участие в национальных играх, сфотографироваться в национальных костюмах и, конечно же, отведать традиционные блюда калмыцкой кухни.

Восклицание «Ура!» пришло из калмыцкого языка

Также Сангаджи Тарбаев рассказал легенду, согласно которой восклицание «Ура!» - это сокращение от калмыцкого «уралан», что означает «вперед», и упоминается еще в калмыцком героическом эпосе «Джангар».

Есть такая легенда, что во время Полтавской битвы, когда калмыки в ней участвовали и показали свою храбрость и доблесть на поле боя, Пётр I сказал, что с этого момента мы будем кричать не «виват», как кричали на французский манер, а «ура». И вообще в принципе «ура» это слово, которое объединяет. Буряты говорят, у них «урагша» монголы, якуты,

добавил депутат.

Фестиваль тюльпанов

В Элисту стоит отправиться ранней весной. С начала апреля степь зацветает, а значит, приходит время фестиваля тюльпанов.

У нас проводится ежегодно фестиваль тюльпанов, потому что апрель для туристов это наиболее привлекательный период. Ты приезжаешь в степь, она только просыпается, тюльпаны начинают расцветать, и вся степь усыпана разноцветным ковром. А тюльпаны дикие, и они разных цветов: желтые, белые, синие, черные. И ты идешь по этому великолепию, и глаз радуется. С каждым годом все больше и больше людей приезжает посмотреть на это чудо природы,

добавил парламентарий.

Особенности кухни кочевых народов: «калмыцкая паста», бараньи потроха и соленый чай с молоком

Калмыцкая кухня – это кухня кочевых народов, поэтому здесь преобладает мясо и молочные продукты, пояснил Сангаджи Тарбаев.

Но кочевники, наши предки, из этих продуктов научились делать много разных блюд. Поэтому калмыки говорят, что у барана нет места, которое нельзя съесть. Все идет в ход. Традиционным нашим блюдом является дотур, из потрохов барана делается. Это деликатес «на гурмана». Подобное блюдо есть в еврейской кухне тоже,

отметил парламентарий.

Дотур, по своей сути, представляет жирный суп из тушеных бараньих потрохов с добавлением молока и сала. Есть, по словам Тарбаева, и «калмыцкая паста» хурсн-махан - кусочки теста с мясом и овощами. Брендом региона можно назвать калмыцкий чай. Это напиток, в который добавляется молоко, соль, мускатный орех, лавровый лист и базилик.

Там очень большой список ингредиентов. Даже Пушкин когда-то попробовал калмыцкий чай и написал очень короткую строчку: «напитка гаже я не видел». Потому что он был непривыкший к такого рода напиткам. Но это напиток степняков, кочевников. Он пьется как в горячем, так и в холодном виде, насыщен необходимыми минимальными ингредиентами, которые позволяют делать долгие переходы кочевникам,

рассказал собеседник «Дума ТВ».

Что привезти из Калмыкии

Много всяких сувениров продается в Калмыкии. Есть ташмг, так называемый. Это нагайка или плетка, которая управляет, когда либо пасут коров, либо на лошади ездят. Это такой кнут. Многие привозят из Калмыкии буддистские сувениры в виде разных символов, статуэтки и так далее. У нас очень развита эта работа по коже. Например, ремень с калмыцкой бляшкой с определенным символом, он сделан из сыромятной кожи. Считается, что это тоже один из символов Калмыкии,

рассказал парламентарий.

Из продуктов в качестве сувениров депутат рекомендовал черную икру и баранину.

По пути к Кавказу: кто из знаменитостей посещал Калмыкию

Через Калмыкию проезжали многие русские поэты, которые направлялись на Кавказ. Среди них - Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

Среди видных калмыцких деятелей - советский поэт Давид Кугультинов. Этот человек в советское время входил в Союз писателей. Это мастодонт нашей литературы, поэзии. Его стихотворения часто цитируются всеми в Калмыкии. Это знаменитый писатель, поэт советского времени,

отметил депутат.

Также, по словам Тарбаева, среди известных джангарчи, сохранивших калмыцкий эпос - Ээлян Овла.

Перечислять можно долго, но широкому зрителю и слушателю это будет непонятно до тех пор, пока они в Калмыкию не приедут. Кстати, у калмыков письменность своя. В Советский Союз входили три народа со своей письменностью - грузины, армяне и калмыки. И только потом перешли все на кириллицу, но старокалмыцкое письмо до сих пор сохраняется, сегодня культивируется. Многие надписи в Элисте в столице Калмыкии можно увидеть именно этим шрифтом написанным. Он отличается тем, что там движение письма идет сверху вниз. То есть, это вязь такая сверху вниз, и строчки заполняются именно таким образом. Поэтому многие книги, сохранившиеся еще на старо-калмыцком языке, носят такой вертикальный характер,

добавил депутат.

Также Сангаджи Тарбаев рассказал, что в Калмыкии «все как на ладони», нет ничего скрытого, при этом все самое сакральное находится внутри людей. Поэтому для того, чтобы узнать Калмыкию депутат призвал пообщаться с местным населением.

В следующем выпуске

Дагестан — это не только живописные горы Кавказа и пляжи Каспийского моря. Достаточно отъехать от Махачкалы на 100-150 км в любую сторону, и вы окажетесь будто бы на другом континенте. Тут вас ждут каньоны и барханы, лиановые леса и высокогорные села, пещеры и гроты, старинные крепости и почти что марсианские пейзажи. О колорите республики расскажет член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутата фракции «Единая Россия» Бийсултан Хамзаев.