БАРЕНЦЕВО МОРЕ, 13 июля. /ТАСС/. Участники экспедиции Арктического плавучего университета (АПУ) завершили исследования на острове Колгуев в южной части Баренцева моря, передает корреспондент ТАСС с борта научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов". 26 июня "Молчанову" не удалось подойти к бухте поселка Бугрино из-за льдов. Руководители экспедиции изменили маршрут, на Колгуев было решено зайти на обратном пути, после высадок на Земле Франца-Иосифа и Новой Земле.
"Все запланированные на Колгуеве работы удалось выполнить. В условиях тех сжатых временных рамок, которые у нас были, считаю, что удалось хорошо поработать, все группы были оперативны. За счет слаженной работы мы смогли выполнить максимум", - сказал ТАСС руководитель экспедиции Александр Сабуров.
Орнитологическая группа провела учеты птиц, микробиологи отобрали пробы отходов жизнедеятельности животных, а также почвы, в том числе для поиска гигантских вирусов - формы жизни, открытой в 2003 году.
Представителей гигантских вирусов уже находили в арктических экосистемах. Их изучение может стать важным для понимания происхождения эукариот в процессе развития жизни. Более того, низкие температуры Арктики могли позволить сохраниться древним представителям гигантских вирусов. Если их удастся обнаружить, их можно будет сравнивать с ныне живущими и изучать их эволюцию.
"Мы отобрали пробы для исследования, важно, что у нас есть географический градиент от Земли Франца-Иосифа до Колгуева", - отметил заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины Артемий Гончаров.
Матвей Болотов из Северного Арктического федерального университета (САФУ) собрал пробы на зоопланктон на тех же участках побережья острова, что и в прошлом году. Это позволит провести сравнительный анализ.
Позднее лето
Сравнить свои результаты с прошлогодними смогут и исследователи пресноводных озер. Как пояснила доцент кафедры прикладной и системной экологии Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) Надежда Зуева, температура воды в водоеме была плюс 17 градусов, это очень теплая воды для Колгуева, при этом, в отличие от прошлого года, растений в озере было очень мало. "В этом году мы работаем позже, а растений практически нет. Они только начали расти. Берег - это сухая трава, сухая осока, и притом, что на острове тепло, - сказала она. - Надо смотреть, что было с погодой. Было все забито льдом, может, действительно было холодно, и сейчас вспышка тепла, когда все начинает расти. Сейчас только-только начала цвести калужница. Это очень красиво, но поздно".
Специалисты по почвам обнаружили в торфяниках на Колгуеве объекты, характерные для южной криолитозоны с определенным типом болот, для северной тундры они нетипичны. "Эти почвы называются по новой классификации "торфяные олиготрофные деструктивные". Для этих почв характерно отсутствие верхнего гумусового горизонта с растительностью. Это почва оголенных торфяных пятен, оголенные торфяные пятна - это результат криогенных процессов, ветровой эрозии. Такие крупные пятна характерны для южной криолитозоны, где не распространены полигональные болота, они характерны для болот крупнобугристых и части плоскобугристых", - рассказал ТАСС старший научный сотрудник группы генезиса, географии и экологии почв отдела почвоведения Института биологии ФИЦ Коми научного центра Уро РАН Дмитрий Каверин.
К южной криолитозоне относятся лесотундра и тундра, например, в районе Воркуты или Нарьян-Мара.
Плавучий университет
АПУ-2024 вышел из Архангельска 25 июня для проведения исследований в Белом и Баренцевом морях, на островах Колгуев, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Официальные спонсоры и партнеры проекта: правительство Архангельской области, Министерство науки и высшего образования РФ, Русское географическое общество, ВТБ, ГМК "Норильский Никель", Росгидромет (ФГБУ "Северное УГМС"), национальный парк "Русская Арктика", координационный центр "Плавучий университет" на базе МФТИ, круглогодичный молодежный образовательный центр "Наука".
Экспедиции Плавучего университета проводятся в рамках национального проекта "Наука и университеты", реализуемого Минобрнауки России, и входят в инициативу "Наука побеждать" Десятилетия науки и технологий.